Номинация «Проект года в психологической практике» по итогам 2011 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Психология успешности спортсмена-пловца» (монография)

Автор:

  • Юров Игорь Александрович

    кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и дефектологии, Сочинский государственный университет (Сочи)

Актуальность, научная и практическая значимость

Спортивная деятельность протекает в сложных условиях и сопровождается повышенной психической   напряженностью, соответствовать которой может далеко не каждый занимающийся спортом. Поэтому особую актуальность приобретает проблема психологической подготовки, отбора наиболее способных и перспективных спортсменов, прогнозирования успешности их спортивной деятельности, которые должны исходить из индивидуальностей спортсменов. Исследование проведено на примере пловцов и плавания, второго по популярности вида спорта, по которому разыгрываются медали на Олимпийских Играх и Чемпионатах Мира. Подготовка олимпийского чемпиона по плаванию требует больших материальных и психологических затрат. Спортсмены одного возраста, тренируясь по одним и тем программам у одного и того же тренера, достигают различных результатов. Причиной этого являются различные факторы, в том числе  психологические  особенности личности спортсмена.

В основу исследования положен принцип комплексного подхода, учитывающий уровневые индивидные, субъектные, личностные и структурные характеристики человека (Б.Г.Ананьев, В.А.Ганзен, Л.А.Головей,  А.А.Крылов, Б.Ф.Ломов, И.М.Палей,). Первая область действия комплексного метода – это организация измерений каждого испытуемого-спортсмена по многим структурно-уровневым параметрам, относящимся к свойствам индивида, субъекта спортивной деятельности и личности (комплексность по свойствам). В эту область исследования входит  измерение морфологической конституции, реактивности организма, нейродинамических характеристик, психологических параметров, характеризующих спортсмена как субъекта действия, а также свойств личности. Вторая область реализации комплексного подхода состоит в том, что разноуровневые свойства измеряются в условиях функциональных состояний (комплексность по состояниям). Между тем до последнего времени исследовались только одно-двух уровневые характеристики деятельности спортсменов и их личностные особенности, как правило, без четкой возрастной и спортивной дифференциации и на представителях разных видов спорта без учета их специфики.

С позиций принципа комплексности и системного анализа проведено исследование психологических характеристик личности, психомоторных характеристик спортсменов, их психофизиологической реактивности в тренировочной деятельности, а также их структурной взаимосвязи с успешностью спортивной деятельности в соответствии с критериями спортивного мастерства и полового диморфизма. Отсутствие эмпирических и теоретически обоснованных работ в этом направлении  определило исследование комплекса этих характеристик  в качестве актуальной проблемы настоящего исследования.

Научная значимостьсостоит в теоретической и эмпирической разработке проблемы взаимосвязи структурно-уровневых  характеристик личности спортсменов и успешности спортивной  деятельности  на основе учета их сложной многоуровневой психологической структуры как  индивида, личности  и субъекта деятельности. При сравнительном изучении в процессе тренировочной деятельности психомоторных  особенностей, динамики внимания, памяти, тревожности  и самооценки состояний, а также личностных характеристик пловцов, выявлены информативные и валидные показатели, влияющие на достижение высокого результата в плавании. Практическая значимостьработы заключается в том, что она способствует оптимизации тренировочной деятельности спортсменов-пловцов и повышает эффективность и надежность спортивного отбора от ДЮСШ до сборной команды страны. Полученные данные могут быть использованы в практике спорта для индивидуализации учебно-тренировочного процесса, для определения психогигиенических и психопрофилактических мероприятий многолетней спортивной тренировки с учетом формирования функциональных и личностных характеристик спортсменов.

Основное содержание работы (или ее этапы):

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование комплексного подхода к исследованию психологических факторов успешности пловцов

1.1. Психологические особенности плавания как особого вида спортивной деятельности.

1.2. Индивидные характеристики пловцов.

1.3. Когнитивные характеристики как факторы успешности спортивной деятельности пловцов.

1.4. Психические состояния как фактор успешности спортивной деятельности пловцов.

1.5. Субъектно-личностные характеристики пловцов.

1.6. Комплексный подход в психологии.

Глава 2.

Исследование индивидных и когнитивных характеристик как факторов успешности спортивной деятельности.

2.1. Организация и методы исследования структурно-уровневых характеристик спортсменов-пловцов.

2.2. Нейродинамические свойства пловцов.

2.3. Психологические особенности темперамента пловцов.

2.4. Психомоторные характеристики пловцов.

2.5. Динамика внимания и памяти пловцов.

Глава 3.

Личностные характеристики спортсменов-пловцов.

3.1. Состояния пловцов в спортивной деятельности.

3.2. Черты личности пловцов.

3.3. Уровень притязаний спортсменов-пловцов.

3.4. Мотивация спортсменов-пловцов.

3.5. Интра - и интеркорреляционные связи в структуре индивидуальности пловцов.

Заключение

Библиография

Приложения

Результаты, выводы

Полученные данные могут служить модельными характеристиками при отборе  пловцов в группы Олимпийской подготовки и в сборные команды, критерием прогнозирования их способностей и перспективности, степени  реактивности в тренировочной деятельности. Используемые методики и результаты могут  быть  применены для сравнительной оценки функционального и психологического состояний в спортивной деятельности, для диагностики и воспитания значимых свойств личности пловцов. Кроме того, основные положения и выводы работы могут быть перенесены в практику подготовки спортсменов  и в других видах спорта.

Содержательные материалы

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологической практике» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе