Номинация «Психологический инструмент года»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Арт-кухня – рецепты семейного благополучия» (проект психолого-педагогической инновации в работе с воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)

Авторы:

Организация: Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Старооскольский центр развития и социализации детей физкультурно-спортивной направленности «Старт»

Актуальность

У воспитанников, проживающих в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдаются признаки дезадаптации. Для решения данной проблемы мы использовали различные формы и методы: создание игровых ситуаций, проблемных ситуаций, техники сказкотерапии. И пришли к выводу, что наиболее эффективным методом работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию, является арт-терапия. На сегодняшний день теоретического материала по изучаемой проблеме довольно много. Но практических рекомендаций по применению данного метода в психолого-социальной работе с семьей недостаточно. Отсутствие методических разработок, в которых были бы систематизированы сведения об арт-терапии как методе социальной работы по сохранению детско-родительских отношений, побудило нас к разработке данного проекта.

Основное содержание работы

В основу проекта были положены наиболее эффективные методы арт-терапии и использовались объекты, которые ассоциируются с семейными традициями, домашним уютом, теплыми семейными отношениями. В ходе реализации проекта к работе привлекаются: педагог, реализующий дополнительную образовательную программу творческого объединения «Домоводство», и воспитатели групп.

Проект состоит из тематических разделов. Так, в разделе «Завтрак» размещены методики, которые, на наш взгляд, прекрасно могут быть использованы в начале арт-терапевтических сессий и на начальных этапах знакомства ребенка и взрослого с арт-терапией.

В разделе «Обед» предложены более основательные техники, которые могут быть использованы педагогом-психологом на основных этапах работы по арт-терапии, а также в середине арт-терапевтического цикла занятий.

Соответственно избранной логике, раздел «Ужин» содержит методики, наиболее эффективные при использовании в завершение арт-терапевтических занятий и на заключительных этапах работы с ребенком и взрослым.

Упражнения, вошедшие в раздел «Десерт», особенные, поскольку включают некоторые универсальные техники, которые могут быть использованы как арт-терапевтом, так и специалистами иных направлений в контексте практически любой темы и с различными возрастными категориями детей и взрослых.

Технологии арт-терапии, применяемые в ходе реализации проекта: изотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, фототерапия, метафорические ассоциативные карты, мандалотерапия.

Значимость проекта

заключается в разработке эффективного механизма оказания помощи и поддержки детям и родителям (законным представителям), попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Цель проекта: способствовать возвращению ребёнка в родную (кровную) или перемещению в замещающую семью.

Более высокого результата по гармонизации психического состояния детей, восстановлению детско-родительских отношений удалось достичь при использовании методов изотерапии, тестопластики, мандалотерапии. Методики подбирались по актуальным проблемам, с которыми чаще всего приходилось сталкиваться в работе с семьей. Одним из наиболее привлекательных методов для воспитанников учреждения оказалась техника «Рисование на стекле».

В ходе проекта на подготовительном и заключительном этапах была проведена диагностика, с целью определения психоэмоционального состояния воспитанников. Применялись различные диагностические методики: опросники, анкетирование, диагностическое наблюдение, но для максимального раскрытия внутреннего состояния ребенка наиболее информативными оказались проективные методики и методы, используемые в арт-терапии.

Для семьи в целом были предложены мероприятия по организации совместной деятельности с целью сплочения семьи, укрепления доверительных отношений между родителями и детьми, развития воспитательной уверенности. Семья участвовала в праздниках, поездках, экскурсиях, тематических вечерах, организуемых в учреждении.

Результаты

По итогам реализации данного проекта достигнуты следующие результаты:

  • создание атмосферы психологической безопасности и комфорта для эффективной психоэмоциональной реабилитации детей;
  • гармоничное развитие личности посредством активизации чувств и эмоций;
  • повышение собственной самооценки, адекватности коммуникативных проявлений;
  • формирование целенаправленной деятельности, развитие мотивационно-потребностной сферы воспитанников.

Итогом реализации данного проекта является передача детей в семьи граждан: в 2019-2020 году возвращено в биологическую семью 14 детей (64% от количества детей, поступивших в учреждение), передано в семьи граждан под предварительную опеку 3 ребенка (14% от количества детей, поступивших в учреждение).

Таким образом, реализация проекта способствовала восстановлению детско-родительских отношений, успешной социально-психологической адаптации воспитанников, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также их всестороннему развитию.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе