Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Арт-кухня – рецепты семейного благополучия» (проект психолого-педагогической инновации в работе с воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)


Актуальность

У воспитанников, проживающих в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдаются признаки дезадаптации. Для решения данной проблемы мы использовали различные формы и методы: создание игровых ситуаций, проблемных ситуаций, техники сказкотерапии. И пришли к выводу, что наиболее эффективным методом работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию, является арт-терапия. На сегодняшний день теоретического материала по изучаемой проблеме довольно много. Но практических рекомендаций по применению данного метода в психолого-социальной работе с семьей недостаточно. Отсутствие методических разработок, в которых были бы систематизированы сведения об арт-терапии как методе социальной работы по сохранению детско-родительских отношений, побудило нас к разработке данного проекта.

Основное содержание работы

В основу проекта были положены наиболее эффективные методы арт-терапии и использовались объекты, которые ассоциируются с семейными традициями, домашним уютом, теплыми семейными отношениями. В ходе реализации проекта к работе привлекаются: педагог, реализующий дополнительную образовательную программу творческого объединения «Домоводство», и воспитатели групп.

Проект состоит из тематических разделов. Так, в разделе «Завтрак» размещены методики, которые, на наш взгляд, прекрасно могут быть использованы в начале арт-терапевтических сессий и на начальных этапах знакомства ребенка и взрослого с арт-терапией.

В разделе «Обед» предложены более основательные техники, которые могут быть использованы педагогом-психологом на основных этапах работы по арт-терапии, а также в середине арт-терапевтического цикла занятий.

Соответственно избранной логике, раздел «Ужин» содержит методики, наиболее эффективные при использовании в завершение арт-терапевтических занятий и на заключительных этапах работы с ребенком и взрослым.

Упражнения, вошедшие в раздел «Десерт», особенные, поскольку включают некоторые универсальные техники, которые могут быть использованы как арт-терапевтом, так и специалистами иных направлений в контексте практически любой темы и с различными возрастными категориями детей и взрослых.

Технологии арт-терапии, применяемые в ходе реализации проекта: изотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, фототерапия, метафорические ассоциативные карты, мандалотерапия.

Значимость проекта

заключается в разработке эффективного механизма оказания помощи и поддержки детям и родителям (законным представителям), попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Цель проекта: способствовать возвращению ребёнка в родную (кровную) или перемещению в замещающую семью.

Более высокого результата по гармонизации психического состояния детей, восстановлению детско-родительских отношений удалось достичь при использовании методов изотерапии, тестопластики, мандалотерапии. Методики подбирались по актуальным проблемам, с которыми чаще всего приходилось сталкиваться в работе с семьей. Одним из наиболее привлекательных методов для воспитанников учреждения оказалась техника «Рисование на стекле».

В ходе проекта на подготовительном и заключительном этапах была проведена диагностика, с целью определения психоэмоционального состояния воспитанников. Применялись различные диагностические методики: опросники, анкетирование, диагностическое наблюдение, но для максимального раскрытия внутреннего состояния ребенка наиболее информативными оказались проективные методики и методы, используемые в арт-терапии.

Для семьи в целом были предложены мероприятия по организации совместной деятельности с целью сплочения семьи, укрепления доверительных отношений между родителями и детьми, развития воспитательной уверенности. Семья участвовала в праздниках, поездках, экскурсиях, тематических вечерах, организуемых в учреждении.

Результаты

По итогам реализации данного проекта достигнуты следующие результаты:

  • создание атмосферы психологической безопасности и комфорта для эффективной психоэмоциональной реабилитации детей;
  • гармоничное развитие личности посредством активизации чувств и эмоций;
  • повышение собственной самооценки, адекватности коммуникативных проявлений;
  • формирование целенаправленной деятельности, развитие мотивационно-потребностной сферы воспитанников.

Итогом реализации данного проекта является передача детей в семьи граждан: в 2019-2020 году возвращено в биологическую семью 14 детей (64% от количества детей, поступивших в учреждение), передано в семьи граждан под предварительную опеку 3 ребенка (14% от количества детей, поступивших в учреждение).

Таким образом, реализация проекта способствовала восстановлению детско-родительских отношений, успешной социально-психологической адаптации воспитанников, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также их всестороннему развитию.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 71 читатель
12.03.2024 22:08:40Кузьмина София Я просто уверенна в этом проекте
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:40Болотина Александра ДмитриевнаДействительно важный проект, очень хорошо описаны методы решения проблемы.
12.03.2024 22:08:39Яборов Дмитрий АлексеевичАктуальная тема, структура довольно проста для понимания.
12.03.2024 22:08:39Кушнаренко Станислав МихайловичДля меня этот проект является очень актуальным. Спасибо за раскрытие этой темы и открытия для меня новой информации. Надеюсь этот проект победит.
12.03.2024 22:08:39Горбунов Дмитрий Не важно, сколько нам лет, нам всегда нужно место, которое можно назвать домом, потому что без людей, которых ты любишь больше всего, ты всё равно будешь чувствовать себя одиноким. (Сколько бы нам ни было лет, нам нужно место, которое называется «дом», потому что без тех, кого вы любите, вы будете чувствовать себя одиноко в этом мире.)
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:39Куфаева Оксана ПавловнаЗамечательный проект для детей-сирот!
12.03.2024 22:08:39Гусаров Дмитрий АндреевичВ этом проекте наиболее полно рассмотрено такое направление, как арт-кухня, которое на самом деле является очень важным для семьи и семейной жизни.
12.03.2024 22:08:39Ватутин Николай ВасильевичОчень интересный проект. Инновационные решения в работе по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей.
12.03.2024 22:08:39Куфаев Виктор АнатольевичПроек очень понравился. Важен для семейного устройства детей-сирот.
12.03.2024 22:08:39Резник Влад Применены интересные методики
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:39Безбатченко Антон Очень важный и полезный для социума проект!
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:39Галищева Анна ВасильеваПодобная психологическая поддержка необходима в наше время
12.03.2024 22:08:39Галищев Роман СергеевичЯ считаю что это актуально для нашего времени
12.03.2024 22:08:39Иванова Елизавета ВладимировнаХороший проект в увлекательной форме
12.03.2024 22:08:39Болгова Катя Отличный проект! Необычный подход к представленной проблеме!
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:39Охотников Андрей ОлеговичТема сплочения семьи, действительно очень важна. И в этом проекте подчеркнута её актуальность.
12.03.2024 22:08:39Гончаров Александр НиколаевичПроблема, описываемая в проекте, является актуальной в настоящее время. Голосую за данный проект.
12.03.2024 22:08:39Межуева Марина АлексеевнаПроект актуален и заслуживает внимания .
12.03.2024 22:08:39Dushkin Vladislav AndreevichПроект обладает интересной и понятной образовательной программой. Показано применение на практике одной из методик. Адаптация воспитанников учреждений для детей-сирот является актуальной темой
12.03.2024 22:08:39Грачев Александр АльбертовичИнтересный проект. Хорошо затронута важная проблема взаимоотношений детей и родителей.
12.03.2024 22:08:39Дубинин Михаил АндреевичВ представленном проекте поднимается действительно актуальная, на сегодняшний день, проблема.
12.03.2024 22:08:39Тюлин Александр АндреевичЯ считаю, что в данном проекте поднята довольна важная проблема, ведь детей-сирот, к сожалению, на данный момент всё ещё большое количество, а их адаптация к обществу является ключевым моментом
12.03.2024 22:08:39Михеенко Алексей ДмитриевичВесьма необычный взгляд на актуальную проблему, серьезная проработка вопроса.
12.03.2024 22:08:39Бобров Дмитрий АндреевичОтличный проект, очень актуальный и полезный для сегодняшнего дня.
12.03.2024 22:08:39Куфаев Сергей ВикторовичДовольно интересный проект. Поднимает актуальные темы, может принести пользу людям.
12.03.2024 22:08:39Амелин Валерий СергеевичОчень актуальный проект, было интересно узнать что то новое.
12.03.2024 22:08:39Ганеев Артур НазировичЗапоминающийся, увлекательный проект
12.03.2024 22:08:39Боголюбов Илья АндреневичВ данном проекте поднимается одна из самых важных проблем современного общества, а именно как помочь воспитанникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Я считаю, что этот проект психолого-педагогической инновации необходимо поддержать ради светлого будущего детей.
12.03.2024 22:08:39Терских Юлия СергеевнаОчень интесный проект
12.03.2024 22:08:39Быкова Ирина ВасильевнаПроект очень актуальный. Было интересно познакомиться. Большое спасибо за информацию.
12.03.2024 22:08:39Трунова Ирина Геннадьевнапроект содержит структурированный подход в психологической работе. актуальность темы полностью раскрыта. можно применить в своей работе
12.03.2024 22:08:39Крамская Виктория ВладимировнаПроект интересный и тема актуальная!
12.03.2024 22:08:39Матвейчук Надежда ПетровнаПодобраны интересные игровые технологии, которые способствуют сплочению семьи.
12.03.2024 22:08:39Зиновьева Оксана МихайловнаМне было интересно это читать
12.03.2024 22:08:39Зиновьев Илья ЕвгеньевичПроект хорошо проработан и весьма актуален
12.03.2024 22:08:38Афанасьева Ирина АнатольевнаПроблема, которая описана в проекте актуальна. Информация полезна,изложена доступно, все по -существуу проблемы, коротко и ясно. Спасибо большое!
12.03.2024 22:08:38Салькова Наталья АлександровнаОчень актуально для детей-сирот
12.03.2024 22:08:38Прокудин Валерий Николаевичголосую за этот проект
12.03.2024 22:08:38Заруднева Александра ФедоровнаЗатронута актуальная тема, голосую за этот проект!
12.03.2024 22:08:38Заруднев Влад Владимировичвсе понятно и очень доступно!
12.03.2024 22:08:38Павлидий Леонид ФёдоровичОчень интересный подход
12.03.2024 22:08:38Сущенко Артур РомановичПроект выделяется своими преимуществами по целому ряду параметров. Помощь в адаптации детям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, связанную с семейными отношениями является крайне релевантной темой для любого социума. Проект выделяется крайне интересным и глубоким качественным анализом, включающим как методы эксперимента, так и включенного анализа. Проект, в действительности, предлагает подробную инструкцию, готовую к имплементации ответственными организациями. Психологические тесты, а также их последующий анализ дает нам не только эмпирическое подкрепление теоретических разработок арт-кухни, но и специфицирует те практики, которые выделились наибольшей эффективностью. Данная работа внесла немалый вклад в развитие концепций и методик арт-терапии
12.03.2024 22:08:38Шевченко Софья ВитальевнаСтруктура проекта действительно легкая для понимания.
12.03.2024 22:08:38Лепехина Ольга ВитальевнаИнтересная методика
12.03.2024 22:08:38Присухина Елена ПетровнаВажный и актуальный проект. Интересные арт-техники для социальной адаптации детей.
12.03.2024 22:08:38Белинский Александр Игоревич1. Четко и понятно выделены аспекты проведённой работы 2. Игровая форма поможет заинтересовать ребенка в данной теме
12.03.2024 22:08:38Ильинский Николай ИгоревичДанная статья зацепила очень необычным подходом к психике ребенка. Проделанная работа позволяет понять, что авторы статьи вкладывают всю душу в детей, а так же имею высокую квалификацию, что обеспечивает большое взаимопонимание между ребенком и педогогом
12.03.2024 22:08:38Усиков Данил АлексеевичДанный проект предлагает хорошие методики, позволяющие улучшить состояние детей в такой ситуации.
12.03.2024 22:08:38Белинская Екатерина ОлеговнаОчень важная тема в нынешнее время.
12.03.2024 22:08:38Разумов Даниил АндреевичПроект раскрывает тему взаимоотношения родителей и детей, способствует сплочению семьи
12.03.2024 22:08:38Тупицин Вячеслав ИгоревичНеординарный подход к решению данной проблемы
12.03.2024 22:08:38Мягков Дмитрий АндреевичСтруктура проекта, действительно будет хорошо сказываться, на отношениях родителей и детей.
12.03.2024 22:08:38Цыплянский Михаил ФёдоровичПроект интересен своей новизной, нестандартным подходом к проведению реабилитационной работы с семьёй.
12.03.2024 22:08:38Лепехина Татьяна ВитальевнаУвлекательная форма методики и техники, которая способствует вовлечению ребенка в процесс
12.03.2024 22:08:38Алешечкина Мария ИльиничнаОтличный проект! Интересно представлено решение проблем с общением и адаптацией через Арт-терапию.
12.03.2024 22:08:38Цыплянская Елена АлександровнаОчень актуальный проект. Коррекционная работа представлена в необычной, интересной форме.
12.03.2024 22:08:38Мензоров Константин АндреевичВ проекте рассматривается большое количество методов работы с детьми, что, в свою очередь, отлично помогает, результаты это подтверждают.
12.03.2024 22:08:38Овод Мария АлександровнаПроект важный и интересный и я убеждена в значимости данного проекта.
12.03.2024 22:08:38Овод Сергей НиколаевичИнтересные арт-техники в работе с детьми с воспитанниками интернатных учреждений
12.03.2024 22:08:38Павлиди Виктория АнатольевнаГрамотный подход практикующих специалистов,инновационные методы работы ,интересное и доступное изложение материала.
12.03.2024 22:08:38Ковальчук Владислав ВладимировичПроект полностью понятен! Вызывает особой интерес.
12.03.2024 22:08:38Нуштаев Данил АлександровичПоднята актуальная тема. Есть хорошие арт-техники, позволяющие решить серьезную проблему родителей и детей.
12.03.2024 22:08:38Ефимов Георгий ВладимировичКонструктивно описана проблема необходимости сплочения семьи.
12.03.2024 22:08:38Караулов Владислав ГермановичПодобраные уникальные техники в игровой манере
12.03.2024 22:08:38Симоненкова Ольга НиколаевнаНеобходимость поддержки детей сирот
12.03.2024 22:08:38Пырх Тамара ГригорьевнаПроект эффективный в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, используется много интересных методов арт-терапии.
12.03.2024 22:08:38Водопьянов Алексей ВладимировичПроект помогает выстраиванию отношений с родителями, повышению самооценки. А также способствует социальной и психологической адаптации детей.
12.03.2024 22:08:37Чеканова Анна ОлеговнаПонравились методики и техники, используемые при реализации данного проекта.
12.03.2024 22:08:37Тирский Богдан ДмитриевичПродемонстрированы неплохие арт-техники в продолжении взаимоотношений между родителями и детьми
12.03.2024 22:08:37Водопьянов Максим АлексеевичВ проекте отлично выражена актуальность проблемы и методы ее решения. Данная методика действительно является продуктивной, так как эффективная психоэмоциональная реабилитации детей, станет фундаментом для сплочения семьи. Проект проработан детально, для каждого воспитанника можно подобрать способ, технику взаимодействия, на которую он откликается.
12.03.2024 22:08:37Водопьянова Людмила НиколаевнаТворческий подход в реализации работы по семейному устройству детей сирот

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su