Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2019 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Способы развития творческих способностей детей» (методические рекомендации)

Авторы:

Организация: МКОУ"Специальная школа№20",МБОУ"Лицей№34", г. Новокузнецк

Актуальность

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных задач. Творческая деятельность – один из важных способов самореализации личности. Она невозможна без включения индивида в социальный мир, социальные структуры, систему социальных отношений. Развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно.
Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является создание условий для творческой самореализации ребенка. Современное  образование пытается решить эту проблему, чтобы помочь каждому ребенку раскрыться и реализовать свои возможности. Наибольшие возможности самореализации содержит в себе творческая деятельность ребенка, в результате которой, создается нечто новое,  а основу творческой деятельности составляют воображение и фантазия.

Новизна

На основании опыта работы авторов предлагаются некоторые способы развития творческих способностей детей, подтвержденные патентами РФ:

  • Патент на полезную модель № 89901 «Способ развития творческих способностей ребенка и устройство для развития творческих способностей»
  • Патент на изобретение № 2378709 «Способ развития творческих способностей учащихся»
  • Патент на изобретение № 2378710 «Способ развития творческих способностей учащихся»
  • Патент на изобретение № 2378711 «Способ обучения изобразительной деятельности»
  • Патент на изобретение № 2378712 «Рисовальный конструктор»
  • Свидетельство № 2017620354 «Манипулятивное конструирование: практическое  пособие».

Дается авторская азбука представления обучающего материала, позволяющая наглядно демонстрировать последовательность действий при работе над созданием художественного образа, что существенно облегчает ребенку с проблемами в развитии реализовывать свой замысел, воплощая его на бумаге в графике или аппликации.
 
Практическая значимость

Способность к продуктивной самореализации формируется в детстве и зависит от взаимоотношений со взрослыми (родители, воспитатели, педагоги), которые способствуют или блокируют творческую активность ребенка. Положение о ведущей определяющей роли взрослого в процессе обучения является общепризнанным в педагогике. Процесс формирования творческих способностей – процесс двусторонний, в котором должен принимать участие не только ученик, но и педагог, который должен стремиться к постоянному самосовершенствованию.
Игровой характер изобразительных упражнений и техник позволяет усваивать необходимые виды деятельности, вступать в разнообразные системы социальных и межличностных отношений.
Будучи непосредственно связанной, с учебной деятельностью, творческая  деятельность расширяет ее возможности, способствует формированию у учащихся психологических посылок теоретического сознания, изменению мотивов поведения и раскрытию новых источников развития познавательных сил.
Цель: развитие творческих способностей (интеллектуальных, психомоторных, художественных, конструкторских) у детей разного возраста и категорий (дошкольники, младшие школьники, дети с ограниченными возможностями здоровья) в процессе художественного создания и преобразования образа во внеурочной деятельности.


Технология развития
Учитывая то, что дети обладают различным запасом представлений и навыков и им трудно создавать образ в рисовании, считаем, что во многих случаях изображение предмета в аппликации должно опережать его изображение в рисовании: дети прежде составляют образ методом подвижной аппликации (манипулятивное конструирование), потом рисуют его, а затем выполняют композицию в объеме.
Мы предлагаем новые способы обучения изобразительной деятельности и развития творческих способностей детей с помощью собственного манипулятивного рисовального конструктора. Сочетание аппликации и рисования  существенно расширяет возможности использования конструктора в самостоятельной творческой деятельности. Данный способ развивает графическую умелость, воображение, чувственно-двигательную координацию.

Результативность

Данная методика по развитию творческих способностей прошла апробацию в коррекционных школах VIII вида (№20, №80), начальных классах («Лицей №34»), а также в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста («Центр развития личности», детский дом №5) города Новокузнецка.

Основными результатами  являются

  • повышение мотивации обучающихся;
  • приобретение практического опыта;
  • увеличение скорости овладения навыками созидательной и преобразовательной деятельности;
  • эмоциональная вовлеченность в творческий процесс;
  • повышение результативности.

Достижения детей в художественно-творческой деятельности:

  • победитель  Международного конкурса (лицей №34), 2019г
  • участие в Международном конкурсе (шк. №.20), 2019г.
  • победители Всероссийских фестивалей для детей с ОВЗ (шк. №.20),  2016-2019г.г.
  • лауреаты (2 место) Всероссийского конкурса (лицей №34), 2018г.
  • лауреаты (2, 3 места) областных выставок- конкурсов (д\д №5, ЦРЛ), 2013-2015г.г.
  • победители, лауреаты (2, 3 места) городских выставок- конкурсов (шк. №.20, №80, д\д №5, ЦРЛ ), 2013-2019г.г.

Достижения авторов в области развивающих инновационных технологий:

  1. Медаль «Золотой Фонд Российского образования», 2016г.
  2. Медаль «Н.И. Пирогов», 2018г.
  3. Медаль «Элита Российского образования», 2018г.
  4. Специальный почетный знак «Золотой Фонд Российского образования», 2019г.

Технологии развивающего обучения художественному мастерству помогают детям  в более короткие сроки освоить навыки рисования, конструирования и моделирования и способствуют раскрытию и развитию потенциальных возможностей и способностей, заложенных в них; позволяют формировать положительное отношение к учебному процессу.

Предназначено: для индивидуальной, групповой и совместной деятельности  с детьми разного возраста и различных норм развития.
Адресовано: психологам, педагогам, воспитателям.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе