«Программа развития интеллектуально одаренной молодежи» (социальный проект)
Инициатором создания Программы является доктор психологических наук В.Ю. Большаков, соавторами - Е.И. Лебедева и Д.И. Ежов. С 1991 года Программа реализуется в Санкт-Петербурге Центром Тренинга и Консультирования «12 коллегий» на базе ПМК «Романтики». С 2003 г. функционирует отделение Программы в г. Екатеринбург на базе центра «Одаренность и технологии». Данный проект имеет статус городской программы.
Актуальность
К сожалению, далеко не всегда ребенок с высокими задатками в области интеллектуальных способностей успешен в учебе и адаптирован в социуме. Согласно статистическим данным, накопленным за 19 лет реализации Программы, в обычной общеобразовательной школе количество детей с таким уровнем способностей колеблется от 2 до 5 % на параллель классов (т.е. один-два ребенка). Понятно, что система образования ориентирована на большинство учеников обладающих средними способностями, в то время как исключительно одаренные дети вынуждены адаптироваться к данной ситуации. В результате такого положения вещей выявляется ряд факторов, неблагоприятно влияющих на раскрытие потенциала одаренного ребенка: 1) обедненная среда развития, 2) конфликт между неординарностью и необходимостью следовать стандартным требованиям школы, 3) несформированность необходимых личностных качеств для успешной социализации при сохранении индивидуальности, 4) депривация в общении со сверстниками с тем же уровнем интеллектуальных и духовных запросов, и т.д. Данные факторы могут привести к нереализованности человека с одной стороны, или к девиантному пути с другой.
Своевременное выявление уникального потенциала подростка и поддержка его на пути развития и социализации может способствовать его успешному жизненному старту. «Программа развития интеллектуально одаренной молодежи», являясь дополнительной средовой и образовательной возможностью для интеллектуально одаренных детей, помогает им осознать ценность собственного потенциала и найти индивидуальный путь развития. Так же участники Программы получают возможность общения со сверстниками, обладающими столь же высоким потенциалом, что способствует их взаиморазвитию и удовлетворению потребности в понимании и принятии в среде сверстников.
Важно отметить, что именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл. В сферах, отвечающих их одаренности, такие дети достигают высокого уровня развития, и результаты их деятельности имеют уникальный характер. Своевременное выявление одаренных детей и развитие их способностей являются залогом их успешности и успешности государства, гражданами которого они являются.
Социальная, научная и практическая значимость
Ежегодно порядка 3000 старшеклассников г. Санкт-Петербург участвуют в конкурсном отборе в Программу. Дети с лучшими результатами получают возможность бесплатно обучаться в «Программе развития интеллектуально одаренной молодежи». Программа, являясь дополнительной средовой и образовательной возможностью для интеллектуально одаренных детей, отвечает их потребностям в самосовершенствовании и самореализации. За девятнадцать лет существования, при очень высоком стандарте отбора по интеллекту, креативности и социальной активности в Программе приняли участие более 2500 подростков г. Санкт-Петербурга.
Результаты реализации Программы неоднократно были представлены на конференциях, опубликованы, защищены курсовые, 19 дипломных работ и две диссертации (кандидатская и докторская). Студенты факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета участвуют в Программе как стажеры, а выпускники как тренеры-консультанты, диагносты.
Исследования показали, что когнитивное и творческое развитие обучающихся в Программе происходит опережающими темпами в сравнении с темпами развития контрольных групп; сформирована устойчивая мотивация к творческой интеллектуальной и управленческой деятельности. Преподаватели ВУЗов отмечают широкий кругозор студентов, занимавшихся по «Программе развития интеллектуально одаренной молодежи»; многие из них принимают участие в научной работе своих факультетов и кафедр. Согласно данным опроса выпускников Программы, окончивших обучение в вузах, многие из них уже стали специалистами высокого уровня, кандидатами наук, руководителями проектов, чемпионами.
Сложились многолетние традиции творческого участия обучающихся в Программе в городских мероприятиях социального, культурного и спортивного плана. Включение одаренных старшеклассников в жизнь города способствует развитию их активной гражданской позиции и ответственного отношения к окружающему миру.
Результаты работы по Программе высоко оцениваются специалистами и имеют социально важную направленность.
Значение для развития психологии
Работа в рамках Программы ведется с 1991 года. За время существования программы были обследованы 68 тысяч девятиклассников, результаты представлены школьным психологам и являются предметом не одного исследования (две кандидатские и 19 дипломных работ, монография Большакова В.Ю. “Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения», многочисленные статьи и тезисы).
Программа является уникальной возможностью для исследовании индивидуально-типологических особенностей возрастной динамики интеллектуальных и творческих способностей когнитивно одаренных подростков, а так же их личностных особенностей, социальной ситуации развития и т.д.
База диагностических данных, накопленная за 19 лет реализации Программы, позволяет проводить исследования многолетней динамики личностных особенностей и уровня общих способностей старшеклассников Санкт-Петербурга.
Двери Программы открыты для коллег, и мы всегда рады сотрудничеству и новым исследовательским идеям.
Цели
Основной целью данной программы является выявление, сохранение и развитие интеллектуального потенциала подростков России.
Аудитория, на которую рассчитан проект
Учащиеся, начиная с 8 класса школы, заканчивая студентами последнего курса вуза.
Основное содержание работы (или ее этапы)
Ежегодно в Санкт-Петербурге проводится тестирование учащихся 8-х классов 50-60 общеобразовательных школ (около 4 тыс. человек) и выявление из их числа наиболее интеллектуально одаренных (100-120 человек). Прошедшим в Программу школьникам предлагается специально разработанная система лекционно-семинарских занятий, творческих проектов и психологических тренингов, оптимизирующая развитие участников программы в 5 основных сферах: интеллектуальной, творческой, коммуникативной, мотивационной и эмоционально-волевой.
Программа рассчитана на 3 + 5 лет (т.е. до момента получения участником программы высшего образования).
Прошедшие отбор, получают право на бесплатное обучение в Программе, становятся субъектами создания развивающей социокультурной среды.
Основной принцип реализации Программы: создание развивающей среды, где ценностями являются развитие и творчество.
Этапы реализации:
I. Ежегодно проводится тестирование и отбор учащихся 8-х классов г. Санкт-Петербурга: 1 тур: 80 школ, 3 000 – 4 000 человек, 2 тур: 300 - 400 человек;
II. Развивающие психологические, просветительские, и социо-культурные проекты в течение трех лет обучения для школьников.
III. Развивающие психологические, просветительские, и социо-культурные проекты для студентов
Критерии отбора для участия в Программе:
• Высокий уровень интеллекта (Дж. Фланагана, Р. Кеттела, Р. Амтхауэра)
• Высокий уровень креативности (E. Торренс и Дж. Гилфорд)
• Социально-психологическая активность (В.Ю. Большакова)
Концепция психологической работы
Особенности проводимой с одаренными подростками психологической работы определяются тремя обстоятельствами:
Во-первых, это психологические особенности подросткового возраста (повышенная эмоциональность, психологическая неустойчивость, бурное интеллектуальное развитие и пр.).
Во-вторых, психологические задачи развития, которые должен решать нормально развивающийся человек в процессе подросткового периода. Это, прежде всего, следующие:
1. Отделение от родителей, обретение психологической независимости от них, преодоление инфантилизма.
2. Поиск новых авторитетов в мире взрослых (не родителей).
3. Принятие ответственности за свою жизнь и последствия своих поступков и т.д.
В-третьих, психологические особенности интеллектуально одаренного человека, специфичностью его запросов и потребностей (повышенная любознательность; личностная оригинальность; нестандартность мышления; повышенная критичность; желание отстоять свою точку зрения; настойчивость).
Таким образом психологическая работа с интеллектуально одаренными подростками должна учитывать специфику их личностных и возрастных особенностей и помочь удовлетворить их повышенные интеллектуальные и личностные запросы.
Формы психологической работы:
• Социально-психологические тренинги: «Креативность», «Лидерство», «Личная эффективность», «Целеполагание и самоопределение», «Разрешение конфликтов», «Уверенное поведение»
• Индивидуальное консультирование
Концепция образовательной работы
Обучение в Программе, подобно университетскому типу образования, основано на изучении и сопоставлении различных научных взглядов и точек зрения.
Конечной целью данного курса является помощь учащимся в выработке научного мировоззрения, знакомство с современной научной картиной мира.
Исходя из этого, основными задачами являются создание единой картины мира, усвоение идеи целостности науки, возможности многообразия путей познания. Участники Программы имеют возможность посещать порядка 40 курсов по трем направлениям: точные, естественные и гуманитарные науки.
Концепция социокультурной работы
Одна из форм работы с интеллектуально одаренной молодежью в нашей Программе – вовлечение ребят в активную творческую деятельность и развитие навыков самостоятельной организации проектов различного масштаба.
Результаты, выводы:
1. Программа способствует интеграции усилий сообщества Санкт-Петербурга для поддержки и развития будущей интеллектуальной элиты, т.к. с подростками работают, психологи, деятели культуры, преподаватели школ и вузов различной направленности.
2. Некоммерческий характер Программы делает её доступной для одаренных школьников из разных слоев населения.
3. Участие в проекте способствует формированию устойчивой мотивации к саморазвитию и достижениям в различных сферах, о чем свидетельствует ежегодно 97% поступления участников Программы в вузы, успешная научная, творческая и управленческая деятельность выпускников.
4. Подтверждено адаптационное значение психологической работы, проводимой в рамках Программы: отмечены развитие лидерских качеств, формирование коммуникативной компетентности, интернализация локуса контроля, гармонизация я-концепции, повышение поведенческой гибкости и т.д.
5. Выявлен мощный потенциал Программы в плане профилактики зависимостей, правонарушений и экстримизма, чему способствует психологическая работа, разнообразная и насыщенная досуговая деятельность.
6. Ежегодно занятия Программы посещает ряд детей, не прошедших конкурсный отбор, но замотивированных на участие. Для данной группы характерен яркий скачек в интеллектуальном и личностном развитии в результате активной интеграции в сообщество Программы, что позволяет рекомендовать Программу не только прошедшим конкурсный отбор, но и заинтересованным в участии школьникам.
7. Накоплена уникальная база научных исследований психологических особенностей подростков с высокими общими способностями. Намечены перспективы дальнейших исследований
8. Программа является интересной обучающей базой для молодых специалистов и научной лабораторией для самостоятельных исследователей.
9. Положительный опыт мультипликации Программы показывает возможность организации аналогичной системы работы с интеллектуально одаренной молодежью и в других городах России и стран СНГ.