«Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы» (лекция)
На рубеже 2000-х годов произошло качественное изменение типа интеллекта подростков: логическая систематизация информации, основанная на понятийном мышлении, сменилась на формально-образные обобщения, при которых суть явлений не выделяется и не понимается, хотя большие объемы информации могут удерживаться в памяти.
Если структуру интеллекта составляют формально-образные обобщения, то увидеть, выделить причинно-следственные связи невозможно, поэтому решения принимаются на основе оценки вероятностей, без понимания того, как на самом деле будут развиваться события, следовательно, надежность прогнозов оказывается низкой, а перспективное планирование — невозможным.
Для «нового» типа интеллекта характерны:
- поверхностность мышления,
- пренебрежение качественным анализом,
- абсолютизация методов математического анализа,
- ошибки при принятии решений из-за непонимания причинно-следственных связей,
- неадекватность перспективного планирования и прогностической деятельности в целом.
И сейчас речь идет не просто о девятиклассниках, не просто о подростках: ученики из 2000-х уже закончили школу, получили высшее образование — это люди, которым от 20 до 40 лет. Они могут занимать достаточно приличные должности в образовании, в науке, медицине, управлении, но с таким типом мышления и таким способом принятия решений…
Интеллект не является некой самореализующейся способностью, основы которой заложены генетически, а представляет собой структуру операций, которая формируется, как подчеркивал Л.С. Выготский, в результате обучения ребенка. Характер этой структуры, тип интеллекта, который будет сформирован, зависит от уровня развития культуры, в которой растет ребенок, принятой в ней системы образования и конкретных программ, используемых при его обучении.
Голос из ВКонтакте