«Мы стараемся – развиваемся!» (коррекционно-развивающая программа для детей с ОВЗ и трудностями обучения и социализации)
Организация: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр «Психолого-педагогической помощи «Семья и школа»
Проект «Мы стараемся – развиваемся» – это коррекционно-развивающая программа психологической помощи детям с ОВЗ и трудностями в обучении и коммуникации.
Цель проекта
Содействовать социализации и социальной адаптации детей с ОВЗ и детей с трудностями в обучении и коммуникации.
Задачи
- Развитие коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта.
- Развитие групповых форм взаимодействия и адекватных форм поведения в социуме.
- Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля.
- Развитие психических процессов и умения решать когнитивные задачи в процессе фронтальной работы.
Актуальность проекта
Важнейшей задачей современной системы образования становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, а первостепенную роль приобретают личностные и метапредметные результаты. Анализ ФГОС начального образования показывает, что к таким навыкам относятся: способность к активной коммуникации, эмоциональный интеллект, работа с информацией, аргументацией и мотивация. Все вместе эти компетенции составляют единый комплекс, обеспечивающий плодотворное обучение и решение совместных задач.
Одной из важнейших задач современного образования в соответствии с введенным Федеральным государственным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся и, в особенности тех, кто испытывает трудности в освоении учебной программы.
Дети с ОВЗ в силу особенностей работы мозга, нарушений, мешающих их мозгу развиваться и работать гармонично, часто испытывают трудности даже в освоении образовательной программы, получении основных знаний, умений, навыков по учебным курсам, а синтезировать усвоенные знания, применить умения и навыки в качестве универсальных учебных действий, как правило, становится для них невыполнимой задачей. Кроме детей с ОВЗ существует немалый процент детей, имеющих трудности в освоении образовательной программы. Причины могут быть различны – это и задержанное, дисгармоничное развитие и трудности эмоциональной саморегуляции и самоконтроля, что ведет к нарушениям внимания, и трудности коммуникации со взрослыми и сверстниками. Как дети с ОВЗ, так и дети с трудностями освоения школьной программы, с трудностями социализации, нуждаются в дополнительной психолого-педагогической помощи и поддержке, способствующей гармонизации их интеллектуальной и коммуникативно-аффективной сферы.
Практическая значимость
Практическая значимость проекта «Мы стараемся – развиваемся» заключается в возможности получения нового опыта взаимодействия с детьми и взрослыми в составе инклюзивной группы (толерантность и принятие для одних, и умение договариваться и принимать приглашение или отказ в совместной деятельности для других). Определенная структура занятий, инклюзивный состав и коррекционно-развивающая направленность курса занятий позволяют детям улучшить самоконтроль, развить рефлексию и навыки коммуникации, гармонизировать базовые психические процессы и получить новый опыт решения интеллектуальных задач.
Данная программа апробирована на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр «Психолого-педагогической помощи «Семья и школа».
Сроки и этапы реализации
- 1 этап – пропедевтический: анализ материалов консультаций, запросов на получение психолого-педагогической помощи со стороны родителей и образовательных учреждений и имеющиеся ресурсы для оказания этой помощи (сентябрь-декабрь 2018г.);
- 2 этап – подготовительный: написание и утверждение коррекционно-развивающей программы с учетом возрастных особенностей и структуры дефекта (январь-июнь 2019г.);
- 3 этап – пилотный: апробация проекта, внесение необходимых изменений в программу (сентябрь 2019 – июнь 2020г.);
- 4 этап – реализация проекта (сентябрь 2020 – июнь 2021г.);
- 5 этап – анализ полученных результатов (сентябрь-декабрь 2021г.).
Основные результаты
Согласно итоговой диагностике детей, посещавших занятия и анкетированию родителей, в результате коррекционно-развивающей работы у 100% детей повысилась мотивация к обучению, у 80% возросла концентрация внимания как в учебной, так и в коммуникативной деятельности, у 60% снизилась импульсивность, у 59% отмечается большая успешность при выполнении фронтальных заданий, увеличение темпа деятельности. У 76% отмечается повышение адекватности поведения, 62% детей лучше стали понимать последствия своего поведения. Таким образом, инклюзивный состав и определенная, закрепленная структура занятий позволяют каждому ребёнку в условиях работы в группе решать свои личные задачи и получать ту коррекционную помощь, которая ему необходима.