Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2018 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Игра "Освобождение"» (психологическая трансформационная игра для развития эмоционального интеллекта и освобождения от негативных эмоций)

Автор:

Актуальность, научность и практическая значимость

Интерес к эмоциональному состоянию и его регуляции неизменен со времен античности. Современная наука и психологическая практика не только не утратили потребности в изучении столь сложной проблемы, а, напротив, в условиях противоречивой социальной реальности и конфликтности бытия человека в ней еще более актуализировали вопрос о психологической стабильности и психологической культуре человека. Возрастание плотности контактов в межличностном и деловом общении, особое насыщение среды конфликтными и кризисными ситуациями, напряженность общественных процессов и необходимость для каждого человека приспосабливаться к стремительно изменяющимся социально-экономическим условиям – все это требует от человека больших интеллектуальных затрат и эмоциональных усилий при меньшей физической нагрузке, таким образом, приводят к физическому и эмоциональному истощению. 

Наиболее перспективной областью в данном контексте, на наш взгляд, является развитие эмоционального интеллекта как внутреннего индивидуального ресурса и ключевой составляющей психологической культуры личности. В современном научном дискурсе существует большое количество определений эмоционального интеллекта, все они могут быть сведены к способности воспринимать и эффективно использовать иррациональные сигналы внешней среды. Это способность осознавать как собственные, так и чужие эмоции, умение управлять ими, строить эффективные отношения с людьми.

По нашему мнению, в современных реалиях эмоциональный интеллект становится важной личностной компетенцией, позволяющей человеку успешно противостоять эмоциогенным факторам, быть контактным, гибким, социально активным и продуктивным, более адаптивным к изменениям в социуме за счет умения контролировать внутренние импульсы.

Популярность и признанная важность данного конструкта для эффективности человека обусловили разработку автором психологического инструмента - игрового тренинга «Освобождение», направленного на развитие эмоционального интеллекта и решение обозначенных проблем.

Цель авторского проекта – развитие эмоционального  интеллекта как способности человека распознавать и интерпретировать эмоции, а также продуктивное  его использование  как внутреннего индивидуального ресурса для оптимального мышления и регуляции жизни человека. 

Задачи

  • оказание психотерапевтической помощи в самопознании, исследовании природы сильных неприятных чувств; 
  • развитие способности к обнаружению ценных ресурсов, скрывающихся под негативными эмоциями,  навыка в превращении потенциально деструктивной энергии негативных эмоций в энергию созидания;
  • формирование эффективных стратегий в межличностных коммуникациях;
  • воспитание стремления к осознанной саморегуляции, активной  жизненной позиции и  управлению собственной жизни.

Созданный на основе синтеза различных теорий и концепций, а именно: теории эмоций (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, М. Арнольд, Дж. Уотсон), моделей способностей (Мэйера-Сэловей, Д. Гоулман), теории метафорических концептов (Д Лакофф),  теории коммуникативной компетентности  (Фридемана Шульца фон Туна), элементов теории  эмоционально-образной терапии (Линде Н.Д.),- данный практический инструмент является инновационным решением в области развития эмоционального интеллекта и эмоциональной регуляции личности.

Новизна проекта

Состоит в разработке содержания игры, в применении новейших авторских психологических техник, использовании идеи сторителлинга в психотерапии, в специфике процесса проведения игры: разбор ситуаций, освобождение от негативных эмоций и трансформация восприятия среды происходит в безопасном пространстве игры через двойную диссоциацию игроков в две игровые позиции (божества и героя истории), метафоры, символические образы. 

Ключевые идеи тренинга

  1. Идея эмоционального интеллекта явилась следствием развития представлений об интеллекте социальном, основной причиной для выделения которого послужило частое несоответствие уровня общего интеллекта и успешности личности во взаимодействии с социальной средой. Рядом исследователей (Д. Гоулман, Пиа Лаппалайнен и др.), убедительно доказано, что в вопросах коммуникации, обретения гармонии в жизни роль  эмоционального интеллекта гораздо существенней, нежели логического интеллекта, знаний, общей эрудиции.
    Эмоции, как эволюционно более ранний механизм регуляции поведения, чем разум, оказывают существенное воздействие на поведение и здоровье человека. Они оказывают влияние на умение справляться со стрессом, работоспособность, настроение и т. д. От умения управлять своим эмоциональным состоянием зависит и собственная мотивация, и эффективность профессиональной деятельности, и эффективность организации жизни в целом.
  2. В психологии стало уже признанным фактом, что человек формирует некоторую систему образов, которая лежит в основе регуляции поведения и в конечном счете его жизни в целом. У каждого человека есть свой определенный образ мира и окружающих людей, и человек действует и чувствует себя не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах. Специфика картины мира человека определяет глубину и границы познания, эмоциональное отношение и отовность активного действия в нем. Используя способность к умственной гибкости, творческому созданию новых метафор можно трансформировать свое восприятие окружающего мира, чтобы успешно справляться с новыми ситуациями, с которыми человек сталкивается ежедневно. 
  3. На современном этапе эволюции отношений человека с внешним миром человек призван действовать как индивидуальность, т. е. управлять своим взаимодействием с внешним миром на основе осознанной индивидуальной поведенческой модели, сформированной путем соотнесения внутренних ресурсов с жизненными ситуациями и принятия адекватных решений.

Особенности проведения тренинга:

Эмоциональное расслабление
В ходе игры снимается напряжение для наиболее заряженных эмоциями личных историй в иносказательной форме.

Навык распознавания эмоций
В ходе игры развивается навык распознавания и различения своих эмоций. Участник приобретает навык  яснее понимать, что за эмоция сейчас проживается и как из нее выходить. Понимание природы негативных эмоций помогает иначе относится к другим людям, что кардинально меняет взаимодействие с другими людьми.

Деликатное прикосновение
Формат игры позволяет максимально деликатно прикоснуться к очень важным темам. Это происходит благодаря нескольким специфическим элементам метода: глубокой диссоциации в двух игровых персонажей одновременно и сторителлингу, когда участник рассказывает вымышленную историю про игрового персонажа. Воплощение  в образ богов позволяет через идентификацию с божеством осуществлять трансформацию обсуждаемых историй и личностных качеств практикующего. Идея иллюзорности «я» производит огромный психотерапевтический эффект. Эффект вытесненного в бессознательное травмирующего переживания снимается путем его осознания и переосмысления, причем, исчезает ощущение единичной уникальности психологической травмы: «Такое может быть с каждым».Единичный аффект растворяется во всеобщем социальном. 

Конфиденциальность
Все происходящее в ходе игры конфиденциально. Процесс устроен таким образом, что личная информация не оглашается - все проговаривается в иносказательной форме сочиненных история. 

Выводы,  результаты, практическая ценность

Апробация, совокупность результатов эмпирических наблюдений работы и полученные отзывы участников демонстрирует практическую значимость данного инструмента в обеспечении регуляции жизни человека и показывают высокую эффективность применения методики в достаточно широком диапазоне случаев - и в случаях построения межличностных отношений, в серьезной "потерянности" личности, и в жизни вполне здоровых и успешных людей, когда у человека есть картинка своей жизни и себя в этой жизни, но человек хотел бы эту картинку уточнить и скорректировать.

Тренинг-игра может быть использован в консультационной и психотерапевтической практике, также в практике организационного консультирования, для решения как профессиональных, так и личностных задач, в практике развития индивидуальных ресурсов человека, обеспечивающих эффективные варианты адаптации, позволяющие преодолевать трудные жизненные ситуации. 

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе