Номинация «Мастер-класс года для психологов» по итогам 2018 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Обманутая мать или обманутый младенец? Деструктивные мотивы материнства» (открытая лекция)

Автор:

  • Блох Мария Евгеньевна

    кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Психотерапия», Восточно-Европейский институт психоанализа (Санкт-Петербург)

«…наше идеальное представление об истинной женщине-матери
заключается во всемогущей, всезнающей матери, которая знает,
что делать с ребенком благодаря чистой интуиции»
(Кестенберг, 1956)

 

О чем эта лекция? О матерях и детях, об ожиданиях и реалиях, о чувствах и переживаниях, о счастье и несчастье. 

Тема материнства не просто актуальна в любые времена, она пронизывает все существование человечества – у каждого есть мама, каждому нужна мама, и представление о материнстве впитывает в себя все ожидания маленького ребенка о безопасности, заботе, счастье и тепле материнской груди. 

Общество диктует требования к матери как обеспечивающей потребности ребенка и знающей как эти требования удовлетворить. Однако, реальность не всегда соответствует нашим ожиданиям: и мама может что-то не знать, не уметь, не хотеть делать в отношении своего младенца. 

Как справиться с подобными противоречиями? Как осознать и принять в себе не только положительные эмоции, но и негативные чувства (раздражение, тревогу, злость, разочарование) в материнстве? Ведь именно бессознательное отношение матери к своему ребенку, в том числе ее собственный не переработанный и неосознаваемый ранний опыт, воздействует на ребенка гораздо сильнее, чем ее сознательное, желаемое и приобретенное чувство материнства. Именно не принимаемые во внимание слабости материнства бессознательно и необдуманно передаются ребенку (и далее, из поколения в поколение), который не понимая, что причиной является мать, в итоге чувствует себя надоедливым и обременительным. 

А ранние травмы плохо помнятся, но крепко встраиваются в психологические конструкты ребенка, меняя их и задавая новые условия, на которых его психика потом функционирует. 

Эта лекция о необходимости и о пути осознавания, о признании своей “неидеальности” как матери и поиске гармоничного взаимодействия с ребенком. Эта лекция о правде материнства. 

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе