Номинация «Проект года в психологической науке» по итогам 2021 года
Все проекты номинации в 2021 году>
Реферат проекта

«Концепция психопрофилактики аутоагрессивного поведения подростков: экзистенциально-аналитический аспект» (диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук)

Автор:

Организация: ФГБУ НМИЦПиН им.Сербского В.П.

Актуальность

Изучение роли психосоциальных факторов в возникновении различных форм отклоняющегося поведения, вопросы его профилактики и коррекции являются ведущими направлениями и содержанием медицинской психологии, как научной специальности, и наиболее востребованными ее научно-практическими направлениями. Отклоняющееся аутоагрессивное поведение имеет широкий диапазон от низкодифференцированных форм (например, рискованное поведение, употребление психоактивных веществ), до высокодифференцированных осознанных суицидальных действий. Все проявления подобного поведения находятся в зоне особенно пристального внимания профессионального сообщества с учетом их вклада в показатели смертности и трудоспособности населения. Группу наибольшего риска возникновения аутоагрессивного поведения составляют подростки. На сегодняшний день общепризнанной ведущей стратегией противодействия суицидальному, самоповреждающему, рискованному поведению, а также поведению, связанному с употреблением психоактивных веществ, является первичная профилактика. Разработка и реализация эффективных мер превенции аутоагрессии в подростковом возрасте является крайне актуальной задачей.

Программы профилактики других видов аутоагрессии, чаще основаны на когнитивно-поведенческих подходах, акцентируют внимание на информационно-просветительском компоненте. В то время как важная роль принадлежит экзистенциальным переживаниям безнадежности, одиночества, экзистенциальной тревоги, отсутствия смысла при формировании любых форм аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте.

Значимость экзистенциальных основ в профилактике данных проблем недооценивается, в профилактических программах мало учитываются экзистенциальные проблемы, не разработаны персонифицированные подходы, позволяющие на основе понимания экзистенциальных мотиваций самоповреждающего, суицидального поведения и употребления ПАВ сформировать систему личностно-значимых, ценностно-смысловых противовесов, повышающих жизнестойкость подростка и снижающих необходимость прибегать к аутоагрессивному поведению.

Новизна

В представленном исследовании проведен теоретический анализ по сравнению различных психологических концептуальных подходов к проблемам суицида, самоповреждающего, рискованного поведения и употребления психоактивных веществ, выделена роль экзистенциально-аналитического подхода в понимании феномена подростковой аутоагрессии, и возможности применения его методологии, имеющие большие перспективы именно для работы с подростками, проявляющими такого рода поведение.

Разработаны теоретические основы и содержание психологической концепции профилактики аутоагрессивного поведения подростков, основанные на экзистенциально-аналитическом подходе в общеобразовательных школах. Выявлены гендерные, возрастные, социально-психологические особенности и взаимосвязи показателей разных форм аутоагрессивного поведения (самоповреждающего, суицидального, рискованного и употребления психоактивных веществ) у подростков с высоким риском.

Впервые на основе комплексного исследования показателей аутоагрессивного поведения подростков и их экзистенциальных переживаний выделена и описана система психокоррекционных мишеней на уровне первичной, вторичной и третичной профилактики аутоагрессивного поведения подростков в общеобразовательных школах, сформулированы задачи и принципы диагностической и профилактической работы специалистов психологов.

Выделены и описаны экзистенциальные механизмы личности подростков с аутоагрессивным поведением, тенденцией к аутоагрессии и нормативным поведением. Выявлены особенности экзистенциальных переживаний подростков при аутоагрессивном поведении.

Разработана и научно обоснована психологическая концепция превенции, включающая методологию экзистенциального анализа и технологии экзистенциальных подходов, базирующихся на укреплении протективных факторов развития личности и формировании фундаментальных экзистенциальных мотиваций подростков с самоповреждающим, суицидальным, рискованным поведением, связанного с употреблением ПАВ и алкоголя.

Разработаны теоретические основы, принципы и содержание программы профилактики самоповреждающим, суицидальным, рискованным поведением, связанного с употреблением ПАВ и алкоголя на основе экзистенциальных механизмов личности для общеобразовательных школ.
Сформулирован порядок реализации профессиональной подготовки для специалистов общеобразовательных школ для повышения эффективности реализации технологий персонифицированной профилактики самоповреждающего поведения подростков.

Значимость

Предложена практикоориентированная логичная система профилактических действий, в которой четко прописан алгоритм их выполнения, реализуемых на уровнях первичной, вторичной и третичной профилактики.
На каждом уровне предложены и апробированы психодиагностические методы, наиболее полно отражающие специфику показателей данной категории превенции.

Разработанные алгоритмы и методы персонально ориентированной профилактической работы учитывают экзистенциальные переживания, лежащие в основе аутоагрессивного поведения подростков.
Разработанная концепция и реализованная программа профилактики аутоагрессивного поведения подростков ориентирована на общеобразовательные школы и охватывает все уровни превенции.

Результаты

Исследование разных видов аутоагрессивного поведения показало, что спецификой подростковой аутоагрессии является полимодальность, то есть использование нескольких видов аутоагрессивного поведения. На основе анализа эмпирических исследований о распространенности и характере проявлений аутоагрессии у подростков и лиц молодого возраста были выделены два типа взаимосвязи между разными видами аутоагрессивного поведения: комплексные сочетания нескольких видов (двух, трех) аутоагресии, а также последовательная взаимосвязь, при котором один вид аутоагрессии со временем сменяет другой.

Ключевой к пониманию феномена аутоагрессии становится конфлюэнция между жизнью и смертью, рассматриваемая в экзистенциальных подходах. Изучение экзистенциальных концепций и моделей аутоагрессивного поведения позволило выявить высокую значимость экзистенциальных содержаний как для подросткового кризиса в целом, так и для формирования аутоагрессивных поведенческих копингов.

Представлено теоретическое обоснование модели экзистенциального кризиса в превенции аутоагрессивного поведения подростков. Впервые определяется понятие аутоагрессивного поведения подростков на основе представлений о негативной исходе экзистенциального кризиса, а также аперсональном поведении подростка.

Обосновывается применение экзистенциальной методологии для разработки дифференцированных моделей, основанных на концепции психопрофилактики аутоагрессивного поведения подростков.
Описаны экзистенциальные механизмы, значимо отличающие лиц с аутоагрессивным поведением. Исследованы взаимосвязи показателей депрессии с показателями экзистенциального сознания подростков с тенденцией к аутоагрессии и с подтвержденными фактами аутоагрессивного поведения.

За проект проголосовали 32 читателя
  • Обучаюсь в институте, где преподает автор.

  • В настоящее время наблюдается резкий рост проявлений различный форм аутоагрессивного поведения у подростков. Психологическая профилактика в системе общего образования информационно-просветительского характера необходима, но явно недостаточна и малоэффективна. Разработка методологии и инструментальных подходов к профилактике аутоагрессивного поведения у подростков с учетом возрастных и индивидуальных факторов становления личности конкретного ребенка представляется остро актуальной.

  • Психопрофилактика аутоагрессивного поведения у подростков - крайне актуальная тема нашего времени. Работа имеет прикладное значение. Расширение инструментария в решении данной проблемы - достойная цель.

  • Уважаю внимание и профессиональный подход к теме помощи подросткам в сложной жизненной ситуации.

  • А Лана В
    12.03.2024 в 22:08:41

    написание диссертации важно, и направление практическое

  • Александрина Андреевна достойнейший специалист в области науки и практики

  • Диссертация Григорьевой Александрины - огромный шаг вперед в развитии теории и практики российской суицидологии. В ней описано, как впервые в России к острой проблеме суицидального поведения подростков были автором применены идеи и методы экзистенциального анализа Альфрида Лэнгле. И результат этого применения оказался чрезвычайно успешным. Идеи диссертации, проверенные и подтвержденные экспериментально, достойны всяческой поддержки и быстрейшего распространения в профессиональном сообществе.

  • Ценность данной работы состоит не только в высокой актуальности темы, но и в особенностях методологии - феноменологический взгляд и экзистенциально-аналитический подход, позволяющие учитывать уникальность ситуации и индивидуальность подростка.

  • Эта самая актуальная тема в нашей стране

  • Профессионал своего дела!

  • Данная работа подготовлена на значимую тематику, предложена профилактическая работа с лицами, имеющими проявление аутоагрессивного поведения.

  • В данной работе рассматривается актуальная и социально значимая проблематика. Описаны ключевые характеристики аутоагрессивного поведения подростков и молодежи. Наиболее важным является предложенный подход к профилактической деятельности с лицами, имеющими аутоагрессивные тенденции.

  • Александра Андреевна - замечательный преподаватель и профессионал своего дела! В представленной работе затронута очень актуальная, на сегодняшний день, тема - тема подросткового аутоагрессивного поведения. А главное, представлена программа профилактики аутоагрессивного поведения подростков, ориентированная на общеобразовательные учебные заведения. Спасибо.

  • Александрина Андреевна - талантливая, целеустремленная, авторитетная.

  • В работе не просто затрагивается актуальная проблематика (суицидальное поведение подростков), а предлагается подход к ее решению на основе одного из фундаментальных психологических принципов (экзистенциально-аналитическая психотерапия)

  • Рассматриваемая тема чрезвычайно актуальна. Даны подробные сведения о проблеме и конкретные возможности ее решения. Работа имеет большое прикладное значение. На основании предложенного метода можно реально помочь большому количеству подростков и членов их семей.

  • Александрина Андреевна одна из моих любимых преподавателей в институте

  • Учусь в институте, где данный преподаватель преподает

  • Александрина Андреевна преподает в ИнститутеППиП, благодаря ее структуированным лекциям, я с успехом применяю знания и опыт в работе. Спасибо!

  • Учусь в институте, где преподает фантастический преподаватель, автор проекта, Александрина Андреевна!

  • Присутствовала на апробации. Знаю учеников.

  • Обучаюсь в институте, где автор преподаёт. Тема очень актуальная. Автором рассматриваются глубинные причины аутоагрессивного поведения и возможность их коррекции в психотепапевтическом процессе.

  • Очень актуальная тема.

  • Замечательный педагог и профессионал, училась у Александрины Андреевны в институте

  • Являюсь студенткой Александрины Андреевны.

  • Настоящий профессионал в теории и практике!

  • Я учусь в институте, где преподает Александрина Андреевна и считаю что она достойна всяческих побед в профессиональных конкурсах.

  • Учусь в ВУЗе, где преподает автор.

  • Обучаюсь в институте Иппип у данного преподавателя

  • Очень актуальная тема!

  • Учусь в институте, где преподает Григорьева А.А.

  • Учусь в институте, где преподаёт автор

  • Работа Александрины Андреевны относится к тем, которые имеют и особого рода актуальность,и новизну, и практическую применимость в таком деликатном аспекте психической жизни.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Проект года в психологической науке» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе