«Психология» (учебник)
Автор лекционных материалов, научный редактор учебника: Творогова Надежда Дмитриевна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой педагогики и медицинской психологии (последние 25 лет), руководитель отделения «Клиническая психология» (последние 10 лет) ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М.Сеченова.
В разработке материалов для практических занятий, помещенных в учебник, приняли участие дипломированные психологи - сотрудники кафедры педагогики и медицинской психологии ММА им. И.М. Сеченова: А.М.Коновалова, Д.В.Кулешов, Л.Л.Леснова, А.Г.Макалатия, Н.С.Кравцов, Н.Д.Творогова, О.В.Тимакова, И.Б.Ханина.
Предлагаемый учебник психологии представляет собой 4-е издание. 1-е издание (1997-1998 гг.) и 2-е (2002 г) были двухтомными («Лекции» и «Практикум»), рекомендованными УМО медицинских вузов РФ; 3-е издание (2011 г.) – единое учебное пособие. На XIII Национальном психологическом конкурсе по итогам 2011 г. в номинации «Проект года в психологической науке» учебное пособие «Психология» (3-е издание настоящего учебника) награждено по результатам конкурса V Съезда психологов РПО дипломом «За лучшее учебное пособие по психологии» (2012).
При подготовке, как предыдущего учебного пособия, так и настоящего учебника текст дорабатывался. Апробация практикума и курса лекций потребовала внесения дополнений в тематику предлагаемого учебника (внесены темы «Психология развития», «Психология индивидуальных различий»).
Отбор учебного материала для настоящего учебника осуществлен в соответствии с действующими в нашей стране Государственными образовательными стандартами. Изложение теоретического материала имеет следующую, общую для всех тем, структуру:
- план изложения темы;
- основные понятия темы;
- содержание темы;
- список рекомендуемой литературы;
- краткий словарь терминов;
- тестовые задания для проверки усвоения учебного материала. Ответы на тестовые задания можно найти в тексте учебника (будут обсуждаться в начале соответствующего практического занятия).
Информационный материал, представленный в учебнике, ввиду отсутствия у студентов предварительной подготовки по психологии на этапе средней школы (это не касается иностранных студентов и студентов, имеющих специальную предварительную подготовку), может быть рассмотрен как базовый. Целью базовой психологической подготовки является введение студентов в мир научной психологической мысли, обучение современной системе психологических понятий, с тем, чтобы они могли читать и понимать современную научную литературу по психологии. В учебнике описаны вопросы общей и социальной психологии, психологии личности, психологии развития, дифференциальной психологии. Структура учебника (2020г.) включает следующие разделы:
- Предмет психологии (система явлений, которые изучает психология; отрасли психологической науки).
- Структура психики, состояния сознания.
- Психология научения (привыкание; научение; условия, способствующие научению и проявлению его результатов; бихевиористский подход к пониманию отклоняющегося от социальной нормы поведения; научение как метод коррекции семейных взаимодействий).
- Деятельность (понятие «деятельность» в психологии; структура деятельности; управление своей деятельностью; личность в деятельности).
- Психология личности (понятие «личность»; структура личности; самосознание личности; развитие личности; психодиагностика; личность участников лечебно-диагностического процесса).
- Мотивация (потребности, мотивы, мотивировки; теории мотиваций; классификация потребностей; иерархия потребностей; индивидуализация способов удовлетворения потребностей; защитные мотивы).
- Восприятие (восприятие в контексте деятельности; свойства восприятий; классификация восприятий; восприятие как действие; перцептивная защита; восприятие в контексте лечебно-диагностического процесса).
- Память и мышление (память; мышление; воображение; интеллект; творческое мышление; позитивное мышление).
- Внимание.
- Эмоциональные процессы (психология эмоций; формы эмоциональных состояний; классификация эмоций; страдание и горе; страх и тревожность; психогигиена работника здравоохранения).
- Психология общения (структура общения; самопонимание и саморегуляция в процессе общения; трансфер, контртрансфер; общение в медицинских учреждениях).
- Психология групп (понятие «группа»; многомерный анализ групповой структуры; динамика группы; влияния группы на личность; изучение групп в контексте профессиональной деятельности).
- Психология развития (психология развития как отрасль психологической науки; возрастная психология; факторы и закономерности развития психики; критерии периодизации возрастного развития; развитие личности; нарушения психического развития).
- Психология индивидуальных различий (дифференциальная психология; типологии психики и ее индивидуальность; понятие «личностная индивидуальность»; индивидуальный стиль; дифференциальная психология в контексте здравоохранения).
Формы обучения базовой психологической дисциплине — лекционные, практические занятия, самостоятельная внеаудиторная работа студентов. В конце каждой главы учебника (всего 13 глав) представлены Учебно-методические материалы к практическим занятиям (всего 19 методических разработок). Содержание практических занятий находится в тесной взаимосвязи с лекционным курсом, дополняет его. Материал учебника реализует авторскую модель организации практических занятий по психологии. Структура каждого занятия включает его цели, контроль исходного уровня (письменный или устный), самостоятельную работу студентов (индивидуальную, групповую) для отработки целевых задач занятия, итоговый контроль, дающий каждому учащемуся обратную связь, реальную оценку его работы на занятии. Учебник снабжен тестовыми заданиями, ситуационными задачами, заданиями для групповой работы на занятиях. Наряду с методическими материалами к аудиторным занятиям в учебнике предлагаются и задания для самоподготовки к ним. По каждой теме приведен список литературы для самоподготовки, что не исключает для студентов возможности самостоятельно или по согласованию с преподавателем расширить этот список. Такая работа по подбору релевантных научных источников может оказаться особенно полезной при подготовке студентом доклада или при выполнении им письменной самостоятельной работы по индивидуальному заданию преподавателя.
Текст учебника включает материал, который может быть использован в процессе самоподготовки студентов. Знание фактов, закономерностей, механизмов функционирования психики понадобится студентам на последующих этапах их обучения на клинических кафедрах (в диагностике, лечении и профилактике заболеваний), при подготовке к управленческой, педагогической деятельности, др.
Многие темы учебника уже стали составной частью «фундамента» педагогической подготовки студентов медицинских вузов, которые, обучаясь в аспирантуре, изучают модульную дисциплину «Психолого-педагогические основы высшего медицинского и фармацевтического образования», проходят обучение по программе «Преподаватель высшей школы».
Предлагаемый в учебнике базовый по психологии научно-методический комплекс лег и в основу подготовки кафедрой педагогики и медицинской психологии ординаторов ФУЗа (факультета управления здравоохранением), учащихся факультета научных и научно-педагогических кадров, слушателей ФПК (цикл заведующих кафедр), постдипломной подготовки семейных врачей, др.
С позиций системного подхода человека можно рассматривать как сложную многоуровневую систему, внутри которой существует иерархия его духовной, психологической и биологической подсистем, взаимосвязь которых изучается (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, др.). Для реализации интегрального подхода к человеку и разработки стратегии и способов борьбы с болезнями, достижения здоровья, врачу необходимо наряду с глубоким знанием медико-биологических дисциплин не менее глубокое знание психологии, а также способность, готовность работать в единой команде с профессиональным психологом, говорить с ним на общем языке. Однако, судьба психологической науки в нашей стране не менее трагична, чем судьбы генетики и кибернетики. Отмеченная в начале своего становления великими именами, ставшими гордостью мировой психологической науки (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, П.Б.Ганнушкин, В.Н.Мясищев, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Б.В.Зейгарник, др.), психология была в советский период изгнана из среднего и высшего образования. Это коснулось и медицинского образования, хотя именно профессиональная среда медиков в нашей стране, как и во всем мире, рождала психологов, отнесенных к профессиональной элите.
С осени 1971г. несколько первых выпускников факультетов психологии МГУ и ЛГУ (первые профессиональные психологи в стране) стали работать в медицинских вузах на специально созданных в них кафедрах (например, в Сеченовском Университете это - кафедра педагогики и медицинской психологии; на нее была приглашена работать Н.Д.Творогова, закончившая в 1971г. факультет психологии МГУ, подготовившая свою дипломную работу под руководством проф. А.Р.Лурии). Однако, это не означает, что отечественной медициной многие десятилетия не были востребованы психологические знания. В академических институтах РАМН работали врачи — специалисты в области медицинской психологии. В Санкт-Петербурге в Психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева с советских времен функционирует Ученый совет по присуждению ученых степеней не только доктора психологических, но и доктора медицинских наук по специальности «Медицинская психология». Можно привести и другие примеры содружества медицины и психологии.
И все-таки, только в начале 90-х годов прошлого столетия психология в рамках общегуманитарной подготовки студентов стала преподаваться на всех факультетах отечественных медицинских и фармацевтических вузов. Первые типовые программы этих учебных дисциплин были разработаны на кафедре педагогики и медицинской психологии тогда ММА им. И.М.Сеченова (вуз несколько раз менял свое название). Психологическая наука развивается. Позиции психологии в медицинском образовании усиливаются; учебная дисциплина «Психология» («Психология и педагогика») в настоящий период включена в новые учебные планы всех факультетов медицинских вузов (например, в Сеченовском Университете - при освоении специальностей: лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, фармация, биоинженерия, биоинформатика, медбиохимия, медбиофизика).
Преподавание на всех факультетах медицинских вузов страны последние десятилетия опирается на целостный (холистический, от англ. hole — целый) подход к человеку. Каждый человек обладает уникальной неповторимостью, требует персонифицированного подхода к себе. При изучении, диагностике пациента, клиента специалисту приходится учитывать и особенности взаимоотношения, процесс взаимодействия с ним, поскольку он не «объект» изучения, а активный соучастник профессионально нацеленного общения с ним.
В 2000г. в РФ утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по новой психологической специальности — клиническая психология (наряду с психологической специальностью «Психология» появилась новая специальность «Клиническая психология»). Подготовкой (в специалитете) клинических психологов в нашей стране стало заниматься немало вузов, в том числе и медицинских. Базовый курс психологии (представленный в учебнике «Психология») используется и при подготовке клинических психологов. Освоенный студентами базовый курс психологии получает свое дальнейшее развитие в курсах «Медицинская психология», «Психология управления», «Педагогическая психология», «Психология семьи», др. Базовая психологическая дисциплина дополняется и системой профилированных элективных курсов. Преподавание опирается на доказательную психологию.
Надеемся, что изучение базового курса психологии, с использованием изданного в 2020г. учебника «Психология», поможет учащимся не только стать компетентными в научно-психологическом подходе, но и поможет в процессе прохождения курса глубже познать самого себя (быть личностно ориентированным).