«Стереотип и имидж милиции в социуме» (научная статья)
1. Полное название проекта: Стереотип и имидж милиции в социуме.
2. Актуальность: Любое государство, обеспечивая свою целостность и независимость, всячески стремится поддержать имидж сотрудников силовых ведомств. В современном российском обществе трудно ожидать одобрительного отношения к деятельности органов правопорядка. Изменение отношения к милиции мы видим в противоречиях между объективными общественными ожиданиями от правоохранительных органов и реальными возможностями по их реализации.
Если имиджу милиции ранее в научной литературе уделялось внимание, то мы не нашли упоминания об исследования стереотипа данного силового ведомства. В то же время, для разработки имиджформирующих технологий необходимо изучить стереотип милиции в социуме, который мы исследовали с помощью методов, используемых в психоанализе.
3. Социальная, научная и практическая значимость: Состоит в том, что полученные в процессе проведения исследований теоретические выводы и положения могут быть использованы для разработки методики оценки уровня эффективности деятельности органов внутренних дел.
Значение научной работы также определяется тем, что основные ее результаты и разработанные рекомендации могут быть использованы и применены на различных уровнях управления органов внутренних дел для формирования имиджа милиции.
Результаты исследований используются в учебном процессе Дальневосточного юридического института МВД РФ и Петропавловск-Камчатском филиале заочного обучения, Хабаровском Пограничном институте ФСБ РФ.
Практические рекомендации исследований нашли применение в профессиональной деятельности Томаринского РОВД Сахалинской области, УВД г. Благовещенска Амурской области, УВД Магаданской области, Бикинском РОВД Хабаровского края, Центральном РОВД г. Хабаровска. С докладом «Имидж ОВД ДФО и роль средств массовой информации в его формировании. Технологии повышения имиджа» автор 23 мая 2006 года выступила на семинаре-совещании сотрудников отделов, отделений и групп информации и общественных связей субъектов ДФО.
4. Значение для развития психологии:
• проведено психоаналитическое исследование стереотипа правоохранительных органов в Дальневосточном регионе;
• предложены методы психоаналитического исследования стереотипа милиции: ассоциативного эксперимента, символических представлений животных, цветовой символики;
• установлено, что важным направлением в решении проблем формирования имиджа милиции отводится средствам массовой информации, и в первую очередь, телевидения;
• обоснован комплекс прикладных рекомендаций органам внутренних дел по формированию имиджа, реализация которых в условиях региона является наиболее целесообразной.
5. Цели: определяются как теоретическое обоснование на основе анализа объективных социально-экономических условий становления, функционирования стереотипа органов внутренних дел; выработку основных приоритетов имиджформирующих технологий милиции; разработку соответствующих предложений и рекомендаций.
6. Аудитория, на которую рассчитан проект: органы внутренних дел.
7. Основное содержание работы:
• Стереотипизация правоохранительных органов (ФСБ, МЧС, МВД, ФСИН, МО, прокуратуры, таможенных органов) с помощью прямого метода психосемантического исследования – ассоциативного эксперимента. Выборка: 587 респондентов. Место исследования: Хабаровский край, Амурская область. Время исследования: май-октябрь 2005 года. Суть исследования заключалась в следующем: респонденту предъявлялось слово-стимул, на которое требовалось назвать первые пришедшие на ум ассоциации. Использовался свободный ассоциативный эксперимент – гражданин не ограничивался в выборе возможных ассоциаций.
• Исследование стереотипа милиции проводилось с помощью психоаналитического метода – символов животных, которые представляют собой образы, являющиеся представителями других, обычно весьма многообразных предметов, содержаний, возникающих на основе их припоминания или же продуктивного воображения. В исследовании приняло участие 556 респондентов – жителей Хабаровского и Приморского края. Время исследования: декабрь 2005-февраль 2006 года.
• Использование метода психосемантического исследования - символики цвета для изучения социального стереотипа правоохранительных органов. Применение данного метода было вызвано тем, что основной источник образов – наше зрительное восприятие. Выборка составила 336 респондентов - граждан Хабаровского края и Амурской области. Время исследования: февраль-апрель 2006 года.
• Гетеростереотип милиции у военнослужащих выявлялся в период с сентября по ноябрь 2006 года в военном округе города Хабаровска. Исследованием было охвачено 132 военнослужащих в возрасте от 19 до 52 лет; в звании от рядового до полковника; со стажем службы от 5 месяцев до 35 лет.
• Исследование влияния телевидения на формирование имиджа ОВД проводилось октябре 2005 - январе 2006 года на основе 21 «милицейского» телесериала и 12 документальных телепередач, отражающих деятельность данного силового ведомства, демонстрировавшихся на каналах РТР, НТВ, ОРТ, DTV, DTV-ВИАСАТ в 2005 году. Выборка: 498 граждан Хабаровского края, не имеющих отношения к правоохранительной деятельности.
• В социально-психологическом исследовании автостереотипа, которое проводилось в марте-апреле 2006 г. в Амурской области и Хабаровском крае, приняли участие 542 сотрудника органов внутренних дел. Возраст респондентов - от 20 до 54 лет; звание - от рядового до полковника милиции; служба в ОВД – от 3 месяцев до 33 лет календарной выслуги.
8. Результаты, выводы:
• Стереотип милиции в социуме связан как с правоохранительными функциями социальной организации - охрана, розыск, так и вызывает ассоциации, в большей степени, на наш взгляд, связанные с личностным фактором - агрессивность, отвращение, наглость, непорядочность.
• Основную роль в формировании общественного мнения о деятельности органов внутренних дел в городе играют средства массовой информации, в то время как в селе – личный контакт с сотрудниками милиции и мнение окружающих.
• Автостереотип органов внутренних дел: «тяжелая работа, способствующая проявлению личностных качеств – от наглости и грубости до смелости и мужества».
• Телесериалы, оказывающие положительное влияние на формирование имиджа милиции: «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила», «На углу у Патриарших», «Возвращение Мухтара», «Красная площадь», «Опера. Хроники убойного отдела».
• Менее критически оценивают деятельность милиции мужчины; граждане в возрасте от 30 до 49 лет; социальные работники; лица, имеющие средне-специальное образование.
• По мнению 44% респондентов, большое количество документальных и художественных фильмов о милиции изменяют в лучшую сторону отношение к милиции.