Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2019 года
Все проекты номинации в 2019 году>
Реферат проекта

«Истории на песке» (программа развития и коррекции эмоционально-личностной сферы у детей от 2 до 8 лет методами песочной игротерапии)

Авторы:

Организация: МБДОУ "ДС №283 г. Челябинска", МБДОУ "ДС №315 г. Челябинска"

Представляем к участию в XXI Национальном конкурсе «Золотая Психея» авторскую Программу «Истории на песке», направленную на развитие эмпатии и коррекцию эмоционально-личностной сферы у детей от 2 до 8 лет методами песочной игротерапии.
Настоящая Программа прошла апробацию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на базе детских садов №№283 и 315 города Челябинска.
Программа включает введение, пояснительную записку, содержание Курсов, тематические планы курсов, конспекты занятий, список литературы. В приложении представлены диагностические методы исследования, количественный и качественный анализ результатов реализации Программы, рекомендации для родителей.

Актуальность программы подтверждается рядом исследований в педагогике (С.И. Семенака,  И.Ю. Кулагина, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев, Д.Б. Эльконин – выявили ряд противоречий между необходимостью развития эмоциональной сферы детей, начиная с раннего возраста с одной стороны. С другой недостаточное внимание взрослых к эмоционально-личностному развитию в целом, делая упор на интеллектуальное развитие),  и психологии (Ю.Ф. Антропов, Н.Ю. Дмитриева, И.Б. Брязгунов, Д.Н. Исаев – исследования связанные с несформированностью эмоциональной сферы у дошкольников и недостаточным пониманием роли взрослого).  
Статистические данные по адаптации детей к первому классу показали, что идет увеличение детей с повышенной тревожностью, эмоционально не устойчивых, не умеющих справляться со своими эмоциями, устанавливать доброжелательные отношения, что неизбежно приводит к конфликтам, к нарушениям в поведении и к снижению успеваемости в целом.                 
Выявленные противоречия и статистические данные указывают на необходимость оказания помощи родителям и педагогам дошкольных учреждений в воспитании у детей личностных качеств, способствующих развитию и обогащению эмоциональной сферы.
В последнее время педагогический взгляд направлен на развитие эмоционального интеллекта среди дошкольников старшего возраста, начиная с 5-6 лет, упуская возможности раннего развития. В связи с чем, основное отличие предлагаемой Программы – охват всех возрастов дошкольного детства.

Практическая значимость Программы заключается в  преемственности и непрерывном психологическом сопровождении развития эмпатии у дошкольников и при необходимости коррекции личностного развития, а так же удобной для восприятия Программы единой структуры описания курсов и структуры самих занятий.

Новизна  Программы прослеживается в создании условий переноса из игровой ситуации в реальную жизнь навыки позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, полученные на занятиях с помощью интегрированных арт-терапевтических методов: песочной терапии и сказкотерапии через игровые сюжеты.   

В Программу вошли пять Курсов, поэтапно сменяющих друг друга и решающих задачи эмоционально-личностного развития, начиная с детей 2-х летнего возраста и до завершения дошкольного образования детей 7-8 лет. Каждый курс имеет свое название и включает 10 занятий, имеющих отличия в содержании, но одинаковые по структуре и использования основного метода песочной игротерапии.
Программа предусматривает, как возможность реализации каждого Курса в отдельности, так и непрерывное образование для каждого возрастного периода.
Сравнительный анализ количественных и качественных показателей диагностического обследования дошкольников, подтверждает эффективность Программы. 

Результатами освоения Программы на каждом возрастном этапе являются качественно новые приобретенные компетентности, и на выпуске из дошкольного образовательного учреждения у детей формируются навыки, помогающие справляться в различных жизненных ситуациях.

Программа будет полезна специалистам дошкольных образовательных организаций, владеющих методами игровой песочной терапии, и занимающихся эмоционально-личностным развитием детей, с целью раннего оказания психолого-педагогической помощи в дошкольном образовательном учреждении и предупреждения проблем на начальном этапе обучении в школе.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

За проект проголосовал 131 читатель
  • Интересуюсь психологией детства. Считаю, что данный проект окажет влияние на эмоциональное развитие детей.

  • Представленная программа актуальна для специалистов, работающих с дошкольниками.

  • Тема адаптации детей к детсадам очень важна, предложены интересные инструменты.

  • Очень хорошая программа, можно использовать как а индивидуальной форме, так и в групповой форме с детьми

  • Программа развития и коррекции эмоционально-личностной сферы у детей от 2 до 8 лет методами песочной терапии, очень актуальна в наше время, т.к. очень много детей с нарушениями эмоциональной сферы. Обязательно буду использовать в своей работе и рекомендовать молодым специалистам.

  • Нужный интересный материал, который поможет в работе с детьми многим психологам. Буду использовать полученные знания в работе. Спасибо авторам за проделанную работу, для блага детей.

  • Очень актуальная тематика проекта.

  • Соединение игры и песка создаст положительные эмоции, а значит и позитивную мотивацию,что приведёт к достижению поставленных авторами задач.

  • Методика замечательно продумана и прописана. Песок замечательный материал, который даст возможность деткам раскрыть свой творческий потенциал.

  • Уникальная программа, грамотно структурирована, разработана с учётом эмоциональных особенностей детей на каждом возрастном этапе. Программа развития и коррекции эмоционально-личностной сферы актуальна и необходима в работе психолога дошкольного учреждения

  • Интересная и доступная методика.Думаю,что дети тоже ее оценят.

  • Ценность программы в том, что 1) она имеет практическую направленность: развитие эмоционально-волевых умений и навыков дошкольников;2) хорошо разработаны и уже апробированы курсы и конкретные занятия; 3).занятия построены на основе уместных и интересных для детей методик сказкотерапии и песочной терапии; 4) используются игровые и сказочные ситуации,приближенные к реальности; 5) умело сочетаются разнообразные творческие методики для решения различных вопросов.

  • Тема очень важная, особенно для дошкольников, программа очень интересная, высокопрофессиональная, полезная для использования специалистами, работающими с детьми. Песок - уникальный инструмент в работе психолога. И его использование совместно с программой занятий решит многие задачи в коррекционно-развивающей работе. Сочетание сказкотерапии с игровой деятельностью на песке в дошкольном возрасте даст мощный эффект в работе с эмоциями . Проект хорошо продуман. Разложен методически грамотно. Готов к применению. Желаю успеха автору!

  • Данная работа помогает оптимизировать и систематизировать работу психолога с детьми в условиях ДОУ. Спасибо за пополнение методической копилки не только района, но и города.

  • Отличная программ, а главное полезная!

  • Развитие эмоционально-волевой сферы область,требующая особого внимания и такие программы помогают в работе психологов!

  • Проект интересный. Эмоциональное развитие в наше время очень акткульно. Управлять эмоциями надо начинать учить в детском возрасте.

  • Достаточно актуальная тема. Привлек также возрастной диапазон детей. Благодарю за интересный подход и инструмент!

  • Знакома с этими программами?“Истории на песке” отличный инструмент для развития и коррекции эмоционально-личностной сферы.

  • Очень интересный проект. Интересуевсе, что связано с детьми и коррекцией воспитания и личности.

  • Тема очень важная, особенно для дошкольников, программа очень интересная, высокопрофессиональная, полезная для использования специалистами, работающими с детьми.

  • Я считаю, что песок оказывает очень благотворное влияние на детей. Совместно с творчеством это эффект усиливается в разы. Развивается креативность и происходит процесс гармонизации у ребенка.

  • Когда мой сын был дошкольником, в кабинете психолога работали именно с песком. Считаю, что для детей это самый оптимальный вариант.

  • Считаю, что эта программа поможет научить детей проявлять эмпатию , а также научить детей экологично выражать свои эмоции, что очень важно.

  • Интересный проект!

  • Песок - уникальный инструмент в работе психолога. И его использование совместно с программой занятий решит многие задачи в коррекционно-развивающей работе.

  • Сочетание сказкотерапии с игровой деятельностью на песке в дошкольном возрасте, на мой взгляд. даст мощный эффект в работе с эмоциями . Проект хорошо продуман. Разложен методически грамотно. Готов к применению. Показал продуктивность на практике. Полагаю, его можно масштабировать в дошкольных учреждениях.

  • Отличная программа

  • Проект понравился

  • Мне близки простота и естественность методологии программы. При этом арт-терапия будет полезна как для решения, так и для профилактики многих детских проблем.

  • Этот проект направлен на будущее и на детей. А так как я будущая мама - мне он актуален.

  • Через творчество хорошо проходят многие терапевтические процессы.

  • Современно,интересно.

  • Детям понравится.

  • Интересный, содержательный проект.

  • Очень занимательный проект

  • Очень интересный и полезный проект. Спасибо.

  • Креативно!

  • Актуальный проект, для развития личности ребенка

  • Очень актуальный проект, полезен для родителей и детей

  • Как родитель детей дошкольного и школьного возраста считаю сказкотерапию и игры с песком доступным и крайне полезным инструментом для преодоления сложностей социализации дошколььников и школьников.

  • Программа замечательная

  • Тема проекта очень актуальна и своевременна.Авторы используют нестандартные подходы в работе с детьми.

  • Очень интересная, актуальная тема.

  • Очень интересен метод развития эмоциональной сферы у дошкольников. Хотелось бы познакомиться с этим опытом работы.

  • Я считаю, что этот проект метода песочной терапии эффективен и полезен детям для эмоционально-личностного развития и для формирования новых способностей и навыков , которые помогут справится в разных ситуациях в жизни .

  • Очень интересный и оригинальный проект.

  • Интересуюсь воспитанием дошкольников

  • Мне очень понравилась данная программа, доступный материал, актуальный и интересный. Стала применять в своей практической деятельности. Авторам большое спасибо, Вы большие молодцы!!!

  • Спасибо! Очень интересный проект.

  • интерес к развитию детей дошкольного возраста

  • Я считаю это проект крайне интересный и актуальным!

  • Интересуюсь методами игротерапии

  • Песочная терапия является одной из современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении. Благодаря программе, которую использует автор в дошкольном учреждении, у детей формируются навыки, помогающие справляться в различных жизненных ситуациях на пороге школьной жизни.

  • Развитие эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта дошкольников и младших школьников - один из актуальных в наши дни.

  • Очень интересный, актуальный, познавательный проект.

  • Я считаю, что данная программа очень актуальна при работе с детьми. В песок любят играть все дети без исключения и, если правильно организовать эту "игру", то ее можно использовать не только для развития и познания мира, но и для решения психологических проблем у ребенка. Песочная терапия является самым доступным методом воздействия на психику и поведение ребенка посредством визуализации его внутреннего мира.

  • Программа актуальна. Нашим детям и родителям необходима помощь психолога. Эмоциональная сторона по каким-то причинам не всегда берется во внимание. А это очень важно. Отдаю свой голос за данный проект.

  • Творческих успехов!

  • Работаю с детьми с дцп, незрелая эмоционально-волевая сфера, мне этот материал очень интересен! Важно развивать эмоциональный интеллект детей СЕЙЧАС, пока не упустили!

  • Интересный проект,который можно использовать в своей работе,Спасибо за практический материал.

  • Спасибо, актуальная тема.

  • Программа достойна внимания психологов, работающих с детьми дошкольного возраста. Качество программы говорит о профессионализме авторов.

  • Замечательная программа, с удовольствием использовала бы её в работе

  • Тема интересная, актуальная

  • Интересный проект

  • Полезная программа в работе педагога-психолога!

  • На мой взгляд программа решает наиболее актуальные проблемы детей дошкольного возраста.

  • Авторы проекта предлагают важную и интересную работу с детьми, показывая возможности использования метода песочной игротерапии в решении задач дошкольного возраста.

  • Проект отвечает требованиям современного времени. Воспитание детей важная задача для педагогов и родителей. Программа помогает развить навыки самостоятельности в решении детских задач. И это актуально.

  • Интересная идея развития у детей умения выражать эмоции и умения договариваться с другими детьми. В нетрадиционной для группы детского сада форме, увлекательной и понятной для детей. Структура занятия - четкая, есть разработки на все возраста, от 2 до 7 лет.

  • Интересно, актуально.

  • Я новичок, мне интересно, как можно развивать детей через песочные игры. Буду благодарна помощи авторов за раз яснение.

  • Данная программа очень интересна и актуальна, т. к. развивать эмощии необходимо уже с раннего возраста. Большое спасибо за Ваш труд!

  • Положительная динамика

  • Очень актуально

  • Тема актуальна для родителей, которые не могут справиться с эмоциями своего ребенка. В помощь.

  • Программа интересна и актуальна как для начинающих, так и для профессионалов, работающих не один год с детьми дошкольного возраста.

  • Спасибо. Очень интересная тема.

  • Считаю проект актуальным. Работаю с маленькими детками и вижу, как они охотно идут на контакт, после занятий с психологом. Поэтому голосую двумя руками за Программу.

  • Актуальная тема проекта. Очень интересная программа

  • Очень актуально

  • Интересно.

  • Программа актуальна

  • Актуально.

  • Данная программа понравилась тем, что она подходит для разных видов дошкольных учрежлений и тем, что она может использоваться самостоятельно, а может быть дополнительной в реализации основной программы.

  • Данная программа понравилась!

  • Считаю данную программу актуальной! Спасибо авторам за новый, интересный инструмент в дошкольной психологии!

  • Программа и используемые в ней методы актуальны и интересны.

  • Очень актуально

  • Спасибо, тема очень актуальна для меня

  • Актуальная тема, очень интересный проект.

  • Интересный и увлекательный проект

  • Очень актуально, интересно, увлекательно.

  • Данная программа актуальна

  • Очень актуальная программа, которая помогает в работе с детьми

  • Актуально!)

  • Очень актуально

  • Тема для меня очень актуальна

  • Отличная программа. Обязательно приобрету. Челябинские психологическое сообщество- вперед!!

  • Актуальная тема!

  • Интересно, необычно и эффективно. Желаю удачи, успешной реализации!

  • Актуальная тема для работы

  • Актуальная программа для работы с детьми дошкольного возраста. Готовый инструмент для применения, разработка на каждый возраст от 2 до 8. Программа не ограничена в применении и в процессе деятельности позволяет ребёнку чувствовать себя раскованее, со временем к ребёнку приходит уверенность, "снимаются" эмоциональные зажимы. Сказки подобраны так, что через их "проигрывание" на песке помогают не бояться реальности!!

  • Считаю очень важным развивать в детях навыки, которые помогают справляться с различными жизненными ситуациями. Спасибо авторам.

  • Программа актуальна, т.к. позволяет развивать эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста. Обучает ребенка адекватно реагировать на разные жизненные ситуации.

  • Готовая программа-понятная, доступная, с использованием разнообразных методов и приёмов. Действительно, песок-естественная среда для детей дошкольного возраста. Разнообразие игровых приёмов в данной программе поможет детям в развитии навыков коммуникации. Программа на высоком уровне!

  • Очень интересная и полезная программа.

  • Актуальный дидактический материал

  • Программа развития и коррекции эмоциональной сферы у детей разработана на все возраста дошкольного детства. Занятия интересны детям, доступны для реализации педагогами в совместной и свободной деятельности.

  • Благодарю! очень актуальная тема в современном мире. Через игротерапию дети лучше познают мир, понимают окружающих, а главное развиваются.

  • Очень нужная и актуальная программа. Спасибо большое ее авторам!

  • Актуальная программа по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы дошкольников. Представлены занятия, игры, упражнения для эффективного использования в работе педагога-психолога.

  • Интересно, актуально. Спасибо за проделанную работу.

  • Программа охватывает всё дошкольное детство, и очень нравится идея работы с детьми на протяжении всего этого времени. Использование песочной терапии, сказкотерапии позволяет развивать детей в интересной и увлекательной для них форме. Я бы с радостью хотела поработать по такой программе!

  • На мой взгляд данный проект действительно поможет детям выразить себя, в том числе свои эмоции, с помощью творчества на песке! Идея очень интересная и необычная! Особенно понравилось оформление проекта и то, что основная работа с детками планируется через сказки. На мой взгляд, это действенный метод психологического воздействия на детей с целью корректировки их поведения и внутреннего состояния!

  • Актуальная, ценная и эффективная программа по развитию дичностных качеств и эмоциональной сферы дошкольников с применением методов арт- терапии.

  • Осень интересный проект!!!!!!! Умнички!!!!!!

  • Программа интересная и актуальная. Работа на песке с данной программой будет ещё эффективней!!!. Спасибо за отличную разработку!

  • Песок - замечательный, естественный и по-настоящему "детский" материал, он как магнит притягивает детей, погружает их в игру, сказку, "жизнь". Очень хорошо, что такая среда выбрана для работы с детскими эмоциями.

  • Очень актуально, интесно и доступно для принятия детьми предложенного материала.

  • Замечательная программа! Я работаю с песком и понимаю какую роль занятия с песком имеют для детей. Программа заинтересовала своей новизной. Спасибо авторам!

  • Проект прошел практическое применение и дал положительные результаты, в связи с чем на наш взгляд педагог, владеющий знаниями работы на песке, работая по программе может привести к хорошим результатам.

  • Контакт с песком помогает снять напряжение и тревогу. Для детей это возможность самовыражения, проживания своих чувств, исследования себя, разговор на языке тела и символов, развитие символичного мышления и наполнение своего внутреннего мира. Спасибо за материал, за развернутость и доступность

  • Тема разработанной программы актуальна и будет востребована, я думаю не только в Челябинске...

  • Программа по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы детей от 2 до 8 лет средствами песочной игротерапии увлекает детей своим сказочным сюжетом и теплым взаимодействием. По прохождению курса у детей наблюдается стабилизация эмоционального состояния, нормализация коммуникативных способностей, а так же отмечаются высокие показатели мотивационной сферы и психологической готовности к обучению в школе.

  • Хорошая программа, направленная на развитие коммуникативного интеллекта у дошкольников. Доступна и проста в исполнении.

  • Программа интересна тем, что очень грамотно выстроена, стихотворные вступления, игры в песке. Детьми будет встречена с воодушевлением! Очень хочу приобрести такую программу для своего детского сада! Спасибо за вашу интересную работу!

  • Хорошая программа для практического применения. Особенно ценна для начинающих работу с песком психологов.

  • Качественная, большая и трудоемкая работа, много практики, программа готова для использования.

  • Современный игровой подход для развития и коррекции эмоционально-личностной сферы детей

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе