Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2020 года
Все проекты номинации в 2020 году>
Реферат проекта

«Арт-кухня – рецепты семейного благополучия» (проект психолого-педагогической инновации в работе с воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)

Авторы:

Организация: Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Старооскольский центр развития и социализации детей физкультурно-спортивной направленности «Старт»

Актуальность

У воспитанников, проживающих в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдаются признаки дезадаптации. Для решения данной проблемы мы использовали различные формы и методы: создание игровых ситуаций, проблемных ситуаций, техники сказкотерапии. И пришли к выводу, что наиболее эффективным методом работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию, является арт-терапия. На сегодняшний день теоретического материала по изучаемой проблеме довольно много. Но практических рекомендаций по применению данного метода в психолого-социальной работе с семьей недостаточно. Отсутствие методических разработок, в которых были бы систематизированы сведения об арт-терапии как методе социальной работы по сохранению детско-родительских отношений, побудило нас к разработке данного проекта.

Основное содержание работы

В основу проекта были положены наиболее эффективные методы арт-терапии и использовались объекты, которые ассоциируются с семейными традициями, домашним уютом, теплыми семейными отношениями. В ходе реализации проекта к работе привлекаются: педагог, реализующий дополнительную образовательную программу творческого объединения «Домоводство», и воспитатели групп.

Проект состоит из тематических разделов. Так, в разделе «Завтрак» размещены методики, которые, на наш взгляд, прекрасно могут быть использованы в начале арт-терапевтических сессий и на начальных этапах знакомства ребенка и взрослого с арт-терапией.

В разделе «Обед» предложены более основательные техники, которые могут быть использованы педагогом-психологом на основных этапах работы по арт-терапии, а также в середине арт-терапевтического цикла занятий.

Соответственно избранной логике, раздел «Ужин» содержит методики, наиболее эффективные при использовании в завершение арт-терапевтических занятий и на заключительных этапах работы с ребенком и взрослым.

Упражнения, вошедшие в раздел «Десерт», особенные, поскольку включают некоторые универсальные техники, которые могут быть использованы как арт-терапевтом, так и специалистами иных направлений в контексте практически любой темы и с различными возрастными категориями детей и взрослых.

Технологии арт-терапии, применяемые в ходе реализации проекта: изотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, фототерапия, метафорические ассоциативные карты, мандалотерапия.

Значимость проекта

заключается в разработке эффективного механизма оказания помощи и поддержки детям и родителям (законным представителям), попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Цель проекта: способствовать возвращению ребёнка в родную (кровную) или перемещению в замещающую семью.

Более высокого результата по гармонизации психического состояния детей, восстановлению детско-родительских отношений удалось достичь при использовании методов изотерапии, тестопластики, мандалотерапии. Методики подбирались по актуальным проблемам, с которыми чаще всего приходилось сталкиваться в работе с семьей. Одним из наиболее привлекательных методов для воспитанников учреждения оказалась техника «Рисование на стекле».

В ходе проекта на подготовительном и заключительном этапах была проведена диагностика, с целью определения психоэмоционального состояния воспитанников. Применялись различные диагностические методики: опросники, анкетирование, диагностическое наблюдение, но для максимального раскрытия внутреннего состояния ребенка наиболее информативными оказались проективные методики и методы, используемые в арт-терапии.

Для семьи в целом были предложены мероприятия по организации совместной деятельности с целью сплочения семьи, укрепления доверительных отношений между родителями и детьми, развития воспитательной уверенности. Семья участвовала в праздниках, поездках, экскурсиях, тематических вечерах, организуемых в учреждении.

Результаты

По итогам реализации данного проекта достигнуты следующие результаты:

  • создание атмосферы психологической безопасности и комфорта для эффективной психоэмоциональной реабилитации детей;
  • гармоничное развитие личности посредством активизации чувств и эмоций;
  • повышение собственной самооценки, адекватности коммуникативных проявлений;
  • формирование целенаправленной деятельности, развитие мотивационно-потребностной сферы воспитанников.

Итогом реализации данного проекта является передача детей в семьи граждан: в 2019-2020 году возвращено в биологическую семью 14 детей (64% от количества детей, поступивших в учреждение), передано в семьи граждан под предварительную опеку 3 ребенка (14% от количества детей, поступивших в учреждение).

Таким образом, реализация проекта способствовала восстановлению детско-родительских отношений, успешной социально-психологической адаптации воспитанников, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также их всестороннему развитию.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

За проект проголосовал 71 читатель
  • Кузьмина София
    12.03.2024 в 22:08:40

    Я просто уверенна в этом проекте

  • Действительно важный проект, очень хорошо описаны методы решения проблемы.

  • Актуальная тема, структура довольно проста для понимания.

  • Для меня этот проект является очень актуальным. Спасибо за раскрытие этой темы и открытия для меня новой информации. Надеюсь этот проект победит.

  • Горбунов Дмитрий
    12.03.2024 в 22:08:39

    Не важно, сколько нам лет, нам всегда нужно место, которое можно назвать домом, потому что без людей, которых ты любишь больше всего, ты всё равно будешь чувствовать себя одиноким. (Сколько бы нам ни было лет, нам нужно место, которое называется «дом», потому что без тех, кого вы любите, вы будете чувствовать себя одиноко в этом мире.)

  • Замечательный проект для детей-сирот!

  • В этом проекте наиболее полно рассмотрено такое направление, как арт-кухня, которое на самом деле является очень важным для семьи и семейной жизни.

  • Очень интересный проект. Инновационные решения в работе по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

  • Проек очень понравился. Важен для семейного устройства детей-сирот.

  • Резник Влад
    12.03.2024 в 22:08:39

    Применены интересные методики

  • Очень важный и полезный для социума проект!

  • Подобная психологическая поддержка необходима в наше время

  • Я считаю что это актуально для нашего времени

  • Хороший проект в увлекательной форме

  • Болгова Катя
    12.03.2024 в 22:08:39

    Отличный проект! Необычный подход к представленной проблеме!

  • Тема сплочения семьи, действительно очень важна. И в этом проекте подчеркнута её актуальность.

  • Проблема, описываемая в проекте, является актуальной в настоящее время. Голосую за данный проект.

  • Проект актуален и заслуживает внимания .

  • Dushkin Vladislav Andreevich
    12.03.2024 в 22:08:39

    Проект обладает интересной и понятной образовательной программой. Показано применение на практике одной из методик. Адаптация воспитанников учреждений для детей-сирот является актуальной темой

  • Интересный проект. Хорошо затронута важная проблема взаимоотношений детей и родителей.

  • В представленном проекте поднимается действительно актуальная, на сегодняшний день, проблема.

  • Я считаю, что в данном проекте поднята довольна важная проблема, ведь детей-сирот, к сожалению, на данный момент всё ещё большое количество, а их адаптация к обществу является ключевым моментом

  • Весьма необычный взгляд на актуальную проблему, серьезная проработка вопроса.

  • Отличный проект, очень актуальный и полезный для сегодняшнего дня.

  • Довольно интересный проект. Поднимает актуальные темы, может принести пользу людям.

  • Очень актуальный проект, было интересно узнать что то новое.

  • Запоминающийся, увлекательный проект

  • В данном проекте поднимается одна из самых важных проблем современного общества, а именно как помочь воспитанникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Я считаю, что этот проект психолого-педагогической инновации необходимо поддержать ради светлого будущего детей.

  • Очень интесный проект

  • Проект очень актуальный. Было интересно познакомиться. Большое спасибо за информацию.

  • проект содержит структурированный подход в психологической работе. актуальность темы полностью раскрыта. можно применить в своей работе

  • Проект интересный и тема актуальная!

  • Подобраны интересные игровые технологии, которые способствуют сплочению семьи.

  • Мне было интересно это читать

  • Проект хорошо проработан и весьма актуален

  • Проблема, которая описана в проекте актуальна. Информация полезна,изложена доступно, все по -существуу проблемы, коротко и ясно. Спасибо большое!

  • Очень актуально для детей-сирот

  • голосую за этот проект

  • Затронута актуальная тема, голосую за этот проект!

  • все понятно и очень доступно!

  • Очень интересный подход

  • Проект выделяется своими преимуществами по целому ряду параметров. Помощь в адаптации детям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, связанную с семейными отношениями является крайне релевантной темой для любого социума. Проект выделяется крайне интересным и глубоким качественным анализом, включающим как методы эксперимента, так и включенного анализа. Проект, в действительности, предлагает подробную инструкцию, готовую к имплементации ответственными организациями. Психологические тесты, а также их последующий анализ дает нам не только эмпирическое подкрепление теоретических разработок арт-кухни, но и специфицирует те практики, которые выделились наибольшей эффективностью. Данная работа внесла немалый вклад в развитие концепций и методик арт-терапии

  • Структура проекта действительно легкая для понимания.

  • Интересная методика

  • Важный и актуальный проект. Интересные арт-техники для социальной адаптации детей.

  • 1. Четко и понятно выделены аспекты проведённой работы 2. Игровая форма поможет заинтересовать ребенка в данной теме

  • Данная статья зацепила очень необычным подходом к психике ребенка. Проделанная работа позволяет понять, что авторы статьи вкладывают всю душу в детей, а так же имею высокую квалификацию, что обеспечивает большое взаимопонимание между ребенком и педогогом

  • Данный проект предлагает хорошие методики, позволяющие улучшить состояние детей в такой ситуации.

  • Очень важная тема в нынешнее время.

  • Проект раскрывает тему взаимоотношения родителей и детей, способствует сплочению семьи

  • Неординарный подход к решению данной проблемы

  • Структура проекта, действительно будет хорошо сказываться, на отношениях родителей и детей.

  • Проект интересен своей новизной, нестандартным подходом к проведению реабилитационной работы с семьёй.

  • Увлекательная форма методики и техники, которая способствует вовлечению ребенка в процесс

  • Отличный проект! Интересно представлено решение проблем с общением и адаптацией через Арт-терапию.

  • Очень актуальный проект. Коррекционная работа представлена в необычной, интересной форме.

  • В проекте рассматривается большое количество методов работы с детьми, что, в свою очередь, отлично помогает, результаты это подтверждают.

  • Проект важный и интересный и я убеждена в значимости данного проекта.

  • Интересные арт-техники в работе с детьми с воспитанниками интернатных учреждений

  • Грамотный подход практикующих специалистов,инновационные методы работы ,интересное и доступное изложение материала.

  • Проект полностью понятен! Вызывает особой интерес.

  • Поднята актуальная тема. Есть хорошие арт-техники, позволяющие решить серьезную проблему родителей и детей.

  • Конструктивно описана проблема необходимости сплочения семьи.

  • Подобраные уникальные техники в игровой манере

  • Необходимость поддержки детей сирот

  • Проект эффективный в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, используется много интересных методов арт-терапии.

  • Проект помогает выстраиванию отношений с родителями, повышению самооценки. А также способствует социальной и психологической адаптации детей.

  • Понравились методики и техники, используемые при реализации данного проекта.

  • Продемонстрированы неплохие арт-техники в продолжении взаимоотношений между родителями и детьми

  • В проекте отлично выражена актуальность проблемы и методы ее решения. Данная методика действительно является продуктивной, так как эффективная психоэмоциональная реабилитации детей, станет фундаментом для сплочения семьи. Проект проработан детально, для каждого воспитанника можно подобрать способ, технику взаимодействия, на которую он откликается.

  • Творческий подход в реализации работы по семейному устройству детей сирот

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе