«Школа маленьких железнодорожников» (психолого-педагогическая авторская программа)
Актуальность
На 29 съезде профсоюзов президент нашей компании Якунин Владимир Иванович отметил, что «Ближайшее десятилетие – это десятилетие борьбы за кадры», а в целевой программе «Молодежь Компании на 2006-2010 г.г.» выделена подпрограмма для детей 4-7 лет. Реализация ее – наша основная задача.
Детские сады ОАО «РЖД» являются первой важной ступенью подготовки будущих железнодорожников. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников.
Возможность работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:
• Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям.
• Родители воспитанников работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.
В дошкольном учреждении определено самое важное направление деятельности детского сада – работа по ранней профориентации на железнодорожные профессии и ознакомление с железнодорожной магистралью.
Социальная, научная и практическая значимость
• поможет заложить основу для дальнейшей профессиональной ориентации школьников на профессии железной дороги;
• представляет основу работы педагогов детских садов по ознакомлению дошкольников с железной дорогой и ее профессиями, а в дальнейшем и по ранней профориентации малышей;
• представляет последовательную систему для получения знаний детьми-дошкольниками.
Основные пути реализации данной программы:
• Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
• Выявление интересов и наклонностей детей;
• Знакомство с ведущими железнодорожными профессиями, посещение железнодорожных предприятий;
• Расширение деятельности уголков железнодорожного транспорта;
• Проведение конкурсов детского творчества на железнодорожную тематику;
• Издательская деятельность;
• Организация переписки с детьми детских садов железнодорожной магистрали;
• Распространение передового опыта среди детских садов ОАО «РЖД».
При разработке содержания, форм и методов программы по ранней профориентации на железнодорожные профессии я руководствовалась дидактическими принципами системности, последовательности, доступности, научности, наглядности.
В процессе реализации этого направления мне пришлось столкнуться с некоторыми сложностями:
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В «Программе воспитания и обучения дошкольников» М.Васильевой, Т.Гербовой, в. Комаровой, которую мы используем в своей работе, ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы, занимает микроскопически малое место. А мы понимали, что профориентация на железнодорожные профессии требует планомерности, систематизации и углубленной работы.
Кроме того, сложность работы заключалась в том, что у дошкольников, по мнению большинства педагогов детских садов, эта тема не вызывает такого волнующего интереса, как некоторые другие. А ребенок будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому наша работа заключалась, во-первых, в том, чтобы заинтересовать педагогов железной дорогой и научить их, как можно заинтересовать этой проблемой ребенка.
Новизна. Вообще не существует методической литературы, которая могла бы помочь педагогам детских садов в ранней профориентации на железнодорожные профессии и ознакомлению с железной дорогой дошкольников.
Цель программы: ранняя профориентация на железнодорожные профессии.
Задачи:
-ознакомление с железнодорожной магистралью,
-познакомить детей с основами профессиограмм железнодорожных профессий,
-научить детей ориентироваться в многообразии железнодорожных профессий и знать их.
Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня знаний о железной дороге и ее профессиях. В программу включен цикл занятий, (каждое из которых состоит из трех блоков по 15-25 минут) и дополнительный набор упражнений, который может быть использован в дальнейшей работе.
Формы и режим занятий: в течение нескольких месяцев 1 раз в неделю дети посещают 1 вводное и основные занятия. Каждое занятие состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач.
Занятия проводятся в рамках учебного плана «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.Васильевой, Гербовой и Комаровой в различных разделах деятельности детей:
- сюжетно-дидактических игр,
- ознакомления с художественной литературой,
- ознакомления с окружающим,
- конструированию из бумаги, из природного и бросового, из строительного материала,
- игр – драматизаций,
- развития речи,
- развития элементарных математических представлений,
- аппликации и рисования,
- сюжетно-ролевых игр,
- игр-тренингов,
- музыкальных и спортивных развлечений.
Аудитория, на которую рассчитан проект
• Программа предусмотрена для детей дошкольного возраста 2-7 лет, апробировалась в течение 3 лет в детском саду № 47 ОАО «РЖД» г. Александрова, Владимирской области.
Этапы реализации проекта:
В детском саду 4 группы, в том числе 2 смешанные (3-5 и 5-7 лет).
1 этап. 2006-2007гг. – работа с детьми 2-3 лет
2 этап. 2007-2008гг. – работа с детьми 3-5 лет
3 этап. 2008-2009гг – работа с детьми 5-7 лет
Организация учебного процесса:
• Общее количество занятий с детьми 2-3 лет -11, с детьми 3-5 лет -14, старшего возраста – 16.
• Занятия проводятся 1 раз в неделю, по подгруппам.
• Занятия носят интегрированный характер.
• Предусмотрены творческие задания ребёнок + родитель (домашние задания).
• Просветительская работа с родителями и педагогами.
Структура занятия:
• Ритуал приветствия
• Разминка
• Рефлексия прошлого занятия
• Основное содержание
• Рефлексия прошедшего занятия
• Ритуал прощания
На занятиях активно используются разнообразные:
• подвижные и малоподвижные игры,
• элементы психомышечной тренировки (психогимнастика),
• продуктивные виды деятельности,
• словесные игры,
• дидактические игры.
• развивающие задания в тетрадях.
1. Принцип соответствия методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей-дошкольников
Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребёнка и учитывают специфику его готовности к восприятию материала.
2. Принцип создания состояния
Каждый человек в каждый конкретный момент времени находится в том или ином состоянии. Состояние определяется отношением нервной системы к той информации, которая постоянно поступает в неё. Длительное нахождение в каком-либо состоянии называется настроением. Особенно сильное воздействие на наше состояние оказывают наши мысли. Управлять мыслями ребёнка – значит, управлять его состоянием, значит управлять процессом обучения.
Состояние ребёнка должно всегда соответствовать тому делу, которым он занимается.
Настроить ребёнка на занятие – значит, создать у него состояние, при котором ему хочется заниматься именно тем, что вы предлагаете. Этому способствуют предлагаемые в программе организационные моменты, которые включают в себя игры-приветствия, этюды.
Соблюдение принципа нагрузки способствует формированию и развитию мотивации к обучению.
3. Принцип комплексности
Принцип комплексности - на каждом занятии необходимо уделять внимание решению задач направленных на:
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие произвольного компонента психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков за счет развития и укрепления волевых качеств личности;
- повышение познавательного интереса;
- развитие мелкой моторики рук;
- формирование у детей, исходного уровня познавательной мотивации.
4. Принцип нагрузки
Никто не может совершенствоваться и развиваться нормально без препятствия, без нагрузки. Нагрузка имеет направленность воздействия и уровень воздействия и может варьировать от минимума до максимума, что, в свою очередь, определяет успех деятельности.
Для того, чтобы занятия с ребёнком, помимо освоения навыков мышления, внимания, развития навыков мелкой моторики и т.д., сопровождались ещё и развитием способностей к освоению новых навыков, необходимо использовать принцип нагрузки.
Сущность принципа данной программы, заключается в необходимости получения максимального тренировочного эффекта, который возникает только при работе с предельной для данного уровня развития ребёнка нагрузкой. Например, ребёнку предлагается задание на внимание, которое нужно не просто выполнить, а довести скорость переключения внимания до предела (спрашивая: «А ещё быстрее можешь?»). Такой режим больше устраивает ребёнка: дети любят соревноваться, и занятия протекают значительно эмоциональней.
5. Принцип соответствия
Принцип соответствия формы организации занятий в данной программе соответствует ведущему виду деятельности шестилетнего ребёнка - игровому.
Каждое занятие включает динамические паузы, проведение физкультминутки.
Для проведения занятий каждому ребенку желательно иметь тетрадь развивающих занятий по ознакомлению с железной дороге и раскраски-подсказки «Железная дорога» (авторы Т.Сташкова и Л. Шеболдина). Конспекты занятий опубликованы в книге «Мы – будущие железнодорожники», авторы те же.
К каждому мероприятию разработан конспект, предлагается методическое сопровождение в виде стихов, рассказов, сказок загадок о железной дороге и ее профессиях.
Построение занятий и содержательная часть
Программа рассчитана на 41 занятие с соблюдением преемственности (группа 2-3 лет -11 занятий; группа 3-5 лет -14 занятий; 5-7 лет – 16 занятий.) Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Форма проведения занятий разнообразна: использование на занятиях экскурсий, развивающих игр и упражнений, творческих мастерских, тестов. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием для ознакомления дошкольника с железной дорогой и ее профессиями.
Программа подчинена единой сюжетной линии – обучению детей в школе маленьких железнодорожников у Королевы магистрали
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Виды контроля:
Цель:
выявление уровня знаний детей о железной дороге и последующая корректировка заданий программы.
• диагностика в начале и в конце года,
• постоянное наблюдение за деятельностью детей на занятиях,
• рефлексия.
Динамика диагностики результатов работы по ранней профориентации детей-дошкольников 5-7 лет детского сада № 47 ОАО «РЖД» за 2008-2009 учебный год (в%):
Участвовало 35 человек.
№ | Представления, навыки, умения, отношение к труду железнодорожников |
Уровень знаний и умений |
|||||
Начало учебного года | Конец учебного года | ||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||
Представления | |||||||
1 | Имеет представление о роли труда железнодорожников | 48 | 52 | 0 | 61 | 39 | 0 |
2 | Имеет представление о разнообразии железнодорожных профессий | 45 | 55 | 0 | 51 | 49 | 0 |
3 | Имеет представление о роли современной техники, машин, механизмов в трудовой деятельности железнодорожников | 31 | 68 | 1 | 44 | 56 | 0 |
4 | Имеет обобщенное представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (железнодорожников) | 27 | 61 | 12 | 35 | 55 | 10 |
5 | Имеет общее представление о развитии Московской железной дороги | 22 | 72 | 6 | 28 | 70 | 2 |
6 | Имеет общее представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда | 74 | 26 | 0 | 80 | 20 | 0 |
Познавательные, речевые, игровые и трудовые навыки | |||||||
7 | Воспринимает трудовой процесс дифференцированно (последовательность компонентов) | 23 | 58 | 19 | 34 | 56 | 10 |
8 | Умеет строить наглядно-схематическую (и мысленную) модель трудового процесса | 17 | 51 | 32 | 29 | 46 | 25 |
9 | Умеет самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников из разных источников | 28 | 47 | 25 | 40 | 62 | 18 |
10 | Соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии | 36 | 49 | 15 | 48 | 42 | 10 |
11 | Пользуется речью, как доказательством для обоснования суждений о видах труда, профессиях | 72 | 28 | 0 | 81 | 19 | 0 |
12 | Владеет соответствующим словарем - профессия, материал, инструменты, деньги, бюджет семьи, реклама | 59 | 41 | 0 | 67 | 33 | 0 |
13 | Включает в игровой процесс деятельность людей различных железнодорожных профессий | 50 | 50 | 0 | 65 | 35 | 0 |
14 | Использует предметы-заместители в качестве атрибутов для сюжетно-ролевых игр железнодорожных направлений | 64 | 35 | 1 | 71 | 29 | 0 |
Умения | |||||||
15 | Переносит знания о способах и нормах взаимоотношений в труде на собственную детскую трудовую деятельность | 40 | 55 | 5 | 45 | 54 | 1 |
16 | Знает и называет различные виды железнодорожного транспорта, его назначение | 68 | 32 | 0 | 78 | 22 | 0 |
17 | Знает стихи, загадки, песни (на железнодорожную тематику) | 77 | 23 | 0 | 85 | 15 | 0 |
18 | Активен в различных играх (на железнодорожную тематику) | 90 | 10 | 0 | 95 | 5 | 0 |
19 | Умеет рассказать о транспортной среде окружающего микрорайона (вокзал, виадук, транспортный узел) | 67 | 32 | 1 | 87 | 23 | 0 |
20 | Знает и умеет объяснить правила поведения на железнодорожном транспорте | 61 | 49 | 0 | 79 | 21 | 0 |
21 | Знает и объясняет правила поведения на железнодорожном транспорте | 65 | 35 | 0 | 76 | 24 | 0 |
22 | Знает и называет знаки "железнодорожный переезд" и др | 59 | 41 | 0 | 70 | 30 | 0 |
Отношение к труду железнодорожников | |||||||
23 | Проявляет устойчивый интерес к железнодорожным профессиям | 51 | 49 | 0 | 58 | 42 | 0 |
24 | Испытывает чувство уважения и благодарности к людям, создающим своим трудом разнообразные ценности, необходимые человеку | 80 | 20 | 0 | 88 | 12 | 0 |
Динамика диагностики результатов работы по ранней профориентации детей-дошкольников 5-7 лет детского сада № 47 ОАО «РЖД» за 2008-2009 учебный год (в %) показала, что наблюдаются положительные изменения практически всех показателей в представлениях, навыках, умениях, отношению к труду железнодорожников. Но есть такие направления, где показатели низкого уровня знаний и умений достаточно высокие и над которыми необходимо продолжать работать:
-уметь строить наглядно-схематическую (и мысленную) модель трудового процесса;
-уметь самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников из разных источников.
Кроме того, результатом профориентационной работы является возросший интерес детей к железнодорожным профессиям. Дети гордятся работой своих родителей, понимают важность их труда. Многие из них выражают желание, когда вырастут, стать такими, как их родители, и пойти работать на железную дорогу.
Методическое сопровождение программы:
1. Методическая разработка «Мы будущие железнодорожники» Т.Н. Сташковой и Л.Н. Шеболдиной, М., «Гном», 2007
2. Раскраски-подсказки авторы Шеболдина Л.Н. и Сташкова Т.Н. «Железная дорога» и тетради развивающих занятий по ознакомлению малышей с магистралью, М.: Ритм, 2008 г.
3. Авторские пазлы о железной дороге, авторы Шеболдина Л.Н. и Сташкова Т.Н., 2008
4. Хрестоматия «В гостях у королевы Магистрали» (стихи, сказки, песни, загадки, считалки о железной дороге). Составлена Шеболдина Л.Н. и Сташкова Т.Н.. 2008 г.