«Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика» (научно-учебное издание)
Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479, (1) с.
Все большее внимание специалистов различного профиля привлекает проблематика, связанная с адаптационными ресурсами человека как субъекта деятельности, общения и познания. Зародившись в лоне естественнонаучного знания, проблема адаптации расширилась до области гуманитарных и социальных наук, при этом, обогатившись их идеями, приобрела новое содержание и значение.
Особенно актуален этот вопрос в контексте тех интенсивных трансформаций, которые претерпевает современное мировое и особенно российское общество. Нестабильность (порой даже непредсказуемость) социальных процессов предъявляют повышенные требования к личности, которой приходится учитывать внешне обусловленные социальные требования, то есть изменяться, и сохранять при этом основополагающие собственные внутренние установки и убеждения, другими словами оставаться в относительно устойчивом равновесии. В связи с этим можно вполне обоснованно констатировать, что разработка проблемы адаптации личности становится одной из насущных и ключевых задач психологической науки.
Адаптационная проблематика занимает центральное место в таких фундаментальных предметных полях, какими являются общая психология и психология личности, социальная психология и психология развития, а также психология индивидуальных различий (дифференциальная психология). Она по-своему решается в контексте медицинской, юридической, спортивной, педагогической, инженерной и других прикладных отраслей психологического знания. Ей отводится достаточно большое место в фокусе исследования практически всех основных направлений современной психологии, естественно со своеобразными, характерными для того или иного подхода акцентами. Проблема адаптации представлена в психоаналитической практике и гештальт-терапии, она находит свое приложение в теоретических конструктах и эмпирических разработках бихевиоризма и когнитивной психологии, отражена в концептуальных постулатах гуманистической парадигмы (клиентцентрированной психотерапии и психологии).
В последнее время наблюдается значительная эволюция понимания явления психологической адаптации, которая отмечена следующими тенденциями: происходит всё большее разделение понятий приспособления (adjustment) и собственно адаптации (adaptation); движение от пассивного приспособления к построению системы продуктивного взаимодействия личности и среды; от конечной цели – гомеостатического равновесия, отсутствия конфликтов, к самоактуализации и самореализации личности в реальной социальной среде (К. А. Абульханова-Славская, Г. А. Балл, Б. Д. Парыгин, А. А. Реан, А. А. Началджян).
Такая трансформация сути понятия связана как с общим смещением акцента с биологической и физиологической адаптации на психическую и социальную, так и со смещением интереса исследователей от сферы психических отклонений (аномалий и патологий) к рассмотрению здоровой личности. Можно констатировать, что исследователи все чаще обращаются к проблеме общей «адаптации к жизни» (Л. И. Анцыферова, К. А. Абульханова-Славская, А. А. Кроник), анализируются индивидуальные способы, стили и стратегии поведения, которые использует личность не только в сложных жизненных ситуациях, но и в повседневных, типичных условиях. С признанием активной преобразовательной функции, как личности, так и социальной среды, все более актуальной становится проблема развития личности и общества на основе их конструктивного взаимодействия.
В книге наряду с рассмотрением гносеологических и онтологических сторон, а также феноменологии адаптации (первая глава) значительное внимание уделено механизмам, обеспечивающим устойчивость личности в экстремальных, стрессогенных условиях жизнедеятельности (вторая глава). Кроме того, авторы сознательно остановились на подробном анализе профессиональной адаптации личности в таких просоционимических видах трудовой активности, какими по праву считаются деятельность управленца (третья глава) и педагога (четвертая глава). В завершающем разделе книги приводятся доказавшие свою эффективность методы и средства повышения адаптированности личности, что призвано пополнить инструментальную копилку психотехник самоуправления читателя в трудных жизненных ситуациях вне зависимости от его профессионально-возрастной принадлежности.
Этот труд, по мнению авторов, поможет в процессе исследовательского поиска начинающим кандидатам в научную когорту, так как некоторые положения и выдвинутые в качестве основополагающих методологических принципов освоения психологического знания и феномены адаптационного процесса носят дискуссионный характер научных суждений. Он также может послужить источником объяснительных рассуждений уже достаточно утвердившихся в среде психологической общественности (как за рубежом, так и в России). В связи, с чем жанр книги определен как научно-учебное издание.
Реан Артур Александрович – член-корреспондент Российской Академии образования, профессор, доктор психологических наук, специалист в области психологии личности, социальной и педагогической психологии. Исследования по проблемам социальной адаптации, психологии агрессии, психологии девиантного поведения подростков, проблемам профессионализма деятельности, психологии социализации личности.
Кудашев Азат Ришатович – доктор психологических наук, профессор, специалист в области психологии личности и психологии управления. Исследования по общим и прикладным проблемам адаптации, профессионализму управленческой деятельности. г. Уфа
Баранов Александр Аркадьевич – доктор психологических наук, профессор, специалист в области психологии личности и педагогической психологии. Исследования по проблемам адаптации, профессионализму педагогической деятельности и стрессоустойчивости личности.