Номинация «Проект года в психологической науке» по итогам 2020 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Психологические механизмы и факторы развития безопасного просоциального поведения личности» (научно-исследовательский проект по гранту российских грантодателей)

Авторы:

  • Кисляков Павел Александрович

    доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии труда и специальной психологии факультета психологии, заместитель декана по научной работе, Российский государственный социальный университет (Москва)

  • Шмелева Елена Александровна

    доктор психологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе и дополнительному образованию Шуйского филиала, Ивановский государственный университет (Шуя)

Организация: Российский государственный социальный университет

Актуальность, новизна, значимость проекта

Глобальные и локальные риски современного мира обуславливают поиск нематериальных активов, способных обеспечить безопасность человека и общества. Таким конструктом может стать воспитание личности, готовой к солидарности, ориентированной на позитивные формы взаимодействия, на бескорыстное служение обществу и имеющей просоциальные мотивы. Забота и помощь другому человеку является одной из базовых форм человеческого взаимодействия и социальных норм. Во взрослом возрасте просоциальность может приобрести особое значение, обеспечивая психологическое благополучие и духовный рост личности.

Результаты исследования вносят вклад в развитие теории социальной психологии за счет расширения представлений о личностном становлении и развитии индивида как субъекта безопасного просоциального поведения; о влиянии социально-психологических факторов на развитие безопасного просоциального поведения; о психологических механизмах его развития в различных социокультурных и экономических условиях, а также разработки комплексного психодиагностического инструментария. 

Основное содержание работы, включая научные результаты

Проект реализовался при поддержке РФФИ (№ 18-313-20001) в два этапа.

На первом этапе (30.10.2018-29.10.2019) проведен ретроспективный анализ исследования проблемы просоциального поведения. Проведено девять пилотажных исследований (n=1753 человека), выявлены мотивы просоциальной активности молодых людей, определены особенности восприятия медиаобраза просоциального поведения. Cформирован перечень инвариантных и специфических предикторов и факторов безопасного просоциального поведения. 

На втором этапе (30.10.2019-30.10.2020) построена системная модель безопасного просоциального поведения личности, включающая социально-психологические механизмы (институциональные и нравственные нормы, психологическая устойчивость, благополучие личности, нормы коллективного поведения, религиозные нормы и нормы следования национальным традициям) и факторы (социально-экологический, образовательно-гражданский, культурно-религиозный). 

Модель развития просоциального поведения основывается на механизмах социальной идентификации («Я принадлежу»), социальной адаптации («Я принимаю»), межличностной аттракции («Я чувствую»), самоактуализации («Я развиваюсь»), психологической защиты («Я сохраняю»). Доминирующими являются механизмы межличностной аттракции и самоактуализации. 

Разработаны практические программы по формированию безопасного просоциального поведения (практикоориентированные курсы, психологические тренинги, технология «pro-bono волонтерства», технология ситуативного моделирования), которые используются при подготовке студентов.

Опубликовано 36 статей (из них 7, индексируемых в Wos/Scopus; 6 из перечня ВАК РФ), 3 главы в монографиях, 1 база данных, зарегистрированная в Роспатенте. Основные результаты исследования отражены в выступлениях и обсуждениях на международных, в т.ч. зарубежных, и всероссийских научно-практических мероприятиях.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

За содействие в реализации проекта авторы благодарят коллег

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологической науке» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе