«Способы развития творческих способностей детей» (методические рекомендации)
Актуальность
Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных задач. Творческая деятельность – один из важных способов самореализации личности. Она невозможна без включения индивида в социальный мир, социальные структуры, систему социальных отношений. Развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно.
Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является создание условий для творческой самореализации ребенка. Современное образование пытается решить эту проблему, чтобы помочь каждому ребенку раскрыться и реализовать свои возможности. Наибольшие возможности самореализации содержит в себе творческая деятельность ребенка, в результате которой, создается нечто новое, а основу творческой деятельности составляют воображение и фантазия.
Новизна
На основании опыта работы авторов предлагаются некоторые способы развития творческих способностей детей, подтвержденные патентами РФ:
- Патент на полезную модель № 89901 «Способ развития творческих способностей ребенка и устройство для развития творческих способностей»
- Патент на изобретение № 2378709 «Способ развития творческих способностей учащихся»
- Патент на изобретение № 2378710 «Способ развития творческих способностей учащихся»
- Патент на изобретение № 2378711 «Способ обучения изобразительной деятельности»
- Патент на изобретение № 2378712 «Рисовальный конструктор»
- Свидетельство № 2017620354 «Манипулятивное конструирование: практическое пособие».
Дается авторская азбука представления обучающего материала, позволяющая наглядно демонстрировать последовательность действий при работе над созданием художественного образа, что существенно облегчает ребенку с проблемами в развитии реализовывать свой замысел, воплощая его на бумаге в графике или аппликации.
Практическая значимость
Способность к продуктивной самореализации формируется в детстве и зависит от взаимоотношений со взрослыми (родители, воспитатели, педагоги), которые способствуют или блокируют творческую активность ребенка. Положение о ведущей определяющей роли взрослого в процессе обучения является общепризнанным в педагогике. Процесс формирования творческих способностей – процесс двусторонний, в котором должен принимать участие не только ученик, но и педагог, который должен стремиться к постоянному самосовершенствованию.
Игровой характер изобразительных упражнений и техник позволяет усваивать необходимые виды деятельности, вступать в разнообразные системы социальных и межличностных отношений.
Будучи непосредственно связанной, с учебной деятельностью, творческая деятельность расширяет ее возможности, способствует формированию у учащихся психологических посылок теоретического сознания, изменению мотивов поведения и раскрытию новых источников развития познавательных сил.
Цель: развитие творческих способностей (интеллектуальных, психомоторных, художественных, конструкторских) у детей разного возраста и категорий (дошкольники, младшие школьники, дети с ограниченными возможностями здоровья) в процессе художественного создания и преобразования образа во внеурочной деятельности.
Технология развития
Учитывая то, что дети обладают различным запасом представлений и навыков и им трудно создавать образ в рисовании, считаем, что во многих случаях изображение предмета в аппликации должно опережать его изображение в рисовании: дети прежде составляют образ методом подвижной аппликации (манипулятивное конструирование), потом рисуют его, а затем выполняют композицию в объеме.
Мы предлагаем новые способы обучения изобразительной деятельности и развития творческих способностей детей с помощью собственного манипулятивного рисовального конструктора. Сочетание аппликации и рисования существенно расширяет возможности использования конструктора в самостоятельной творческой деятельности. Данный способ развивает графическую умелость, воображение, чувственно-двигательную координацию.
Результативность
Данная методика по развитию творческих способностей прошла апробацию в коррекционных школах VIII вида (№20, №80), начальных классах («Лицей №34»), а также в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста («Центр развития личности», детский дом №5) города Новокузнецка.
Основными результатами являются
- повышение мотивации обучающихся;
- приобретение практического опыта;
- увеличение скорости овладения навыками созидательной и преобразовательной деятельности;
- эмоциональная вовлеченность в творческий процесс;
- повышение результативности.
Достижения детей в художественно-творческой деятельности:
- победитель Международного конкурса (лицей №34), 2019г
- участие в Международном конкурсе (шк. №.20), 2019г.
- победители Всероссийских фестивалей для детей с ОВЗ (шк. №.20), 2016-2019г.г.
- лауреаты (2 место) Всероссийского конкурса (лицей №34), 2018г.
- лауреаты (2, 3 места) областных выставок- конкурсов (д\д №5, ЦРЛ), 2013-2015г.г.
- победители, лауреаты (2, 3 места) городских выставок- конкурсов (шк. №.20, №80, д\д №5, ЦРЛ ), 2013-2019г.г.
Достижения авторов в области развивающих инновационных технологий:
- Медаль «Золотой Фонд Российского образования», 2016г.
- Медаль «Н.И. Пирогов», 2018г.
- Медаль «Элита Российского образования», 2018г.
- Специальный почетный знак «Золотой Фонд Российского образования», 2019г.
Технологии развивающего обучения художественному мастерству помогают детям в более короткие сроки освоить навыки рисования, конструирования и моделирования и способствуют раскрытию и развитию потенциальных возможностей и способностей, заложенных в них; позволяют формировать положительное отношение к учебному процессу.
Предназначено: для индивидуальной, групповой и совместной деятельности с детьми разного возраста и различных норм развития.
Адресовано: психологам, педагогам, воспитателям.