- Закревский Алексей Анатольевич
индивидуальный консультант (Москва)
Актуальность, научность и практическая значимость
Интерес к эмоциональному состоянию и его регуляции неизменен со времен античности. Современная наука и психологическая практика не только не утратили потребности в изучении столь сложной проблемы, а, напротив, в условиях противоречивой социальной реальности и конфликтности бытия человека в ней еще более актуализировали вопрос о психологической стабильности и психологической культуре человека. Возрастание плотности контактов в межличностном и деловом общении, особое насыщение среды конфликтными и кризисными ситуациями, напряженность общественных процессов и необходимость для каждого человека приспосабливаться к стремительно изменяющимся социально-экономическим условиям – все это требует от человека больших интеллектуальных затрат и эмоциональных усилий при меньшей физической нагрузке, таким образом, приводят к физическому и эмоциональному истощению.
Наиболее перспективной областью в данном контексте, на наш взгляд, является развитие эмоционального интеллекта как внутреннего индивидуального ресурса и ключевой составляющей психологической культуры личности. В современном научном дискурсе существует большое количество определений эмоционального интеллекта, все они могут быть сведены к способности воспринимать и эффективно использовать иррациональные сигналы внешней среды. Это способность осознавать как собственные, так и чужие эмоции, умение управлять ими, строить эффективные отношения с людьми.
По нашему мнению, в современных реалиях эмоциональный интеллект становится важной личностной компетенцией, позволяющей человеку успешно противостоять эмоциогенным факторам, быть контактным, гибким, социально активным и продуктивным, более адаптивным к изменениям в социуме за счет умения контролировать внутренние импульсы.
Популярность и признанная важность данного конструкта для эффективности человека обусловили разработку автором психологического инструмента - игрового тренинга «Освобождение», направленного на развитие эмоционального интеллекта и решение обозначенных проблем.
Цель авторского проекта – развитие эмоционального интеллекта как способности человека распознавать и интерпретировать эмоции, а также продуктивное его использование как внутреннего индивидуального ресурса для оптимального мышления и регуляции жизни человека.
Задачи
- оказание психотерапевтической помощи в самопознании, исследовании природы сильных неприятных чувств;
- развитие способности к обнаружению ценных ресурсов, скрывающихся под негативными эмоциями, навыка в превращении потенциально деструктивной энергии негативных эмоций в энергию созидания;
- формирование эффективных стратегий в межличностных коммуникациях;
- воспитание стремления к осознанной саморегуляции, активной жизненной позиции и управлению собственной жизни.
Созданный на основе синтеза различных теорий и концепций, а именно: теории эмоций (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, М. Арнольд, Дж. Уотсон), моделей способностей (Мэйера-Сэловей, Д. Гоулман), теории метафорических концептов (Д Лакофф), теории коммуникативной компетентности (Фридемана Шульца фон Туна), элементов теории эмоционально-образной терапии (Линде Н.Д.),- данный практический инструмент является инновационным решением в области развития эмоционального интеллекта и эмоциональной регуляции личности.
Новизна проекта
Состоит в разработке содержания игры, в применении новейших авторских психологических техник, использовании идеи сторителлинга в психотерапии, в специфике процесса проведения игры: разбор ситуаций, освобождение от негативных эмоций и трансформация восприятия среды происходит в безопасном пространстве игры через двойную диссоциацию игроков в две игровые позиции (божества и героя истории), метафоры, символические образы.
Ключевые идеи тренинга
- Идея эмоционального интеллекта явилась следствием развития представлений об интеллекте социальном, основной причиной для выделения которого послужило частое несоответствие уровня общего интеллекта и успешности личности во взаимодействии с социальной средой. Рядом исследователей (Д. Гоулман, Пиа Лаппалайнен и др.), убедительно доказано, что в вопросах коммуникации, обретения гармонии в жизни роль эмоционального интеллекта гораздо существенней, нежели логического интеллекта, знаний, общей эрудиции.
Эмоции, как эволюционно более ранний механизм регуляции поведения, чем разум, оказывают существенное воздействие на поведение и здоровье человека. Они оказывают влияние на умение справляться со стрессом, работоспособность, настроение и т. д. От умения управлять своим эмоциональным состоянием зависит и собственная мотивация, и эффективность профессиональной деятельности, и эффективность организации жизни в целом. - В психологии стало уже признанным фактом, что человек формирует некоторую систему образов, которая лежит в основе регуляции поведения и в конечном счете его жизни в целом. У каждого человека есть свой определенный образ мира и окружающих людей, и человек действует и чувствует себя не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах. Специфика картины мира человека определяет глубину и границы познания, эмоциональное отношение и отовность активного действия в нем. Используя способность к умственной гибкости, творческому созданию новых метафор можно трансформировать свое восприятие окружающего мира, чтобы успешно справляться с новыми ситуациями, с которыми человек сталкивается ежедневно.
- На современном этапе эволюции отношений человека с внешним миром человек призван действовать как индивидуальность, т. е. управлять своим взаимодействием с внешним миром на основе осознанной индивидуальной поведенческой модели, сформированной путем соотнесения внутренних ресурсов с жизненными ситуациями и принятия адекватных решений.
Особенности проведения тренинга:
Эмоциональное расслабление
В ходе игры снимается напряжение для наиболее заряженных эмоциями личных историй в иносказательной форме.
Навык распознавания эмоций
В ходе игры развивается навык распознавания и различения своих эмоций. Участник приобретает навык яснее понимать, что за эмоция сейчас проживается и как из нее выходить. Понимание природы негативных эмоций помогает иначе относится к другим людям, что кардинально меняет взаимодействие с другими людьми.
Деликатное прикосновение
Формат игры позволяет максимально деликатно прикоснуться к очень важным темам. Это происходит благодаря нескольким специфическим элементам метода: глубокой диссоциации в двух игровых персонажей одновременно и сторителлингу, когда участник рассказывает вымышленную историю про игрового персонажа. Воплощение в образ богов позволяет через идентификацию с божеством осуществлять трансформацию обсуждаемых историй и личностных качеств практикующего. Идея иллюзорности «я» производит огромный психотерапевтический эффект. Эффект вытесненного в бессознательное травмирующего переживания снимается путем его осознания и переосмысления, причем, исчезает ощущение единичной уникальности психологической травмы: «Такое может быть с каждым».Единичный аффект растворяется во всеобщем социальном.
Конфиденциальность
Все происходящее в ходе игры конфиденциально. Процесс устроен таким образом, что личная информация не оглашается - все проговаривается в иносказательной форме сочиненных история.
Выводы, результаты, практическая ценность
Апробация, совокупность результатов эмпирических наблюдений работы и полученные отзывы участников демонстрирует практическую значимость данного инструмента в обеспечении регуляции жизни человека и показывают высокую эффективность применения методики в достаточно широком диапазоне случаев - и в случаях построения межличностных отношений, в серьезной "потерянности" личности, и в жизни вполне здоровых и успешных людей, когда у человека есть картинка своей жизни и себя в этой жизни, но человек хотел бы эту картинку уточнить и скорректировать.
Тренинг-игра может быть использован в консультационной и психотерапевтической практике, также в практике организационного консультирования, для решения как профессиональных, так и личностных задач, в практике развития индивидуальных ресурсов человека, обеспечивающих эффективные варианты адаптации, позволяющие преодолевать трудные жизненные ситуации.