«Нарушение границ личности: содержание и технологии психологической помощи» (семинар-практикум для психологов)
- «Если у вас не ладятся отношения, пересмотрите свои границы. Скорее всего, дело в них». М.Мюррей.
- «Границы пронизывают все наше бытие; не поняв это, нельзя обрести смысл». У.Виртц.
- «Одна из бесценных вещей, которую пациент познает в ходе психотерапии, это границы отношений. Он узнает, что может получить от других, но также – и это гораздо важнее – чего не может получить от других». А.А.Нестерова «Профессиональная этика психолога».
Это всего лишь несколько цитат, говорящих о важности темы границ личности в любых отношениях (партнерских, детско-родительских, профессиональных и особенно терапевтических).
Работа психолога состоит не только в объяснении теории, но и в соблюдении самим психологом разного рода границ в терапевтических отношениях с клиентом (границ договоренностей, временных границ, психологических и т.д.). Через терапевтические отношения клиент получает новый опыт, интроецирует новые модели поведения и реагирования, усваивает новое отношение к себе.
Отсюда вытекает важность для психолога понимания того, что такое границы, какие они бывают и как их соблюдение влияет на ход терапии. Работа с клиентом на тему границ включает в себя и просвещение, и терапевтические методы, направленные на перестройку отношения клиента со своими и чужим границами, и, самое важное, личный пример психолога в соблюдении границ.
Эта программа направлена на исследование своих границ, а также на приобретение участниками практических техник, методов, приемов для работы с клиентом на данную тему.
Эта программа явилась результатом многолетнего изучения автором данной темы. В отечественной литературе, к сожалению, эта тема не освещена широко. С.К.Нартова-Бочавер, некоторые зарубежные авторы предлагают свои классификации границ личности. А у А.Варга, М.Боуэна и других представителей семейной системной терапии мы можем найти информацию о границах семейнфх систем и подсистем внутри семьи. Я постаралась собрать представленную информацию в логичную и понятную структуру.
Как строится семинар:
В начале – теоретический блок, знакомство с предложенной классификацией границ личности, их видами и типами. Теоретическая информация сопровождается практическими упражнениями на исследование собственных границ.
Затем знакомимся с различными способами нарушения границ, особенно психологических. Так как эти нарушения не так заметны и понятны, как нарушения, например, территориальных границ. На примере нарезки из разных кинофильмов мы анализируем способы нарушений.
Заключительный этап – знакомство и отработка навыка различных вариантов реакций на нарушение границ. Для этого используется модель эго-состояний из транзактного анализа, которая позволяет понять смысл и последствия разных реакций, а также обогатить свой спектр возможных ответов на нарушения границ и усвоить новые реакции.
Для отработки навыка наблюдения за нарушениями границ личности предлагается вести специально разработанный «Дневник наблюдения».
В результате участники семинара получают четкую структурированную информацию, снабженную примерами по видам границ личности и способам их нарушения. Также, выполняя практическую работу, психологи имеют возможность проанализировать и скорректировать состояние своих границ.
На семинаре они получают инструменты для работы с клиентом на тему границ, возможность поработать со своими границами. Все это позволит им выстраивать терапевтические отношения со здоровыми границами, а значит, быть эффективнее в своей профессии.