Номинация «Книга года по психологии»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени» (коллективная монография)

Авторы:

  • Моросанова Варвара Ильинична

    доктор психологических наук , заведующая лабораторией психологии саморегуляции, Психологический институт Российской академии образования, (Москва)

  • Зинченко Юрий Петрович

    доктор психологических наук, декан, заведующий кафедрой методологии психологии, факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, (Москва)

Организация: ФГБНУ "Психологический институт Российской академии образования"

Авторами монографии являются известные российские психологи и их ученики, объединившие свои усилия для исследования фундаментальной проблемы психической саморегуляции. Психология саморегуляции является актуальным научным направлением, в рамках которого формируются важнейшие принципы понимания механизмов субъектного развития человека, влияющих на развитие современных представлений о предмете психологии. Она отвечает на запрос современной психологии на создание интегративных междисциплинарных подходов к исследованию, включающих рассмотрение различных по своему уровню и природе регуляторных механизмов (когнитивных, личностных, нейрофизиологических и др.), что является предметом изучения различных научных дисциплин. За прошедшие годы изменились тренды в развитии психологии саморегуляции. С одной стороны, в ответ на вызовы времени произошло развитие уже существовавших подходов. С другой стороны, расширился спектр исследуемых проблем, среди которых можно отметить психологическое благополучие, возрастное развитие, контекстные и кросс-культурные особенности саморегуляции, агрессивное поведение, регуляторные основания трудностей, возникающих у детей с задержками психического развития. Современный мировой тренд нарастающего интереса к когнитивной психологии привел к более интенсивному изучению когнитивных уровней саморегуляции, в частности, управляющих функций. 

Монография состоит из семи частей, включающих 22 главы. В 1-й части показана эволюция теоретических подходов в отечественной и зарубежной психологии и раскрыты современные представления о психической саморегуляции человека в различных научных парадигмах. Часть 2 посвящена осмыслению роли осознанной саморегуляции в системе предикторов академических достижений и благополучия учащихся различных ступеней обучения. Помимо этого, она содержит описание метода диагностики стилевых особенностей саморегуляции для практических психологов. В 3-й части представлены исследования когнитивных аспектов саморегуляции в дошкольном возрасте. В 4-й части изложены результаты клинико-физиологических и психолого-педагогических исследований регуляторных особенностей детей с задержкой психического развития. В частях 5-й и 6-й освещаются исследования осознанной саморегуляции в условиях различных контекстуальных факторов: влияния образовательной среды, ситуациях кросс-культурного взаимодействия и т.д. В 7-й части представлены эмпирические исследования саморегуляции в процессе достижения профессиональных целей и регуляции состояний работающего человека. 

Таким образом, в коллективной монографии представлены актуальные теоретические подходы и эмпирические исследования в области психологии саморегуляции. Показана значимость рассмотрения проблемы саморегуляции на разных уровнях и в различных контекстах. Материалы этой книги могут оказать существенную помощь как исследователям, так и педагогам и психологам, работающим в практике образования, психологии труда и управления.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

За содействие в реализации проекта авторы благодарят коллег

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе