Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Концепция психопрофилактики аутоагрессивного поведения подростков: экзистенциально-аналитический аспект» (диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук)


Организация: ФГБУ НМИЦПиН им.Сербского В.П.

Актуальность

Изучение роли психосоциальных факторов в возникновении различных форм отклоняющегося поведения, вопросы его профилактики и коррекции являются ведущими направлениями и содержанием медицинской психологии, как научной специальности, и наиболее востребованными ее научно-практическими направлениями. Отклоняющееся аутоагрессивное поведение имеет широкий диапазон от низкодифференцированных форм (например, рискованное поведение, употребление психоактивных веществ), до высокодифференцированных осознанных суицидальных действий. Все проявления подобного поведения находятся в зоне особенно пристального внимания профессионального сообщества с учетом их вклада в показатели смертности и трудоспособности населения. Группу наибольшего риска возникновения аутоагрессивного поведения составляют подростки. На сегодняшний день общепризнанной ведущей стратегией противодействия суицидальному, самоповреждающему, рискованному поведению, а также поведению, связанному с употреблением психоактивных веществ, является первичная профилактика. Разработка и реализация эффективных мер превенции аутоагрессии в подростковом возрасте является крайне актуальной задачей.

Программы профилактики других видов аутоагрессии, чаще основаны на когнитивно-поведенческих подходах, акцентируют внимание на информационно-просветительском компоненте. В то время как важная роль принадлежит экзистенциальным переживаниям безнадежности, одиночества, экзистенциальной тревоги, отсутствия смысла при формировании любых форм аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте.

Значимость экзистенциальных основ в профилактике данных проблем недооценивается, в профилактических программах мало учитываются экзистенциальные проблемы, не разработаны персонифицированные подходы, позволяющие на основе понимания экзистенциальных мотиваций самоповреждающего, суицидального поведения и употребления ПАВ сформировать систему личностно-значимых, ценностно-смысловых противовесов, повышающих жизнестойкость подростка и снижающих необходимость прибегать к аутоагрессивному поведению.

Новизна

В представленном исследовании проведен теоретический анализ по сравнению различных психологических концептуальных подходов к проблемам суицида, самоповреждающего, рискованного поведения и употребления психоактивных веществ, выделена роль экзистенциально-аналитического подхода в понимании феномена подростковой аутоагрессии, и возможности применения его методологии, имеющие большие перспективы именно для работы с подростками, проявляющими такого рода поведение.

Разработаны теоретические основы и содержание психологической концепции профилактики аутоагрессивного поведения подростков, основанные на экзистенциально-аналитическом подходе в общеобразовательных школах. Выявлены гендерные, возрастные, социально-психологические особенности и взаимосвязи показателей разных форм аутоагрессивного поведения (самоповреждающего, суицидального, рискованного и употребления психоактивных веществ) у подростков с высоким риском.

Впервые на основе комплексного исследования показателей аутоагрессивного поведения подростков и их экзистенциальных переживаний выделена и описана система психокоррекционных мишеней на уровне первичной, вторичной и третичной профилактики аутоагрессивного поведения подростков в общеобразовательных школах, сформулированы задачи и принципы диагностической и профилактической работы специалистов психологов.

Выделены и описаны экзистенциальные механизмы личности подростков с аутоагрессивным поведением, тенденцией к аутоагрессии и нормативным поведением. Выявлены особенности экзистенциальных переживаний подростков при аутоагрессивном поведении.

Разработана и научно обоснована психологическая концепция превенции, включающая методологию экзистенциального анализа и технологии экзистенциальных подходов, базирующихся на укреплении протективных факторов развития личности и формировании фундаментальных экзистенциальных мотиваций подростков с самоповреждающим, суицидальным, рискованным поведением, связанного с употреблением ПАВ и алкоголя.

Разработаны теоретические основы, принципы и содержание программы профилактики самоповреждающим, суицидальным, рискованным поведением, связанного с употреблением ПАВ и алкоголя на основе экзистенциальных механизмов личности для общеобразовательных школ.
Сформулирован порядок реализации профессиональной подготовки для специалистов общеобразовательных школ для повышения эффективности реализации технологий персонифицированной профилактики самоповреждающего поведения подростков.

Значимость

Предложена практикоориентированная логичная система профилактических действий, в которой четко прописан алгоритм их выполнения, реализуемых на уровнях первичной, вторичной и третичной профилактики.
На каждом уровне предложены и апробированы психодиагностические методы, наиболее полно отражающие специфику показателей данной категории превенции.

Разработанные алгоритмы и методы персонально ориентированной профилактической работы учитывают экзистенциальные переживания, лежащие в основе аутоагрессивного поведения подростков.
Разработанная концепция и реализованная программа профилактики аутоагрессивного поведения подростков ориентирована на общеобразовательные школы и охватывает все уровни превенции.

Результаты

Исследование разных видов аутоагрессивного поведения показало, что спецификой подростковой аутоагрессии является полимодальность, то есть использование нескольких видов аутоагрессивного поведения. На основе анализа эмпирических исследований о распространенности и характере проявлений аутоагрессии у подростков и лиц молодого возраста были выделены два типа взаимосвязи между разными видами аутоагрессивного поведения: комплексные сочетания нескольких видов (двух, трех) аутоагресии, а также последовательная взаимосвязь, при котором один вид аутоагрессии со временем сменяет другой.

Ключевой к пониманию феномена аутоагрессии становится конфлюэнция между жизнью и смертью, рассматриваемая в экзистенциальных подходах. Изучение экзистенциальных концепций и моделей аутоагрессивного поведения позволило выявить высокую значимость экзистенциальных содержаний как для подросткового кризиса в целом, так и для формирования аутоагрессивных поведенческих копингов.

Представлено теоретическое обоснование модели экзистенциального кризиса в превенции аутоагрессивного поведения подростков. Впервые определяется понятие аутоагрессивного поведения подростков на основе представлений о негативной исходе экзистенциального кризиса, а также аперсональном поведении подростка.

Обосновывается применение экзистенциальной методологии для разработки дифференцированных моделей, основанных на концепции психопрофилактики аутоагрессивного поведения подростков.
Описаны экзистенциальные механизмы, значимо отличающие лиц с аутоагрессивным поведением. Исследованы взаимосвязи показателей депрессии с показателями экзистенциального сознания подростков с тенденцией к аутоагрессии и с подтвержденными фактами аутоагрессивного поведения.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 32 читателя
12.03.2024 22:08:42Макаревская Надежда БоисовнаОбучаюсь в институте, где преподает автор.
12.03.2024 22:08:42Богоявленская Мария ЕвгеньевнаВ настоящее время наблюдается резкий рост проявлений различный форм аутоагрессивного поведения у подростков. Психологическая профилактика в системе общего образования информационно-просветительского характера необходима, но явно недостаточна и малоэффективна. Разработка методологии и инструментальных подходов к профилактике аутоагрессивного поведения у подростков с учетом возрастных и индивидуальных факторов становления личности конкретного ребенка представляется остро актуальной.
12.03.2024 22:08:42Ладнева Наталья ИльиничнаПсихопрофилактика аутоагрессивного поведения у подростков - крайне актуальная тема нашего времени. Работа имеет прикладное значение. Расширение инструментария в решении данной проблемы - достойная цель.
12.03.2024 22:08:41Романова Мария СергеевнаУважаю внимание и профессиональный подход к теме помощи подросткам в сложной жизненной ситуации.
12.03.2024 22:08:41А Лана Внаписание диссертации важно, и направление практическое
12.03.2024 22:08:41Лановая Алеся МихайловнаАлександрина Андреевна достойнейший специалист в области науки и практики
12.03.2024 22:08:41Рогов Владимир ПетровичДиссертация Григорьевой Александрины - огромный шаг вперед в развитии теории и практики российской суицидологии. В ней описано, как впервые в России к острой проблеме суицидального поведения подростков были автором применены идеи и методы экзистенциального анализа Альфрида Лэнгле. И результат этого применения оказался чрезвычайно успешным. Идеи диссертации, проверенные и подтвержденные экспериментально, достойны всяческой поддержки и быстрейшего распространения в профессиональном сообществе.
12.03.2024 22:08:41Танькова Ольга АлексеевнаЦенность данной работы состоит не только в высокой актуальности темы, но и в особенностях методологии - феноменологический взгляд и экзистенциально-аналитический подход, позволяющие учитывать уникальность ситуации и индивидуальность подростка.
12.03.2024 22:08:41Верижникова Ольга АлексеевнаЭта самая актуальная тема в нашей стране
12.03.2024 22:08:41Михайлова Татьяна АлексеевнаПрофессионал своего дела!
12.03.2024 22:08:41Фадеева Евгения ВладимировнаДанная работа подготовлена на значимую тематику, предложена профилактическая работа с лицами, имеющими проявление аутоагрессивного поведения.
12.03.2024 22:08:41Амелина Елена МихайловнаВ данной работе рассматривается актуальная и социально значимая проблематика. Описаны ключевые характеристики аутоагрессивного поведения подростков и молодежи. Наиболее важным является предложенный подход к профилактической деятельности с лицами, имеющими аутоагрессивные тенденции.
12.03.2024 22:08:41Ладочкина Наталья АнатольевнаАлександра Андреевна - замечательный преподаватель и профессионал своего дела! В представленной работе затронута очень актуальная, на сегодняшний день, тема - тема подросткового аутоагрессивного поведения. А главное, представлена программа профилактики аутоагрессивного поведения подростков, ориентированная на общеобразовательные учебные заведения. Спасибо.
12.03.2024 22:08:41Иванова Екатерина АлександровнаАлександрина Андреевна - талантливая, целеустремленная, авторитетная.
12.03.2024 22:08:41Марачев Максим ПавловичВ работе не просто затрагивается актуальная проблематика (суицидальное поведение подростков), а предлагается подход к ее решению на основе одного из фундаментальных психологических принципов (экзистенциально-аналитическая психотерапия)
12.03.2024 22:08:41Марачева Анна АлексеевнаРассматриваемая тема чрезвычайно актуальна. Даны подробные сведения о проблеме и конкретные возможности ее решения. Работа имеет большое прикладное значение. На основании предложенного метода можно реально помочь большому количеству подростков и членов их семей.
12.03.2024 22:08:41Иванова Евгения АлексеевнаАлександрина Андреевна одна из моих любимых преподавателей в институте
12.03.2024 22:08:41Павленко Алексей АлексейУчусь в институте, где данный преподаватель преподает
12.03.2024 22:08:41Новогренко Наталья ВалерьевнаАлександрина Андреевна преподает в ИнститутеППиП, благодаря ее структуированным лекциям, я с успехом применяю знания и опыт в работе. Спасибо!
12.03.2024 22:08:41Бдоян Ашхен ВачагановнаУчусь в институте, где преподает фантастический преподаватель, автор проекта, Александрина Андреевна!
12.03.2024 22:08:41Русаковская Ольга АлексеевнаПрисутствовала на апробации. Знаю учеников.
12.03.2024 22:08:41Маракушева Анна ВячеславовнаОбучаюсь в институте, где автор преподаёт. Тема очень актуальная. Автором рассматриваются глубинные причины аутоагрессивного поведения и возможность их коррекции в психотепапевтическом процессе.
12.03.2024 22:08:40Климова Вера ВалерьевнаОчень актуальная тема.
12.03.2024 22:08:40Дмитриева Варвара СергеевнаЗамечательный педагог и профессионал, училась у Александрины Андреевны в институте
12.03.2024 22:08:40Исакова Виктория ВикторовнаЯвляюсь студенткой Александрины Андреевны.
12.03.2024 22:08:40Калинина Александра ДмитриевнаНастоящий профессионал в теории и практике!
12.03.2024 22:08:40Андреева Екатерина ЮрьевнаЯ учусь в институте, где преподает Александрина Андреевна и считаю что она достойна всяческих побед в профессиональных конкурсах.
12.03.2024 22:08:40Пирогова Татьяна ПетровнаУчусь в ВУЗе, где преподает автор.
12.03.2024 22:08:40Сипиёва Арина АнатольевнаОбучаюсь в институте Иппип у данного преподавателя
12.03.2024 22:08:40Куркина Ангелина ИгоревнаОчень актуальная тема!
12.03.2024 22:08:40Иванова Жанна ИгоревнаУчусь в институте, где преподает Григорьева А.А.
12.03.2024 22:08:40Смирнова Валерия ВикторовнаУчусь в институте, где преподаёт автор
12.03.2024 22:08:40Чернова Ольга НиколаевнаРабота Александрины Андреевны относится к тем, которые имеют и особого рода актуальность,и новизну, и практическую применимость в таком деликатном аспекте психической жизни.

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su