«Истории на песке» (программа развития и коррекции эмоционально-личностной сферы у детей от 2 до 8 лет методами песочной игротерапии)
Представляем к участию в XXI Национальном конкурсе «Золотая Психея» авторскую Программу «Истории на песке», направленную на развитие эмпатии и коррекцию эмоционально-личностной сферы у детей от 2 до 8 лет методами песочной игротерапии.
Настоящая Программа прошла апробацию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на базе детских садов №№283 и 315 города Челябинска.
Программа включает введение, пояснительную записку, содержание Курсов, тематические планы курсов, конспекты занятий, список литературы. В приложении представлены диагностические методы исследования, количественный и качественный анализ результатов реализации Программы, рекомендации для родителей.
Актуальность программы подтверждается рядом исследований в педагогике (С.И. Семенака, И.Ю. Кулагина, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев, Д.Б. Эльконин – выявили ряд противоречий между необходимостью развития эмоциональной сферы детей, начиная с раннего возраста с одной стороны. С другой недостаточное внимание взрослых к эмоционально-личностному развитию в целом, делая упор на интеллектуальное развитие), и психологии (Ю.Ф. Антропов, Н.Ю. Дмитриева, И.Б. Брязгунов, Д.Н. Исаев – исследования связанные с несформированностью эмоциональной сферы у дошкольников и недостаточным пониманием роли взрослого).
Статистические данные по адаптации детей к первому классу показали, что идет увеличение детей с повышенной тревожностью, эмоционально не устойчивых, не умеющих справляться со своими эмоциями, устанавливать доброжелательные отношения, что неизбежно приводит к конфликтам, к нарушениям в поведении и к снижению успеваемости в целом.
Выявленные противоречия и статистические данные указывают на необходимость оказания помощи родителям и педагогам дошкольных учреждений в воспитании у детей личностных качеств, способствующих развитию и обогащению эмоциональной сферы.
В последнее время педагогический взгляд направлен на развитие эмоционального интеллекта среди дошкольников старшего возраста, начиная с 5-6 лет, упуская возможности раннего развития. В связи с чем, основное отличие предлагаемой Программы – охват всех возрастов дошкольного детства.
Практическая значимость Программы заключается в преемственности и непрерывном психологическом сопровождении развития эмпатии у дошкольников и при необходимости коррекции личностного развития, а так же удобной для восприятия Программы единой структуры описания курсов и структуры самих занятий.
Новизна Программы прослеживается в создании условий переноса из игровой ситуации в реальную жизнь навыки позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, полученные на занятиях с помощью интегрированных арт-терапевтических методов: песочной терапии и сказкотерапии через игровые сюжеты.
В Программу вошли пять Курсов, поэтапно сменяющих друг друга и решающих задачи эмоционально-личностного развития, начиная с детей 2-х летнего возраста и до завершения дошкольного образования детей 7-8 лет. Каждый курс имеет свое название и включает 10 занятий, имеющих отличия в содержании, но одинаковые по структуре и использования основного метода песочной игротерапии.
Программа предусматривает, как возможность реализации каждого Курса в отдельности, так и непрерывное образование для каждого возрастного периода.
Сравнительный анализ количественных и качественных показателей диагностического обследования дошкольников, подтверждает эффективность Программы.
Результатами освоения Программы на каждом возрастном этапе являются качественно новые приобретенные компетентности, и на выпуске из дошкольного образовательного учреждения у детей формируются навыки, помогающие справляться в различных жизненных ситуациях.
Программа будет полезна специалистам дошкольных образовательных организаций, владеющих методами игровой песочной терапии, и занимающихся эмоционально-личностным развитием детей, с целью раннего оказания психолого-педагогической помощи в дошкольном образовательном учреждении и предупреждения проблем на начальном этапе обучении в школе.
Содержательные материалы Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени) Заинтересовал проект? Расскажите о нём: За этот проект
проголосовало: 131 читатель ▼12.03.2024 22:08:36Алчинов Анатолий АлекандровичИнтересуюсь психологией детства. Считаю, что данный проект окажет влияние на эмоциональное развитие детей. 12.03.2024 22:08:36Сыскова Юлия АнатольевнаТема адаптации детей к детсадам очень важна, предложены интересные инструменты. 12.03.2024 22:08:35Дорогокупля Татьяна ПетровнаПрограмма развития и коррекции эмоционально-личностной сферы у детей от 2 до 8 лет методами песочной терапии, очень актуальна в наше время, т.к. очень много детей с нарушениями эмоциональной сферы. Обязательно буду использовать в своей работе и рекомендовать молодым специалистам. Голос из ВКонтакте 12.03.2024 22:08:35Клинникова Татьяна АлександровнаНужный интересный материал, который поможет в работе с детьми многим психологам. Буду использовать полученные знания в работе. Спасибо авторам за проделанную работу, для блага детей. 12.03.2024 22:08:35Савинова Светлана ЮрьевнаСоединение игры и песка создаст положительные эмоции, а значит и позитивную мотивацию,что приведёт к достижению поставленных авторами задач. Голос из ВКонтакте 12.03.2024 22:08:35Стычева Капиталина ВитальевнаМетодика замечательно продумана и прописана. Песок замечательный материал, который даст возможность деткам раскрыть свой творческий потенциал. 12.03.2024 22:08:35Синицына Екатерина НиколаевнаУникальная программа, грамотно структурирована, разработана с учётом эмоциональных особенностей детей на каждом возрастном этапе. Программа развития и коррекции эмоционально-личностной сферы актуальна и необходима в работе психолога дошкольного учреждения 12.03.2024 22:08:35Миллер Светлана ВикторовнаЦенность программы в том, что 1) она имеет практическую направленность: развитие эмоционально-волевых умений и навыков дошкольников;2) хорошо разработаны и уже апробированы курсы и конкретные занятия; 3).занятия построены на основе уместных и интересных для детей методик сказкотерапии и песочной терапии; 4) используются игровые и сказочные ситуации,приближенные к реальности; 5) умело сочетаются разнообразные творческие методики для решения различных вопросов. Голос из ВКонтакте 12.03.2024 22:08:35Рыкова Наталья НиколаевнаТема очень важная, особенно для дошкольников, программа очень интересная, высокопрофессиональная, полезная для использования специалистами, работающими с детьми. Песок - уникальный инструмент в работе психолога. И его использование совместно с программой занятий решит многие задачи в коррекционно-развивающей работе. Сочетание сказкотерапии с игровой деятельностью на песке в дошкольном возрасте даст мощный эффект в работе с эмоциями . Проект хорошо продуман. Разложен методически грамотно. Готов к применению. Желаю успеха автору! 12.03.2024 22:08:35Семак Елена ВладимировнаДанная работа помогает оптимизировать и систематизировать работу психолога с детьми в условиях ДОУ. Спасибо за пополнение методической копилки не только района, но и города. 12.03.2024 22:08:35Федорова Наталья РамильевнаРазвитие эмоционально-волевой сферы область,требующая особого внимания и такие программы помогают в работе психологов! 12.03.2024 22:08:35Коннова Ольга ВасильевнаПроект интересный. Эмоциональное развитие в наше время очень акткульно. Управлять эмоциями надо начинать учить в детском возрасте. 12.03.2024 22:08:35Сафиуллина Дина ГайсеевнаДостаточно актуальная тема. Привлек также возрастной диапазон детей. Благодарю за интересный подход и инструмент! 12.03.2024 22:08:35Жабыко Наталья МихайловнаЗнакома с этими программами?“Истории на песке” отличный инструмент для развития и коррекции эмоционально-личностной сферы. 12.03.2024 22:08:35Лобач Людмила СергеевнаОчень интересный проект. Интересуевсе, что связано с детьми и коррекцией воспитания и личности. 12.03.2024 22:08:35Понизова Ольга АнатольевнаТема очень важная, особенно для дошкольников, программа очень интересная, высокопрофессиональная, полезная для использования специалистами, работающими с детьми. 12.03.2024 22:08:35Шершнева Кира ЛеонидовнаЯ считаю, что песок оказывает очень благотворное влияние на детей. Совместно с творчеством это эффект усиливается в разы. Развивается креативность и происходит процесс гармонизации у ребенка. 12.03.2024 22:08:35Филатова Татьяна ВладимировнаКогда мой сын был дошкольником, в кабинете психолога работали именно с песком. Считаю, что для детей это самый оптимальный вариант. 12.03.2024 22:08:35Салтыкова Виктория ИгоревнаСчитаю, что эта программа поможет научить детей проявлять эмпатию , а также научить детей экологично выражать свои эмоции, что очень важно. 12.03.2024 22:08:35Данилюк Татьяна ИвановнаПесок - уникальный инструмент в работе психолога. И его использование совместно с программой занятий решит многие задачи в коррекционно-развивающей работе. 12.03.2024 22:08:35Шмат Ирина ВикторовнаСочетание сказкотерапии с игровой деятельностью на песке в дошкольном возрасте, на мой взгляд. даст мощный эффект в работе с эмоциями . Проект хорошо продуман. Разложен методически грамотно. Готов к применению. Показал продуктивность на практике. Полагаю, его можно масштабировать в дошкольных учреждениях. 12.03.2024 22:08:35Бекетова Юлия АлександровнаМне близки простота и естественность методологии программы. При этом арт-терапия будет полезна как для решения, так и для профилактики многих детских проблем. 12.03.2024 22:08:34Мамрыкин Марк РудольфовичКак родитель детей дошкольного и школьного возраста считаю сказкотерапию и игры с песком доступным и крайне полезным инструментом для преодоления сложностей социализации дошколььников и школьников. 12.03.2024 22:08:34Маркелова Галина ВладимировнаТема проекта очень актуальна и своевременна.Авторы используют нестандартные подходы в работе с детьми. 12.03.2024 22:08:34Бусыгина Ева АндреевнаОчень интересен метод развития эмоциональной сферы у дошкольников. Хотелось бы познакомиться с этим опытом работы. 12.03.2024 22:08:34Антохина Елена ИгоревнаЯ считаю, что этот проект метода песочной терапии эффективен и полезен детям для эмоционально-личностного развития и для формирования новых способностей и навыков , которые помогут справится в разных ситуациях в жизни . 12.03.2024 22:08:34Полянская Лидия МавлетжановнаМне очень понравилась данная программа, доступный материал, актуальный и интересный. Стала применять в своей практической деятельности. Авторам большое спасибо, Вы большие молодцы!!! 12.03.2024 22:08:34Поздеева Елена НиколаевнаПесочная терапия является одной из современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении. Благодаря программе, которую использует автор в дошкольном учреждении, у детей формируются навыки, помогающие справляться в различных жизненных ситуациях на пороге школьной жизни. 12.03.2024 22:08:34Бурова Ирина ВячеславовнаРазвитие эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта дошкольников и младших школьников - один из актуальных в наши дни. 12.03.2024 22:08:34Иванова Наталья СергеевнаЯ считаю, что данная программа очень актуальна при работе с детьми. В песок любят играть все дети без исключения и, если правильно организовать эту "игру", то ее можно использовать не только для развития и познания мира, но и для решения психологических проблем у ребенка. Песочная терапия является самым доступным методом воздействия на психику и поведение ребенка посредством визуализации его внутреннего мира. 12.03.2024 22:08:34Засохова Людмила МихайловнаПрограмма актуальна. Нашим детям и родителям необходима помощь психолога. Эмоциональная сторона по каким-то причинам не всегда берется во внимание. А это очень важно. Отдаю свой голос за данный проект. 12.03.2024 22:08:34Рязанова Вера НиколаевнаРаботаю с детьми с дцп, незрелая эмоционально-волевая сфера, мне этот материал очень интересен! Важно развивать эмоциональный интеллект детей СЕЙЧАС, пока не упустили! 12.03.2024 22:08:34Петухова Наталья ГеннадьевнаИнтересный проект,который можно использовать в своей работе,Спасибо за практический материал. 12.03.2024 22:08:34Кипенская Вера АлександровнаПрограмма достойна внимания психологов, работающих с детьми дошкольного возраста. Качество программы говорит о профессионализме авторов. Голос из ВКонтакте 12.03.2024 22:08:34Липс Алла АлександровнаНа мой взгляд программа решает наиболее актуальные проблемы детей дошкольного возраста. 12.03.2024 22:08:34Чуклин Владимир ГеоргиевичАвторы проекта предлагают важную и интересную работу с детьми, показывая возможности использования метода песочной игротерапии в решении задач дошкольного возраста. 12.03.2024 22:08:34Мурмуляк Ольга ОтариевнаПроект отвечает требованиям современного времени. Воспитание детей важная задача для педагогов и родителей. Программа помогает развить навыки самостоятельности в решении детских задач. И это актуально. 12.03.2024 22:08:34Андрианова Наталья ВалерьевнаИнтересная идея развития у детей умения выражать эмоции и умения договариваться с другими детьми. В нетрадиционной для группы детского сада форме, увлекательной и понятной для детей. Структура занятия - четкая, есть разработки на все возраста, от 2 до 7 лет. 12.03.2024 22:08:34Рубан Наиля НабиулловнаЯ новичок, мне интересно, как можно развивать детей через песочные игры. Буду благодарна помощи авторов за раз яснение. 12.03.2024 22:08:34Васильева Елена ВладимировнаДанная программа очень интересна и актуальна, т. к. развивать эмощии необходимо уже с раннего возраста. Большое спасибо за Ваш труд! 12.03.2024 22:08:34Мурмуляк Василий АлексеевичТема актуальна для родителей, которые не могут справиться с эмоциями своего ребенка. В помощь. 12.03.2024 22:08:34Князева Елена МихайловнаПрограмма интересна и актуальна как для начинающих, так и для профессионалов, работающих не один год с детьми дошкольного возраста. 12.03.2024 22:08:34Усанина Мария ИвановнаСчитаю проект актуальным. Работаю с маленькими детками и вижу, как они охотно идут на контакт, после занятий с психологом. Поэтому голосую двумя руками за Программу. 12.03.2024 22:08:34Шестакова Татьяна ВикторовнаДанная программа понравилась тем, что она подходит для разных видов дошкольных учрежлений и тем, что она может использоваться самостоятельно, а может быть дополнительной в реализации основной программы. 12.03.2024 22:08:34Евтушенко Юлия НиколаевнаСчитаю данную программу актуальной! Спасибо авторам за новый, интересный инструмент в дошкольной психологии! 12.03.2024 22:08:33Еремкина Надежда ИвановнаАктуальная программа для работы с детьми дошкольного возраста. Готовый инструмент для применения, разработка на каждый возраст от 2 до 8. Программа не ограничена в применении и в процессе деятельности позволяет ребёнку чувствовать себя раскованее, со временем к ребёнку приходит уверенность, "снимаются" эмоциональные зажимы. Сказки подобраны так, что через их "проигрывание" на песке помогают не бояться реальности!! 12.03.2024 22:08:33Шолохова Надежда СергеевнаСчитаю очень важным развивать в детях навыки, которые помогают справляться с различными жизненными ситуациями. Спасибо авторам. 12.03.2024 22:08:33Карпова Ирина ВладимировнаПрограмма актуальна, т.к. позволяет развивать эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста. Обучает ребенка адекватно реагировать на разные жизненные ситуации. 12.03.2024 22:08:33Зыкина Екатерина ЮрьевнаГотовая программа-понятная, доступная, с использованием разнообразных методов и приёмов. Действительно, песок-естественная среда для детей дошкольного возраста. Разнообразие игровых приёмов в данной программе поможет детям в развитии навыков коммуникации. Программа на высоком уровне! 12.03.2024 22:08:33Мезенцева Наталья ВладимировнаПрограмма развития и коррекции эмоциональной сферы у детей разработана на все возраста дошкольного детства. Занятия интересны детям, доступны для реализации педагогами в совместной и свободной деятельности. 12.03.2024 22:08:33Голованцева Ольга ВячеславовнаБлагодарю! очень актуальная тема в современном мире. Через игротерапию дети лучше познают мир, понимают окружающих, а главное развиваются. 12.03.2024 22:08:33Кашнир Вера ВикторовнаАктуальная программа по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы дошкольников. Представлены занятия, игры, упражнения для эффективного использования в работе педагога-психолога. Голос из ВКонтакте 12.03.2024 22:08:33Панасенко Ольга ВикторовнаПрограмма охватывает всё дошкольное детство, и очень нравится идея работы с детьми на протяжении всего этого времени. Использование песочной терапии, сказкотерапии позволяет развивать детей в интересной и увлекательной для них форме. Я бы с радостью хотела поработать по такой программе! 12.03.2024 22:08:33Кольченко Анастасия ЮрьевнаНа мой взгляд данный проект действительно поможет детям выразить себя, в том числе свои эмоции, с помощью творчества на песке! Идея очень интересная и необычная! Особенно понравилось оформление проекта и то, что основная работа с детками планируется через сказки. На мой взгляд, это действенный метод психологического воздействия на детей с целью корректировки их поведения и внутреннего состояния! 12.03.2024 22:08:33Карташова Алена ВалерьевнаАктуальная, ценная и эффективная программа по развитию дичностных качеств и эмоциональной сферы дошкольников с применением методов арт- терапии. 12.03.2024 22:08:33Буланова Евгения АндреевнаПрограмма интересная и актуальная. Работа на песке с данной программой будет ещё эффективней!!!. Спасибо за отличную разработку! 12.03.2024 22:08:33Воробьёва Лариса НиколаевнаПесок - замечательный, естественный и по-настоящему "детский" материал, он как магнит притягивает детей, погружает их в игру, сказку, "жизнь". Очень хорошо, что такая среда выбрана для работы с детскими эмоциями. 12.03.2024 22:08:33Решетова Алена ВалерьевнаЗамечательная программа! Я работаю с песком и понимаю какую роль занятия с песком имеют для детей. Программа заинтересовала своей новизной. Спасибо авторам! 12.03.2024 22:08:33Криволапова Наталья МихайловнаПроект прошел практическое применение и дал положительные результаты, в связи с чем на наш взгляд педагог, владеющий знаниями работы на песке, работая по программе может привести к хорошим результатам. Голос из ВКонтакте 12.03.2024 22:08:33Платонова Алёна ВячеславовнаКонтакт с песком помогает снять напряжение и тревогу. Для детей это возможность самовыражения, проживания своих чувств, исследования себя, разговор на языке тела и символов, развитие символичного мышления и наполнение своего внутреннего мира. Спасибо за материал, за развернутость и доступность 12.03.2024 22:08:33Назарова Юлия ВасильевнаТема разработанной программы актуальна и будет востребована, я думаю не только в Челябинске... 12.03.2024 22:08:33Солодкова Татьяна ЮрьевнаПрограмма по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы детей от 2 до 8 лет средствами песочной игротерапии увлекает детей своим сказочным сюжетом и теплым взаимодействием. По прохождению курса у детей наблюдается стабилизация эмоционального состояния, нормализация коммуникативных способностей, а так же отмечаются высокие показатели мотивационной сферы и психологической готовности к обучению в школе. 12.03.2024 22:08:33Володина Надежда ОлеговнаХорошая программа, направленная на развитие коммуникативного интеллекта у дошкольников. Доступна и проста в исполнении. 12.03.2024 22:08:33Шумакова Людмила СергеевнаПрограмма интересна тем, что очень грамотно выстроена, стихотворные вступления, игры в песке. Детьми будет встречена с воодушевлением! Очень хочу приобрести такую программу для своего детского сада! Спасибо за вашу интересную работу! 12.03.2024 22:08:33Штраух Ирина ВладимировнаХорошая программа для практического применения. Особенно ценна для начинающих работу с песком психологов. 12.03.2024 22:08:33Гиниятулина Эльвира АмировнаКачественная, большая и трудоемкая работа, много практики, программа готова для использования. |