- Воробьева Светлана Васильевна
педагог-психолог, МБОУ СОШ №6 г. Усинска Республики Коми, (Усинск)
Актуальность
Воображение, фантазия – это одна из наиболее важных способностей человека. Благодаря ей совершены научные открытия, созданы прекрасные произведения искусства. Без неё дети не услышали бы сказок и не смогли играть во многие игры. Прогресс бы остановился. Это лишний раз подчёркивает то, что воображение и фантазия являются высшей способностью человека и эта способность нуждается в особой защите и постоянном развитии. А развивается она наиболее интенсивно от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Поэтому, я считаю свою работу актуальной и важной.
Социальная, научная и практическая значимость
В данной работе автор знакомит с исследованиями, связанными с использованием новой, разработанной им методики, названной «Рисунок с формой», для развития творческого воображения учащихся разного возраста.
Он даёт её подробное описание с инструкцией и результатами. Указывает необходимые условия проведения занятий, их вариативность в зависимости от поставленных задач.
Обращает внимание на себя универсальность использования методики «Рисунок с формой» для учащихся разного возраста и её применение, как проективной диагностической методики, позволяющей выявить некоторые особенности личности учеников.
Главное, что отмечается автором, предложенная методика работает. Она вызывает у детей массу положительных эмоций. Интерес к такой необычной творческой работе ребята сохраняют на всём протяжении обучения. Содержание рисунка, его разработанность, удачное использование предложенной формы или форм в сюжете, дают возможность судить об уровне творческого потенциала ребёнка, оригинальности его идей и продвижении в своём индивидуальном творческом развитии.
Нельзя не отметить и психотерапевтический эффект в этой работе, так как психологи заметят в рисунках проявления тревожности, агрессивности и других негативных эмоций, от которых ребёнок избавляется в процессе прорисовывания.
Данная методика рекомендуется для использования не только специалистами-психологами, но и педагогами, а также родителями в работе по развитию воображения, фантазии учащихся.
Значение для развития психологии
Появился ещё один новый инструмент в работе практического психолога, педагога и родителя, помогающий развивать творческий потенциал детей.
Цель: диагностика психической функции воображения у детей школьного возраста и её развитие через активизацию фантазии с использованием методики «Рисунок с формой».
Аудитория, на которую рассчитан проект: учащиеся с первого по одиннадцатый класс.
Основное содержание работы или её этапы
В ходе изучения влияния методики «Рисунок с формой» на развитие творческого воображения учащихся разного возраста, была выдвинута гипотеза о наличии развивающего эффекта при работе с детьми по данной методике и поставлены следующие задачи:
1.Исследование динамики проявления в работах детей одного из существенных показателей креативности – разработанности и детализации идей.
2. Изучение показателей беглости (скорости), как проявления креативности.
3. Диагностика продуктивности работы детей при использовании разного количества форм в рисунке.
4. Статистическая оценка полученных данных, их количественный и качественный анализ.
В каждом классе было проведено по 10 занятий. При этом в первом классе все десять занятий посвящены работе с одной формой, во втором – пять занятий с одной и пять с двумя формами. В третьем, пятом, девятом и одиннадцатом классах три занятия дети работали с одной формой, следующие три с двумя, оставшиеся три с тремя и одно занятие – с четырьмя формами.
На каждом занятии фиксировалось время выполнения задания. В конце рассматривались все работы. А затем проводилась обработка результатов по таким показателям креативности, как разработанность, детализация и беглость (скорость). (Приложение 1). Разработанность и детализация оценивалась баллом за каждую значимую деталь рисунка (подсчёт баллов производился согласно краткому тесту творческого мышления П. Торренса, в частности, его фигурной форме), скорость – временем, необходимым для работы.
Кроме этого отслеживалась динамика развития творческих способностей детей каждого класса и в целом всех классов по вышеуказанным показателям, а также показателям креативности, проявленным при работе с одной, двумя, тремя и четырьмя формами.
Результаты, выводы
В результате проведённой работы были сделаны следующие выводы:
-Показатели творческости, как по разработанности рисунков, так и по динамике их выполнения (скорости) имеют стойкие тенденции по увеличению у разных возрастных групп учащихся, что свидетельствует о наличии развивающего эффекта при использовании методики «Рисунок с формой» (Приложение 1).
-Самые высокие показатели продуктивности работ, как одного из проявлений креативности, продемонстрировали первоклассники, которые работали только с одной формой (3,17 балла). Далее показатели по классам можно расположить следующим образом: второклассники, работающие вначале с одной, затем с двумя формами (2,64 балла); девятиклассники, которые работали со всеми формами (2,17 балла); одиннадцатиклассники (2,09 балла); пятиклассники (1,98 балла); третьеклассники (1,95 балла).
-Самая высокая продуктивность при работе с разным количеством форм выглядит следующим образом:
*работа с двумя формами -2,31 балла
*работа с тремя формами – 2,27 балла
*работа с одной формой – 2,13 балла
*работа с четырьмя формами – 1,75 баллов
В результате анализа полученных данных автор пришёл к следующим выводам:
1. Гипотеза о наличии развивающего эффекта при использовании методики «Рисунок с формой» на развитие творческости учащихся подтвердилась.
2. Наибольшим развивающим эффектом обладают занятия, где используется 2,3 и 1 форма.
3. Самый большой эффект в развитии показателей творческости даёт данная работа с первоклассниками и второклассниками. В третьем и пятом классах продуктивность работы несколько понижается, а затем в девятом и одиннадцатом нарастает.