«Любовь в эпоху постмодерна. Ad hoc коучинг о людях До востребования» (монография)
Научная или практическая значимость:
Монография представляет собой теоретико-методологическую разработку авторской модели персонального и корпоративного коучинга с позиции подхода «ad hoc» (для частного случая, лат.), принятого в адхократической организационной культуре. Текст монографии является своего рода философско-психологическим «научным романом» написанном в жанре постмодернистского арт-хаоса. Книга адресована, прежде всего, тем руководителям и консультантам, которым понятны существующие ограничения «рамочной» жизни человека в современной организации и в современном обществе, как руководство в их практической работе с людьми.
Аd hoc коучинг или «коучинг для частного лица» представлен как вид постмодернистского психологического консалтинга, который опирается на традиции и правила организации диадического и группового взаимодействия в гуманистической, глубинной и экзистенциальной психотерапии, и обладает проспективным (в отличие от ретроспективного) фокусом анализа ситуации status quo. Модели традиционного поведенческого коучинга рассматриваются автором в качестве конвенциональных, дополнительных к собственно существованию субъекта в Мире и вторичных в практике ad hoc коучинга. Для оказания эффективной психологической помощи человеку, стремящемуся найти свое место в Мире, необходимо создать условия для овладения им навыками продуктивной РЕФЛЕКСИИ, создания ценностных ТЕКСТОВ, похожих на реальность (собственноличных МЕТАНАРРАТИВОВ), совершения онтологических УСИЛИЙ по выходу к Бытию и проявления ЛЮБВИ, дающей переживание присутствия в Мире. Попытки свести социальную жизнь современного человека к наилучшему исполнению ролей и получению высокого социального статуса подвергаются автором критике. Социальным приложениям к Бытию субъекта отводится скромное место «левой ноги», которая, безусловно, необходима для уверенной ходьбы по земле, но в отсутствии «правой ноги» – собственно исполнителя ролей, конвенциональность представляется некой инвалидизацией успешного современного делового человека, сводящей его жизнь к совершенному исполнению функций. В монографии в фокус практики коучинга вводится глубинное измерение, поскольку только работа с неосознаваемым материалом позволяет выйти к новому пониманию status quo – как отдельному человеку, так и организации.
Основное содержание работы (или ее этапы):
СОДЕРЖАНИЕ
САМОУЧИТЕЛЬ НЕУДАЧНИКА
ПОСТМОДЕРН ЗДЕСЬ-И-СЕЙЧАС
• Семантика постмодерна
• Псевдос и мифологическое сознание
• В поисках Внутреннего Буратино
• Тень, знай свое место
• Пифагероизм и депрессия
• Теория дней недели или профилактика шизофрении
• Субкультуры постмодерна
ЛЮБОВЬ НА САМОМ ДЕЛЕ
• Близкие и дистантные отношения
• Двойники: Эхо
• Двойники: Тень
• Зависимость-независимость как архетипическая пара
• Субкультурные стереотипы любви
• Алхимия любви
• Бытие в-месте
КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ КОУЧИНГ и ПОСТМОДЕРН
• Коучинг как трансляция отношений
• Объекты и субъекты коучинга
• Конвенциональные и реальные субъекты
• Ad hoc коучинг в стиле постмодерн
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ AD HOC COACHING: ДИАЛОГИЧЕСКИЙ АРХЕТИП и МЕТАНАРРАТИВ
• Диалогический архетип
• Нарратив и дискурс
• Реконструкция внутреннего диалога
• Редукция и децентрация
• Отождествление и разотождествление
• Интроецированные и реальные объекты
• Рефлексия «интра» и «экстра»
• Ризоматика Эго
ДАЛЬНЕЙШАЯ ЦЕЛОКУПНОСТЬ AD HOC – УСИЛИЙ
• Ad hoc coaching – психотерапия воли
• Онтологическая стратегия
• Онтопатология
• Геометрия смысла
• Временное
КОРПОРАТИВНЫЙ AD HOC COACHING:
ДУХОВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ОРГАНИЗАЦИИ
• Организация – это люди
• Духовный менеджмент
• Бессознательное организации
• Откликнутость пространства
• Организационная клиника
• Лидерство и одиночество
• Гендер и постмодерн
• Иронический тест гендерных метафор
В БАНКЕТНО-ВЫСТАВОЧНОМ ЗАЛЕ
Дискурсы гипертекста
Результаты, выводы:
Используя терминологию Юнга, можно утверждать, что в эпоху постмодерна достигла своего апогея инфляция мирового «Эго», которая связана с отделением рациональных культурных концептов («Супер-Эго») от сакральной человеческой Самости где-то на рубеже раннего и позднего Средневековья. При этом непомерно разросшееся «Эго» человечества перестало соответствовать самому себе, увлекшись экономическими и технологическими достижениями, выражающимися в ценностном отношении к сугубо профанным денежным эквивалентам и властным полномочиям. Кризис понимания того, что происходит, усугубляется инфляцией «Супер-Эго», выражающийся в бесконечных кастингах всевозможных «новых» кандидатов на точную рефлексивную позицию, образующих все новые и новые сообщества и субкультуры, которые часто занимают альтернативные позиции в объяснении картины мира, событий и себя самих. В общем, и данный дискурс тоже претендует на «новую рефлексию», и является попыткой наивного психотерапевта взглянуть на все человечество, как на своего «пациента».
На психологическом языке культура постмодерна может быть описана как совокупность нескольких субкультур, каждая из которых может включать в себя довольно разнородные группы, объединенные в одну на основании ценностной позиции по отношению к Миру, к Другому, к себе и к Трансцендентному. В данном дискурсе рассматриваются восемь субкультур (СК): депрессивная СК, СК работоголиков, нарциссическая СК, СК маргиналов и аутсайдеров, СК обывателей, виртуальная СК, СК духовного производства и СК людей «До востребования».
Разумеется, данным перечнем список субкультурных рефлексивных моделей коллективного «Супер-Эго» эпохи постмодерна не исчерпывается. Однако следует подчеркнуть особо, что октаэдрическая модель субкультур эпохи постмодерна строилась на основе анализа психотерапевтических запросов клиентов в течение последних 15 лет, среди которых доминирующими оказались первые три – депрессивный и нарциссический запросы, а также запрос по издержкам работоголии. В названиях субкультур клинический смысл терминов используется в качестве метафор, т.к. среди лиц, идентифицирующих себя с той или иной субкультурой, могут встречаться как люди, реально обладающие клиническими симптомами, так и те, кто активно разделяет само коллективное состояние, принимая его в качестве образа жизни. Поскольку я работаю в немедицинской модели психотерапии, то среди моих пациентов и клиентов нет людей, нуждающихся в психиатрической помощи, а преобладают те, кому необходимо добиться определенной гармонии в отношениях с собой, с Миром, с Другими, и с Трансцендентным.
Юнгианская интерпретация архетипического распределения сил в коллективном бессознательном дает возможность прогнозировать весьма очевидный факт нашего общего будущего, в котором ЛЮБОВЬ нуждается в качественно новой институализации, которая сможет пробудить Самость самых разных Героев и Красавиц, т.е. новое качество феминнинного и маскулинного, осваиваемую как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Любовь изгнанных из Эдема Двоих может спасти Мир, как бы банально это не звучало…