«Обманутая мать или обманутый младенец? Деструктивные мотивы материнства» (открытая лекция)
«…наше идеальное представление об истинной женщине-матери
заключается во всемогущей, всезнающей матери, которая знает,
что делать с ребенком благодаря чистой интуиции»
(Кестенберг, 1956)
О чем эта лекция? О матерях и детях, об ожиданиях и реалиях, о чувствах и переживаниях, о счастье и несчастье.
Тема материнства не просто актуальна в любые времена, она пронизывает все существование человечества – у каждого есть мама, каждому нужна мама, и представление о материнстве впитывает в себя все ожидания маленького ребенка о безопасности, заботе, счастье и тепле материнской груди.
Общество диктует требования к матери как обеспечивающей потребности ребенка и знающей как эти требования удовлетворить. Однако, реальность не всегда соответствует нашим ожиданиям: и мама может что-то не знать, не уметь, не хотеть делать в отношении своего младенца.
Как справиться с подобными противоречиями? Как осознать и принять в себе не только положительные эмоции, но и негативные чувства (раздражение, тревогу, злость, разочарование) в материнстве? Ведь именно бессознательное отношение матери к своему ребенку, в том числе ее собственный не переработанный и неосознаваемый ранний опыт, воздействует на ребенка гораздо сильнее, чем ее сознательное, желаемое и приобретенное чувство материнства. Именно не принимаемые во внимание слабости материнства бессознательно и необдуманно передаются ребенку (и далее, из поколения в поколение), который не понимая, что причиной является мать, в итоге чувствует себя надоедливым и обременительным.
А ранние травмы плохо помнятся, но крепко встраиваются в психологические конструкты ребенка, меняя их и задавая новые условия, на которых его психика потом функционирует.
Эта лекция о необходимости и о пути осознавания, о признании своей “неидеальности” как матери и поиске гармоничного взаимодействия с ребенком. Эта лекция о правде материнства.