- Григорьева Александрина Андреевна
доктор психологических наук, старший научный сотрудник, ФГБУ НМИЦПИН Им.Сербского, (Москва)
Организация: ФГБУ НМИЦПиН им.Сербского В.П.
Актуальность
Изучение роли психосоциальных факторов в возникновении различных форм отклоняющегося поведения, вопросы его профилактики и коррекции являются ведущими направлениями и содержанием медицинской психологии, как научной специальности, и наиболее востребованными ее научно-практическими направлениями. Отклоняющееся аутоагрессивное поведение имеет широкий диапазон от низкодифференцированных форм (например, рискованное поведение, употребление психоактивных веществ), до высокодифференцированных осознанных суицидальных действий. Все проявления подобного поведения находятся в зоне особенно пристального внимания профессионального сообщества с учетом их вклада в показатели смертности и трудоспособности населения. Группу наибольшего риска возникновения аутоагрессивного поведения составляют подростки. На сегодняшний день общепризнанной ведущей стратегией противодействия суицидальному, самоповреждающему, рискованному поведению, а также поведению, связанному с употреблением психоактивных веществ, является первичная профилактика. Разработка и реализация эффективных мер превенции аутоагрессии в подростковом возрасте является крайне актуальной задачей.
Программы профилактики других видов аутоагрессии, чаще основаны на когнитивно-поведенческих подходах, акцентируют внимание на информационно-просветительском компоненте. В то время как важная роль принадлежит экзистенциальным переживаниям безнадежности, одиночества, экзистенциальной тревоги, отсутствия смысла при формировании любых форм аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте.
Значимость экзистенциальных основ в профилактике данных проблем недооценивается, в профилактических программах мало учитываются экзистенциальные проблемы, не разработаны персонифицированные подходы, позволяющие на основе понимания экзистенциальных мотиваций самоповреждающего, суицидального поведения и употребления ПАВ сформировать систему личностно-значимых, ценностно-смысловых противовесов, повышающих жизнестойкость подростка и снижающих необходимость прибегать к аутоагрессивному поведению.
Новизна
В представленном исследовании проведен теоретический анализ по сравнению различных психологических концептуальных подходов к проблемам суицида, самоповреждающего, рискованного поведения и употребления психоактивных веществ, выделена роль экзистенциально-аналитического подхода в понимании феномена подростковой аутоагрессии, и возможности применения его методологии, имеющие большие перспективы именно для работы с подростками, проявляющими такого рода поведение.
Разработаны теоретические основы и содержание психологической концепции профилактики аутоагрессивного поведения подростков, основанные на экзистенциально-аналитическом подходе в общеобразовательных школах. Выявлены гендерные, возрастные, социально-психологические особенности и взаимосвязи показателей разных форм аутоагрессивного поведения (самоповреждающего, суицидального, рискованного и употребления психоактивных веществ) у подростков с высоким риском.
Впервые на основе комплексного исследования показателей аутоагрессивного поведения подростков и их экзистенциальных переживаний выделена и описана система психокоррекционных мишеней на уровне первичной, вторичной и третичной профилактики аутоагрессивного поведения подростков в общеобразовательных школах, сформулированы задачи и принципы диагностической и профилактической работы специалистов психологов.
Выделены и описаны экзистенциальные механизмы личности подростков с аутоагрессивным поведением, тенденцией к аутоагрессии и нормативным поведением. Выявлены особенности экзистенциальных переживаний подростков при аутоагрессивном поведении.
Разработана и научно обоснована психологическая концепция превенции, включающая методологию экзистенциального анализа и технологии экзистенциальных подходов, базирующихся на укреплении протективных факторов развития личности и формировании фундаментальных экзистенциальных мотиваций подростков с самоповреждающим, суицидальным, рискованным поведением, связанного с употреблением ПАВ и алкоголя.
Разработаны теоретические основы, принципы и содержание программы профилактики самоповреждающим, суицидальным, рискованным поведением, связанного с употреблением ПАВ и алкоголя на основе экзистенциальных механизмов личности для общеобразовательных школ.
Сформулирован порядок реализации профессиональной подготовки для специалистов общеобразовательных школ для повышения эффективности реализации технологий персонифицированной профилактики самоповреждающего поведения подростков.
Значимость
Предложена практикоориентированная логичная система профилактических действий, в которой четко прописан алгоритм их выполнения, реализуемых на уровнях первичной, вторичной и третичной профилактики.
На каждом уровне предложены и апробированы психодиагностические методы, наиболее полно отражающие специфику показателей данной категории превенции.
Разработанные алгоритмы и методы персонально ориентированной профилактической работы учитывают экзистенциальные переживания, лежащие в основе аутоагрессивного поведения подростков.
Разработанная концепция и реализованная программа профилактики аутоагрессивного поведения подростков ориентирована на общеобразовательные школы и охватывает все уровни превенции.
Результаты
Исследование разных видов аутоагрессивного поведения показало, что спецификой подростковой аутоагрессии является полимодальность, то есть использование нескольких видов аутоагрессивного поведения. На основе анализа эмпирических исследований о распространенности и характере проявлений аутоагрессии у подростков и лиц молодого возраста были выделены два типа взаимосвязи между разными видами аутоагрессивного поведения: комплексные сочетания нескольких видов (двух, трех) аутоагресии, а также последовательная взаимосвязь, при котором один вид аутоагрессии со временем сменяет другой.
Ключевой к пониманию феномена аутоагрессии становится конфлюэнция между жизнью и смертью, рассматриваемая в экзистенциальных подходах. Изучение экзистенциальных концепций и моделей аутоагрессивного поведения позволило выявить высокую значимость экзистенциальных содержаний как для подросткового кризиса в целом, так и для формирования аутоагрессивных поведенческих копингов.
Представлено теоретическое обоснование модели экзистенциального кризиса в превенции аутоагрессивного поведения подростков. Впервые определяется понятие аутоагрессивного поведения подростков на основе представлений о негативной исходе экзистенциального кризиса, а также аперсональном поведении подростка.
Обосновывается применение экзистенциальной методологии для разработки дифференцированных моделей, основанных на концепции психопрофилактики аутоагрессивного поведения подростков.
Описаны экзистенциальные механизмы, значимо отличающие лиц с аутоагрессивным поведением. Исследованы взаимосвязи показателей депрессии с показателями экзистенциального сознания подростков с тенденцией к аутоагрессии и с подтвержденными фактами аутоагрессивного поведения.