«Арт-кухня – рецепты семейного благополучия» (проект психолого-педагогической инновации в работе с воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)
Актуальность
У воспитанников, проживающих в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдаются признаки дезадаптации. Для решения данной проблемы мы использовали различные формы и методы: создание игровых ситуаций, проблемных ситуаций, техники сказкотерапии. И пришли к выводу, что наиболее эффективным методом работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию, является арт-терапия. На сегодняшний день теоретического материала по изучаемой проблеме довольно много. Но практических рекомендаций по применению данного метода в психолого-социальной работе с семьей недостаточно. Отсутствие методических разработок, в которых были бы систематизированы сведения об арт-терапии как методе социальной работы по сохранению детско-родительских отношений, побудило нас к разработке данного проекта.
Основное содержание работы
В основу проекта были положены наиболее эффективные методы арт-терапии и использовались объекты, которые ассоциируются с семейными традициями, домашним уютом, теплыми семейными отношениями. В ходе реализации проекта к работе привлекаются: педагог, реализующий дополнительную образовательную программу творческого объединения «Домоводство», и воспитатели групп.
Проект состоит из тематических разделов. Так, в разделе «Завтрак» размещены методики, которые, на наш взгляд, прекрасно могут быть использованы в начале арт-терапевтических сессий и на начальных этапах знакомства ребенка и взрослого с арт-терапией.
В разделе «Обед» предложены более основательные техники, которые могут быть использованы педагогом-психологом на основных этапах работы по арт-терапии, а также в середине арт-терапевтического цикла занятий.
Соответственно избранной логике, раздел «Ужин» содержит методики, наиболее эффективные при использовании в завершение арт-терапевтических занятий и на заключительных этапах работы с ребенком и взрослым.
Упражнения, вошедшие в раздел «Десерт», особенные, поскольку включают некоторые универсальные техники, которые могут быть использованы как арт-терапевтом, так и специалистами иных направлений в контексте практически любой темы и с различными возрастными категориями детей и взрослых.
Технологии арт-терапии, применяемые в ходе реализации проекта: изотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, фототерапия, метафорические ассоциативные карты, мандалотерапия.
Значимость проекта
заключается в разработке эффективного механизма оказания помощи и поддержки детям и родителям (законным представителям), попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Цель проекта: способствовать возвращению ребёнка в родную (кровную) или перемещению в замещающую семью.
Более высокого результата по гармонизации психического состояния детей, восстановлению детско-родительских отношений удалось достичь при использовании методов изотерапии, тестопластики, мандалотерапии. Методики подбирались по актуальным проблемам, с которыми чаще всего приходилось сталкиваться в работе с семьей. Одним из наиболее привлекательных методов для воспитанников учреждения оказалась техника «Рисование на стекле».
В ходе проекта на подготовительном и заключительном этапах была проведена диагностика, с целью определения психоэмоционального состояния воспитанников. Применялись различные диагностические методики: опросники, анкетирование, диагностическое наблюдение, но для максимального раскрытия внутреннего состояния ребенка наиболее информативными оказались проективные методики и методы, используемые в арт-терапии.
Для семьи в целом были предложены мероприятия по организации совместной деятельности с целью сплочения семьи, укрепления доверительных отношений между родителями и детьми, развития воспитательной уверенности. Семья участвовала в праздниках, поездках, экскурсиях, тематических вечерах, организуемых в учреждении.
Результаты
По итогам реализации данного проекта достигнуты следующие результаты:
- создание атмосферы психологической безопасности и комфорта для эффективной психоэмоциональной реабилитации детей;
- гармоничное развитие личности посредством активизации чувств и эмоций;
- повышение собственной самооценки, адекватности коммуникативных проявлений;
- формирование целенаправленной деятельности, развитие мотивационно-потребностной сферы воспитанников.
Итогом реализации данного проекта является передача детей в семьи граждан: в 2019-2020 году возвращено в биологическую семью 14 детей (64% от количества детей, поступивших в учреждение), передано в семьи граждан под предварительную опеку 3 ребенка (14% от количества детей, поступивших в учреждение).
Таким образом, реализация проекта способствовала восстановлению детско-родительских отношений, успешной социально-психологической адаптации воспитанников, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также их всестороннему развитию.
Голос из ВКонтакте
Голос из ВКонтакте