Номинация «Психологический инструмент года»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Истории на песке» (программа развития и коррекции эмоционально-личностной сферы у детей от 2 до 8 лет методами песочной игротерапии)

Авторы:

Организация: МБДОУ "ДС №283 г. Челябинска", МБДОУ "ДС №315 г. Челябинска"

Представляем к участию в XXI Национальном конкурсе «Золотая Психея» авторскую Программу «Истории на песке», направленную на развитие эмпатии и коррекцию эмоционально-личностной сферы у детей от 2 до 8 лет методами песочной игротерапии.
Настоящая Программа прошла апробацию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на базе детских садов №№283 и 315 города Челябинска.
Программа включает введение, пояснительную записку, содержание Курсов, тематические планы курсов, конспекты занятий, список литературы. В приложении представлены диагностические методы исследования, количественный и качественный анализ результатов реализации Программы, рекомендации для родителей.

Актуальность программы подтверждается рядом исследований в педагогике (С.И. Семенака,  И.Ю. Кулагина, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев, Д.Б. Эльконин – выявили ряд противоречий между необходимостью развития эмоциональной сферы детей, начиная с раннего возраста с одной стороны. С другой недостаточное внимание взрослых к эмоционально-личностному развитию в целом, делая упор на интеллектуальное развитие),  и психологии (Ю.Ф. Антропов, Н.Ю. Дмитриева, И.Б. Брязгунов, Д.Н. Исаев – исследования связанные с несформированностью эмоциональной сферы у дошкольников и недостаточным пониманием роли взрослого).  
Статистические данные по адаптации детей к первому классу показали, что идет увеличение детей с повышенной тревожностью, эмоционально не устойчивых, не умеющих справляться со своими эмоциями, устанавливать доброжелательные отношения, что неизбежно приводит к конфликтам, к нарушениям в поведении и к снижению успеваемости в целом.                 
Выявленные противоречия и статистические данные указывают на необходимость оказания помощи родителям и педагогам дошкольных учреждений в воспитании у детей личностных качеств, способствующих развитию и обогащению эмоциональной сферы.
В последнее время педагогический взгляд направлен на развитие эмоционального интеллекта среди дошкольников старшего возраста, начиная с 5-6 лет, упуская возможности раннего развития. В связи с чем, основное отличие предлагаемой Программы – охват всех возрастов дошкольного детства.

Практическая значимость Программы заключается в  преемственности и непрерывном психологическом сопровождении развития эмпатии у дошкольников и при необходимости коррекции личностного развития, а так же удобной для восприятия Программы единой структуры описания курсов и структуры самих занятий.

Новизна  Программы прослеживается в создании условий переноса из игровой ситуации в реальную жизнь навыки позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, полученные на занятиях с помощью интегрированных арт-терапевтических методов: песочной терапии и сказкотерапии через игровые сюжеты.   

В Программу вошли пять Курсов, поэтапно сменяющих друг друга и решающих задачи эмоционально-личностного развития, начиная с детей 2-х летнего возраста и до завершения дошкольного образования детей 7-8 лет. Каждый курс имеет свое название и включает 10 занятий, имеющих отличия в содержании, но одинаковые по структуре и использования основного метода песочной игротерапии.
Программа предусматривает, как возможность реализации каждого Курса в отдельности, так и непрерывное образование для каждого возрастного периода.
Сравнительный анализ количественных и качественных показателей диагностического обследования дошкольников, подтверждает эффективность Программы. 

Результатами освоения Программы на каждом возрастном этапе являются качественно новые приобретенные компетентности, и на выпуске из дошкольного образовательного учреждения у детей формируются навыки, помогающие справляться в различных жизненных ситуациях.

Программа будет полезна специалистам дошкольных образовательных организаций, владеющих методами игровой песочной терапии, и занимающихся эмоционально-личностным развитием детей, с целью раннего оказания психолого-педагогической помощи в дошкольном образовательном учреждении и предупреждения проблем на начальном этапе обучении в школе.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе