- Воищева Надежда Михайловна
кандидат психологических наук, заместитель директора по научной работе, ООО «Научно-технический центр инновационных технологий» (Санкт-Петербург)
- Кабиева Анжела Анатольевна
главный врач, КГБУЗ "Владивостокский клинико-диагностический центр" (Владивосток)
- Слабинский Владимир Юрьевич
кандидат медицинских наук, ректор, заведующий кафедрой психотерапии и клинической психологии, АНО ДПО Петербургская школа психотерапии и психологии отношений (Санкт-Петербург)
Организация: АНО ДПО "Петербургская школа психотерапии и психологии отношений"
Проект «Развитие концепции проактивности с позиций уровневой теории личности А.Ф. Лазурского» осуществлялся с 2009 по 2019 год при поддержке АНО ДПО «Петербургская школа психотерапии и психологии отношений».
На первом этапе был разработан теоретический базис концепции проактивности В.Ю. Слабинского, Н.М. Воищевой. В рамках данной работы переосмыслена концепция проактивного совладающего поведения L.G. Aspinwall, R. Schwarzer, S. Taubert и др. с позиций классиков отечественной психологической школы: уровневой теории личности А. Ф. Лазурского, теории мотивации В. Ф. Чижа, этических императивов С. Л. Франка. В рамках данной концепции проактивность рассматривается как интегральное смыслоцентрированное свойство взрослой здоровой личности, основанное на этике «любви к дальнему» и «мотивах долга», связанное с умением оперировать большими пластами времени, аккумулировать и экономно использовать любые виды ресурсов, необходимые для достижения отдаленных по времени жизненных целей, и реализующееся на личностном и/или общечеловеческом уровнях.
На втором этапе были разработаны «Тренинг проактивного поведения» (авторы В.Ю. Слабинский, Н.М. Воищева) и интерактивные лекции по развитию проактивности с целью профилактики профессионального выгорания для специалистов разного профиля (автор Н.М. Воищева). Данный тренинг и лекции реализовывались на разных базах, например: в ЧУ ДПО «Институт практической психологии «Иматон» в программе повышения квалификации «Тренинг проактивного поведения. Экономные стратегии планирования и достижения целей», в ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации «Интеграл» в программе профессиональной переподготовки «Охрана окружающей среды» и повышения квалификации «Подготовка эколога-аудитора», в АНО ДПО «Петербургская школа психотерапии и психологии отношений» и в КГБУЗ «Владивостокский клинико-диагностический центр» и др. при повышении квалификации психологов и врачей, а так же во время психологической работы с клиентами.
На третьем этапе в Санкт-Петербургском государственном университете в рамках диссертационного исследования Н. М. Воищевой проводилась работа по изучению особенностей проактивного совладающего поведения у экологов. Научный руководитель – заслуженный деятель науки РФ, д. психол. н., проф. Герман Сергеевич Никифоров. Кандидатская диссертация на тему «Индивидуально-психологические особенности совладающего поведения в профессиональной деятельности экологов» успешно защищена 20 декабря 2018 года в Тверском государственном университете по специальности 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика». Ведущая организация – Институт психологии РАН, официальные оппоненты – д. психол. н., д. мед. н., проф., заслуженный деятель науки РФ Рыбников Виктор Юрьевич (ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А. М. Никифорова» МЧС России, заместитель директора по научной и учебной работе), д. психол. н., проф. Субботина Лариса Юрьевна (ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова», проф. кафедры психологии труда и организационной психологии).
Цель исследования: выявление индивидуально-психологических особенностей совладающего поведения, обеспечивающих зрелость профессиональной идентичности и снижение риска развития профессионального выгорания у экологов.
Из полжений, выносившихся на защиту:
В профессиональной деятельности экологов выделено 3 типа совладающего поведения по взаимосочетанию «Проактивного», «Просоциального» и «Асоциального» копинг-стилей: 1. «Реактивный», 2. «Активный», 3. «Проактивный». Избирательность типа совладающего поведения не зависит от специализации эколога, а определяется спектром индивидуально-психологических особенностей специалиста.
Индивидуально-психологические особенности «Реактивного» типа совладающего поведения: низкая личностно-ситуативная и временная антиципационная состоятельность, высокая восприимчивость к организационному стрессу, ригидность, низкий уровень самопознания, активности и продуктивности поведения, узость интересов, низкий волевой контроль поведения, высокая эмоциональность, неумение выстраивать гармоничные взаимоотношения, низкий уровень опоры на межпоколенную смыслообразующую связь, низкая ценность материально-обеспеченной жизни.
Индивидуально-психологические особенности «Активного» типа совладающего поведения: ориентация на ценность материально-обеспеченной жизни, низкий уровень ценности наличия хороших и верных друзей, низкий уровень доверия людям, отделенность от людей, эмоциональная сдержанность, высокий уровень личностно-ситуативной антиципационной состоятельности, гибкость поведения.
Индивидуально-психологические особенности «Проактивного» типа совладающего поведения: ориентация на ценность наличия хороших и верных друзей, ориентация на взаимодействие с людьми, умение выстраивать гармоничные взаимоотношения, опора на межпоколенную смыслообразующую связь, высокий уровень временной антиципационной состоятельности, высокий волевой контроль регуляции поведения, обязательность, усердие, эмоциональная сдержанность.
Применение «Проактивного» типа совладающего поведения связано с низким уровнем профессионального выгорания и достижением статуса позитивной профессиональной идентичности. «Проактивный» тип совладающего поведения чаще применяют инспекторы по охране природы, что обусловлено спецификой государственной службы с ориентацией на мотивы долга.
На четвертом этапе в рамках работы над магистерской диссертацией на тему «Влияние тренинга «Проактивное поведения врача первичной медико-санитарной помощи» на приверженность профилактической работе», успешно защищенной в 2019 году в ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (руководитель М.О. Левадняя), А.А. Кабиева доказала, что тренинг «Проактивное поведение врача ПМСП» может быть использован в качестве эффективного инструмента для повышения приверженности профилактической работе участкового врача, а следовательно, повышения ее качества и эффективности. При этом проактивное поведение А.А. Кабиева определяет как особую стратегию взаимодействия с окружающей средой, основанную на способности подчинить импульсивную реакцию своим глубинным ценностям, осознанным целям и своим жизненным принципам, независимо от условий и обстоятельств.
На пятом этапе в результате обобщения полученного массива эмпирических данных концепция проактивности В.Ю. Слабинского, Н.М. Воищевой была дополнена особенностями восприятия перспективы времени на разных уровнях функционирования личности по А.Ф. Лазурскому, что имеет научно-практическую ценность для работы психологов и врачей-психотерапевтов.
С 2009 по 2019 год по теме исследования было опубликовано 3 статьи в журналах из базы Scopus, 5 статей в журналах из списка ВАК, 11 статей в других изданиях (список прилагается).