«Психологические модели успешности выступления высококвалифицированных спортсменов на основе самооценки и уровня притязания» (диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук)
Изучение психологических причин и условий успешности выступления спортсменов, с одной стороны, и идентификация факторов риска неблагоприятного влияния на деятельность спортсмена, с другой, всегда находится в фокусе пристального внимания спортивной науки, особенно это важно для спортсменов национальных сборных команд, защищающих честь российского спорта на международных аренах.
Одним из таких подходов может стать разработка психологических моделей на основе компонентов личности, реализующихся в определенном уровне успешности деятельности спортсмена.
Исследовательские базы проекта - учебно-тренировочные базы Минспорта РФ, Российского олимпийского центра, а также база ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр спортивной медицины и реабилитации» ФМБА России.
В первой главе представлены результаты теоретического анализа современного состояния проблемы самооценки и уровня притязаний в отечественной и зарубежной психологии, современные методологические подходы и определения, критерии и функции самооценки и притязаний, психологические концепции и модели, объясняющие аспекты соотношения и рассогласования изучаемых конструктов по уровню выраженности и адекватности, а также сопряженность их с успешностью спортивной деятельности.
Содержанием второй главы является описание методов исследования и содержание этапов организации исследования.
В третьей главе описываются типовые комбинации самооценки и уровня притязаний, выделенные с учетом видов их рассогласования, изучаемые конструкты сравниваются по параметру адекватности, изучается специфика структурных взаимосвязей самооценки, индивидуально-психологических особенностей личности и успешности деятельности высококвалифицированных спортсменов, анализируются факторы, лежащие в основе успешного и неуспешного выступления на соревнованиях.
Так факторы, способствующие повышению успешности деятельности спортсмена, это сопряженность самооценки и уровня притязаний – при его высокой выраженности, способность спортсмена к самоконтролю, эмоциональная стабильность, мотивация, включающая стремление к достижению цели, к самосовершенствованию и к соперничеству, а также интернальный локус контроля общий и в области неудач.
Факторы, снижающие успешность деятельности спортсмена, одновременно являющимися факторами риска, это очень сильное расхождение самооценки и уровня притязаний, высокая мотивация достижения цели, сочетающаяся с повышенной тревожностью и высокой активностью и экстернальным локусом контроля, а также непереносимость однообразия и стремление к быстрой награде и поощрению.
Приложение содержит разработанные и апробированные автором практические рекомендации.
Научные статьи, опубликованные по теме в научных рецензируемых журналах: «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта»; «Вестник Костромского ун-та (Серия: Педагогика. Психология)»; «Спортивный психолог»; «Физическая культура, спорт – наука и практика», включенных в реферативные базы данных (Web of Science, Scopus, SSOAR, НЭБ).