Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Книга года по психологии»
Реферат проекта

«Психология» (учебник)


Автор лекционных материалов, научный редактор учебника: Творогова Надежда Дмитриевна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой педагогики и медицинской психологии (последние 25 лет), руководитель отделения «Клиническая психология» (последние 10 лет) ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М.Сеченова.

В разработке материалов для практических занятий, помещенных в учебник, приняли участие дипломированные психологи - сотрудники кафедры педагогики и медицинской психологии ММА им. И.М. Сеченова: А.М.Коновалова, Д.В.Кулешов, Л.Л.Леснова, А.Г.Макалатия, Н.С.Кравцов, Н.Д.Творогова, О.В.Тимакова, И.Б.Ханина.

Предлагаемый учебник психологии представляет собой 4-е издание. 1-е издание (1997-1998 гг.) и 2-е (2002 г) были двухтомными («Лекции» и «Практикум»), рекомендованными УМО медицинских вузов РФ; 3-е издание (2011 г.) – единое учебное пособие. На XIII Национальном психологическом конкурсе по итогам 2011 г. в номинации «Проект года в психологической науке» учебное пособие «Психология» (3-е издание настоящего учебника) награждено по результатам конкурса V Съезда психологов РПО дипломом «За лучшее учебное пособие по психологии» (2012).

При подготовке, как предыдущего учебного пособия, так и настоящего учебника текст дорабатывался. Апробация практикума и курса лекций потребовала внесения дополнений в тематику предлагаемого учебника (внесены темы «Психология развития», «Психология индивидуальных различий»). 

Отбор учебного материала для настоящего учебника осуществлен в соответствии с действующими в нашей стране Государственными образовательными стандартами. Изложение теоретического материала имеет следующую, общую для всех тем, структуру:

  • план изложения темы;
  • основные понятия темы;
  • содержание темы;
  • список рекомендуемой литературы;
  • краткий словарь терминов;
  • тестовые задания для проверки усвоения учебного материала. Ответы на тестовые задания можно найти в тексте учебника (будут обсуждаться в начале соответствующего практического занятия).

Информационный материал, представленный в учебнике, ввиду отсутствия у студентов предварительной подготовки по психологии на этапе средней школы (это не касается иностранных студентов и студентов, имеющих специальную предварительную подготовку), может быть рассмотрен как базовый. Целью базовой психологической подготовки является введение студентов в мир научной психологической мысли, обучение современной системе психологических понятий, с тем, чтобы они могли читать и понимать современную научную литературу по психологии. В учебнике описаны вопросы общей и социальной психологии, психологии личности, психологии развития, дифференциальной психологии. Структура учебника (2020г.) включает следующие разделы:

  1. Предмет психологии (система явлений, которые изучает психология; отрасли психологической науки).
  2. Структура психики, состояния сознания.
  3. Психология научения (привыкание; научение; условия, способствующие научению и проявлению его результатов; бихевиористский подход к пониманию отклоняющегося от социальной нормы поведения; научение как метод коррекции семейных взаимодействий).
  4. Деятельность (понятие «деятельность» в психологии; структура деятельности; управление своей деятельностью; личность в деятельности).
  5. Психология личности (понятие «личность»; структура личности; самосознание личности; развитие личности; психодиагностика; личность участников лечебно-диагностического процесса).
  6. Мотивация (потребности, мотивы, мотивировки; теории мотиваций; классификация потребностей; иерархия потребностей; индивидуализация способов удовлетворения потребностей; защитные мотивы).
  7. Восприятие (восприятие в контексте деятельности; свойства восприятий; классификация восприятий; восприятие как действие; перцептивная защита; восприятие в контексте лечебно-диагностического процесса).
  8. Память и мышление (память; мышление; воображение; интеллект; творческое  мышление; позитивное мышление).
  9. Внимание.
  10. Эмоциональные процессы (психология эмоций; формы эмоциональных состояний; классификация эмоций; страдание и горе; страх и тревожность; психогигиена работника здравоохранения).
  11. Психология общения (структура общения; самопонимание и саморегуляция в процессе общения; трансфер, контртрансфер; общение в медицинских учреждениях).
  12. Психология групп (понятие «группа»; многомерный анализ групповой структуры; динамика группы; влияния группы на личность; изучение групп в контексте профессиональной деятельности). 
  13. Психология развития (психология развития как отрасль психологической науки; возрастная психология; факторы и закономерности развития психики; критерии периодизации возрастного развития; развитие личности; нарушения психического развития).
  14. Психология индивидуальных различий (дифференциальная психология; типологии психики и ее индивидуальность; понятие «личностная индивидуальность»; индивидуальный стиль; дифференциальная психология в контексте здравоохранения).    

Формы обучения базовой психологической дисциплине  — лекционные, практические занятия, самостоятельная внеаудиторная работа студентов. В конце каждой главы учебника (всего 13 глав) представлены Учебно-методические материалы к практическим занятиям (всего 19 методических разработок). Содержание практических занятий находится в тесной взаимосвязи с лекционным курсом, дополняет его. Материал учебника реализует авторскую модель организации практических занятий по психологии. Структура каждого занятия включает его цели, контроль исходного уровня (письменный или устный), самостоятельную работу студентов (индивидуальную, групповую) для отработки целевых задач занятия, итоговый контроль, дающий каждому учащемуся обратную связь, реальную оценку его работы на занятии. Учебник снабжен тестовыми заданиями, ситуационными задачами, заданиями для групповой работы на занятиях. Наряду с методическими материалами к аудиторным занятиям в учебнике предлагаются и задания для самоподготовки к ним. По каждой теме приведен список литературы для самоподготовки, что не исключает для студентов возможности самостоятельно или по согласованию с преподавателем расширить этот список. Такая работа по подбору релевантных научных источников может оказаться особенно полезной при подготовке студентом доклада или при выполнении им письменной самостоятельной работы по индивидуальному заданию преподавателя.

Текст учебника включает материал, который может быть использован в процессе самоподготовки студентов. Знание фактов, закономерностей, механизмов функционирования психики понадобится студентам на последующих этапах их обучения на клинических кафедрах (в диагностике, лечении и профилактике заболеваний), при подготовке к управленческой, педагогической деятельности, др.

Многие темы учебника уже стали составной частью «фундамента» педагогической подготовки студентов медицинских вузов, которые, обучаясь в аспирантуре, изучают модульную дисциплину «Психолого-педагогические основы высшего медицинского и фармацевтического образования», проходят обучение по программе «Преподаватель высшей школы».

Предлагаемый в учебнике базовый по психологии научно-методический комплекс лег и в основу подготовки кафедрой педагогики и медицинской психологии ординаторов ФУЗа (факультета управления здравоохранением), учащихся факультета научных и научно-педагогических кадров, слушателей ФПК (цикл заведующих кафедр), постдипломной подготовки семейных врачей, др.        

С позиций системного подхода человека можно рассматривать как сложную многоуровневую систему, внутри которой существует иерархия его духовной, психологической и биологической подсистем, взаимосвязь которых изучается (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, др.). Для реализации интегрального подхода к человеку и разработки стратегии и способов борьбы с болезнями, достижения здоровья, врачу необходимо наряду с глубоким знанием медико-биологических дисциплин не менее глубокое знание психологии, а также способность, готовность работать в единой команде с профессиональным психологом, говорить с ним на общем языке. Однако, судьба психологической науки в нашей стране не менее трагична, чем судьбы генетики и кибернетики. Отмеченная в начале своего становления великими именами, ставшими гордостью мировой психологической науки (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, П.Б.Ганнушкин, В.Н.Мясищев, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Б.В.Зейгарник, др.), психология была в советский период изгнана из среднего и высшего образования. Это коснулось и медицинского образования, хотя именно профессиональная среда медиков в нашей стране, как и во всем мире, рождала психологов, отнесенных к профессиональной элите.

С осени 1971г. несколько первых выпускников факультетов психологии МГУ и ЛГУ (первые профессиональные психологи в стране) стали работать в медицинских вузах на специально созданных в них кафедрах (например, в Сеченовском Университете это - кафедра педагогики и медицинской психологии; на нее была приглашена работать Н.Д.Творогова, закончившая в 1971г. факультет психологии МГУ, подготовившая свою дипломную работу под руководством проф. А.Р.Лурии). Однако, это не означает, что отечественной медициной многие десятилетия не были востребованы психологические знания. В академических институтах РАМН работали врачи — специалисты в области медицинской психологии. В Санкт-Петербурге в Психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева с советских времен функционирует Ученый совет по присуждению ученых степеней не только доктора психологических, но и доктора медицинских наук по специальности «Медицинская психология». Можно привести и другие примеры содружества медицины и психологии.

И все-таки, только в начале 90-х годов прошлого столетия психология в рамках общегуманитарной подготовки студентов стала преподаваться на всех факультетах отечественных медицинских и фармацевтических вузов. Первые типовые программы этих учебных дисциплин были разработаны на кафедре педагогики и медицинской психологии тогда ММА им. И.М.Сеченова (вуз несколько раз менял свое название). Психологическая наука развивается. Позиции психологии в медицинском образовании усиливаются; учебная дисциплина «Психология» («Психология и педагогика») в настоящий период включена в новые учебные планы всех факультетов медицинских вузов (например, в Сеченовском Университете - при освоении специальностей: лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, фармация, биоинженерия, биоинформатика, медбиохимия, медбиофизика).  

Преподавание на всех факультетах медицинских вузов страны последние десятилетия опирается на целостный (холистический, от англ. hole — целый) подход к человеку. Каждый человек обладает уникальной неповторимостью, требует персонифицированного подхода к себе. При изучении, диагностике пациента, клиента специалисту приходится учитывать и особенности взаимоотношения, процесс взаимодействия с ним, поскольку он не «объект» изучения, а активный соучастник профессионально нацеленного общения с ним. 

В 2000г. в РФ утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по новой психологической специальности — клиническая психология (наряду с психологической специальностью «Психология» появилась новая специальность «Клиническая психология»). Подготовкой (в специалитете) клинических психологов в нашей стране стало заниматься немало вузов, в том числе и медицинских. Базовый курс психологии (представленный в учебнике «Психология») используется и при подготовке клинических психологов. Освоенный студентами базовый курс психологии получает свое дальнейшее развитие в курсах «Медицинская психология», «Психология управления», «Педагогическая психология», «Психология семьи», др. Базовая психологическая дисциплина дополняется и системой профилированных элективных курсов. Преподавание опирается на доказательную психологию. 

Надеемся, что изучение базового курса психологии, с использованием изданного в 2020г. учебника «Психология», поможет учащимся не только стать компетентными в научно-психологическом подходе, но и поможет в процессе прохождения курса глубже познать самого себя (быть личностно ориентированным).


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)


За содействие в реализации проекта авторы благодарят коллег:
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 71 читатель
12.03.2024 22:08:39Саркисова Диана Романовна Достойный учебник ! Спасибо !
12.03.2024 22:08:39Нефедов Руслан БорисовичУмная книга
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:39Урываев Владимир АнатольевичВысоко авторитетное издание высоко авторитетного авторского коллектива
12.03.2024 22:08:39Овчинников Валентин ВладимировичОтличная книга, изложено просто о сложном, без лишней воды.
12.03.2024 22:08:38З. Кирилл Игоревич Хороший учебник. Просто написанный текст.
12.03.2024 22:08:38Кравцов Николай СергеевичХороший учебник!
12.03.2024 22:08:38Херсонский Илья ИгоревичОчень хороший и интересный учебник.
12.03.2024 22:08:38Беленко Дина ВладимировнаОчень полезная книга для студентов психологов. Отличный инструмент обучения.
12.03.2024 22:08:38Игумнов Сергей АлександровичСовременный учебник психологии
12.03.2024 22:08:38Круглякова Анна АлексеевнаПрекрасный учебник от замечательных преподавателей
12.03.2024 22:08:38Кузнецова Татьяна АлександровнаЭта книга все всех остальных. Она имеет значимую актуальность
12.03.2024 22:08:38Заводилкина Марина ИгоревнаУдобный и информативный учебник.
12.03.2024 22:08:38Борисова Алена П.Отличный учебник! Отдельно хочу отметить актуальность изложенного материала и его доступность для понимания.
12.03.2024 22:08:38Терняк Владимир ЕвгеньевичВеликолепные авторы!
12.03.2024 22:08:38Нисанова Наталия НиколаевнаЗаслуженные авторы
12.03.2024 22:08:38Чабаненко Алена МихайловнаОтличная книга. Безумно полезна, как и начинающим психологам, так и с опытом.
12.03.2024 22:08:38Ляпина Вероника Александровнахороший учебник
12.03.2024 22:08:38Krasniy Alex АлексеевичАвтора данного произведения - настоящие светила науки, посему здесь даже и не нужно выбирать.
12.03.2024 22:08:38Cheredeeva Margarita AlЗамечательные педагоги создали замечательный учебник
12.03.2024 22:08:38Рыжова Анастасия СергеевнаХорошая книга, написанная понятным языком, с помощью которой студентам будет удобно "входить" в мир научной психологической мысли для успешного познания научной литературы по психологии.
12.03.2024 22:08:38Илюшина Людмила ВикторовнаНаписано понятно, доступно и одновременно с этим очень содержателен, подробно раскрывает темы.
12.03.2024 22:08:38Кушу Зарина Руслановна«Замечательное учебное пособие для медицинских ВУЗов от научного коллектива в лице выдающихся специалистов в области психологического образования. Настоящее издание включает в себя наиболее полный базовый курс, необходимый для подготовки студентов в области как медицинских, так и других, связанных с системой «человек-человек» специальностей. В данное издание также включены темы и задания, позволяющие обратиться к персонифицированному подходу в системе медицинского взаимодействия, что делает его ещё более ценным и уникальным.»
12.03.2024 22:08:38Медведева Елизавета ВладимировнаНевероятно полная по содержанию и информации книга.
12.03.2024 22:08:38Семочкина Анна АфанасьевнаЗамечательный учебник!
12.03.2024 22:08:38Рубан Ксения АлександровнаВ данном учебнике полно и подробно изложена вся необходимая информация, на поиски которой порой уходит достаточно много времени и требуется чтение большого количества источников.
12.03.2024 22:08:38Нестеров Иван АндреевичОчень интересная и познавательная книга
12.03.2024 22:08:38Родина Дана Дмитриевнавсе очень четко и доступно
12.03.2024 22:08:38Фатуева Екатерина СтаниславовнаНаиболее интересно и подробно доложен материал
12.03.2024 22:08:38Карпова Ева АртемовнаОчень хороший учебник
12.03.2024 22:08:38Миронова Татьяна ОлеговнаВ данном учебнике содержится очень ценная информация
12.03.2024 22:08:38Асеев Ростислав Егоровичочень хороший учебник; на предыдущих изданиях учились дети, а на этом будут внуки; очень понятный и подробный, в тоже время, лаконичен!
12.03.2024 22:08:37Багдасарян Сарра ГамлетовнаПрекрасный учебник
12.03.2024 22:08:37Калинчук Юлия АлександровнаОчень хорошо спроектирован, есть все важные аспекты
12.03.2024 22:08:37Шереметьева Анастасия ДмитриевнаОчень люблю данных авторов, их мысли и идеи.
12.03.2024 22:08:37Алексеева Елизавета Викторовнаочень продуманный учебник, приятно с ним работать; есть все задания, не нужно больше ничего
12.03.2024 22:08:37Трубицина Алина ПавловнаЗамечательный учебник !
12.03.2024 22:08:37Кодзоева Дали РуслановнаОтличный учебник!
12.03.2024 22:08:37Монахова Анастасия АлександровнаШикарное пособие, прекрасно раскрывающее психологию. Предоставлен качественный материал.
12.03.2024 22:08:37Новикова Влада СергеевнаПрекрасный учебник, в котором все темы разъяснены доступным любому читателю образом!
12.03.2024 22:08:37Яськова Елизавета ЕвгеньевнаХороший базовый учебник, позволяющий не только начать изучение психологии, но и сделать это системно
12.03.2024 22:08:37Спиридонова Арина АлександровнаЗамечательный учебник!
12.03.2024 22:08:37S Julia .................
12.03.2024 22:08:37Еременко Ольга ТарасовнаПравильно и понятным языком все написано, хорошая книга, мне она очень понравилась.
12.03.2024 22:08:37Алёхина Александра ОлеговнаХороший учебник
12.03.2024 22:08:37Сидорченко Наталья АлексеевнаЛучший учебник, самое понятное и написанное прекрасными людьми учебное пособие!
12.03.2024 22:08:37Пономарева Юлия ВладимировнаПонятный, простой и содержательный учебник
12.03.2024 22:08:37Забелина Наталья АлександровнаКлассный учебник!!! Учились дети и будет внукам на чем учиться. Очень удобно, что все задания собраны в одном учебнике, никакие другие источники не требуются. Спасибо всем кто работал над учебником!
12.03.2024 22:08:37Смирнов Павел ПетровичПонравилось. Хороший учебник
12.03.2024 22:08:37Хабалова Ольга СтаниславовнаПрекрасный учебник, наиболее полно представлена информация, даны задания, нет необходимости искать дополнительный материал!!! Спасибо за вашу работу!
12.03.2024 22:08:37Магомедов Тухчи МагомедовичОчень удобное пособие для сближения с психологией, всем рекомендую
12.03.2024 22:08:37Лютова Анастасия ДмитриевнаОтличный учебник на начальных этапах изучения психологии. В нем ёмко и понятно освещаются основные темы и понятия, материал хорошо структурирован и не перегружен.
12.03.2024 22:08:37Васильев Дмитрий ВадимовичСодержательно, но в то же время доступно освещены фундаментальные вопросы.
12.03.2024 22:08:37Ботяновский Владимир АлексеевичЗнаком с Надеждой Дмитриевной, как с опытным и отличным преподователем. Нередко использовал её методическое пособие для своих докладов. Сам учебник, я считаю, написан на очень понятном языке.
12.03.2024 22:08:37Skuybeda Anita AlexandrovnaОчень познавательный учебник, помогает в обучении
12.03.2024 22:08:37Рудченко Виталина АндреевнаОтличная книга, очень помогла в учебе
12.03.2024 22:08:37Молоток Екатерина ВитальевнаОтличное качество материала и его подача
12.03.2024 22:08:37Кудрявцева Эвелина ГеннадьевнаДля написания книги была проделана огромнейшая работа. Данный учебник является актуальным и ценным источником информации по данной теме.
12.03.2024 22:08:37Ханенко Елена АлександровнаОчень понравился учебник, подходит для студентов Вузов, и для самообразования. Благодарность авторам
12.03.2024 22:08:37Лыгина Елизавета АлексеевнаПрекрасно изложенный учебник для психологов.
12.03.2024 22:08:37Сизикова Алиса ПавловнаОчень интересно читать. Все подробно и доступно написано.
12.03.2024 22:08:37Мокрицкая Арина НиколаевнаХороший учебник с понятным разъяснением материала
12.03.2024 22:08:37Кубата Ксения ОлеговнаСодержание книги - лучшее.
12.03.2024 22:08:37Каурова Александра МихайловнаЭтот учебник привлек внимание богатым информационным материалом, а также наличием учебно-методических материалов в каждой главе. Изучение данного учебника, как мне кажется, поможет не только познакомиться с психологией, но и узнать людей вокруг, себя в том числе!
12.03.2024 22:08:37Горячева Татьяна ГермановнаИнтересный и очень профессиональный учебник по психологии. Особенно для медицинских ВУЗОВ.
12.03.2024 22:08:37Мальцева Виктория ИгоревнаНаписано очень интересно и довольно легко читать и воспринимать
12.03.2024 22:08:37Балиева Елена ЭриковнаОчень продуманный учебник, охвачено все.
12.03.2024 22:08:37Балиев Андрей ПавловичВсе понятно, подробно и доходчиво.
12.03.2024 22:08:37Юрьева Елизавета АлександровнаЯ считаю, что авторы этого учебника действительно компетентные специалисты и они достойны получить награду за их научный труд.
12.03.2024 22:08:37Масленникова Полина ВладимировнаЯ думаю, что этот учебник в полной мере раскрывает важные и нужные аспекты Психологии как науки. Имя Н.Д. Твороговой убирают все сомнения в том, что учебник недостойный.
12.03.2024 22:08:37Егорова Анастасия ИвановнаВ книге содержится много полезного!
12.03.2024 22:08:37Плюснин Александр АлексеевичРабота - достойная номинации!
12.03.2024 22:08:37Безгодова Мария ДмитриевнаУчебник написали замечательные психологи с огромным опытом.
12.03.2024 22:08:37Мешкова Лиза КонстантиновнаОтличный учебник, легко читается, все подробно и понятно описано

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su