- Моросанова Варвара Ильинична
доктор психологических наук , заведующая лабораторией психологии саморегуляции, Психологический институт Российской академии образования, (Москва)
- Зинченко Юрий Петрович
доктор психологических наук, декан, заведующий кафедрой методологии психологии, факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, (Москва)
Организация: ФГБНУ "Психологический институт Российской академии образования"
Авторами монографии являются известные российские психологи и их ученики, объединившие свои усилия для исследования фундаментальной проблемы психической саморегуляции. Психология саморегуляции является актуальным научным направлением, в рамках которого формируются важнейшие принципы понимания механизмов субъектного развития человека, влияющих на развитие современных представлений о предмете психологии. Она отвечает на запрос современной психологии на создание интегративных междисциплинарных подходов к исследованию, включающих рассмотрение различных по своему уровню и природе регуляторных механизмов (когнитивных, личностных, нейрофизиологических и др.), что является предметом изучения различных научных дисциплин. За прошедшие годы изменились тренды в развитии психологии саморегуляции. С одной стороны, в ответ на вызовы времени произошло развитие уже существовавших подходов. С другой стороны, расширился спектр исследуемых проблем, среди которых можно отметить психологическое благополучие, возрастное развитие, контекстные и кросс-культурные особенности саморегуляции, агрессивное поведение, регуляторные основания трудностей, возникающих у детей с задержками психического развития. Современный мировой тренд нарастающего интереса к когнитивной психологии привел к более интенсивному изучению когнитивных уровней саморегуляции, в частности, управляющих функций.
Монография состоит из семи частей, включающих 22 главы. В 1-й части показана эволюция теоретических подходов в отечественной и зарубежной психологии и раскрыты современные представления о психической саморегуляции человека в различных научных парадигмах. Часть 2 посвящена осмыслению роли осознанной саморегуляции в системе предикторов академических достижений и благополучия учащихся различных ступеней обучения. Помимо этого, она содержит описание метода диагностики стилевых особенностей саморегуляции для практических психологов. В 3-й части представлены исследования когнитивных аспектов саморегуляции в дошкольном возрасте. В 4-й части изложены результаты клинико-физиологических и психолого-педагогических исследований регуляторных особенностей детей с задержкой психического развития. В частях 5-й и 6-й освещаются исследования осознанной саморегуляции в условиях различных контекстуальных факторов: влияния образовательной среды, ситуациях кросс-культурного взаимодействия и т.д. В 7-й части представлены эмпирические исследования саморегуляции в процессе достижения профессиональных целей и регуляции состояний работающего человека.
Таким образом, в коллективной монографии представлены актуальные теоретические подходы и эмпирические исследования в области психологии саморегуляции. Показана значимость рассмотрения проблемы саморегуляции на разных уровнях и в различных контекстах. Материалы этой книги могут оказать существенную помощь как исследователям, так и педагогам и психологам, работающим в практике образования, психологии труда и управления.