Номинация «Проект года в психологической науке» по итогам 2017 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«ВЕИП - психологический институт нового типа» (комплекс научно-исследовательских и образовательных проектов)

Авторы:

  • Решетников Михаил Михайлович

    ректор, Восточно-Европейский институт психоанализа (Санкт-Петербург)

  • Авакумов Сергей Владимирович

    кандидат психологических наук, доцент кафедры психотерапии, Восточно-Европейский институт психоанализа (Санкт-Петербург)

  • Баранов Юрий Александрович

    кандидат психологических наук, проректор по научной работе, доцент кафедры психотерапии, Восточно-Европейский институт психоанализа (Санкт-Петербург)

  • Бердникова Юлия Леонидовна

    ЕКПП-Россия, обучающий аналитик и супервизор (Санкт-Петербург)

  • Змановская Елена Валерьевна

    доктор психологических наук, профессор кафедры психотерапии, Восточно-Европейский институт психоанализа (Санкт-Петербург)

  • Куликов Андрей Иванович

    кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии, Восточно-Европейский институт психоанализа (Санкт-Петербург)

  • Лукина Ирина Сергеевна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры психотерапии, Восточно-Европейский институт психоанализа (Санкт-Петербург)

  • Рождественский Дмитрий Сергеевич

    кандидат психологических наук, доцент кафедры психотерапии, Восточно-Европейский институт психоанализа (Санкт-Петербург)

  • Савченкова Нина Михайловна

    доктор философских наук, профессор кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств факультета свободных искусств и наук, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург)

  • Щёголев Альфред Александрович

    доцент, Восточно-Европейский институт психоанализа (Санкт-Петербург)

Организация: ЧОУВО "Восточно-Европейский Институт психоанализа"

Актуальность

В последние годы состояние психического здоровья населения значительно ухудшается в силу целого ряда объективных и субъективных факторов, важнейшими из которых являются ситуация нестабильности на мировой арене,  социальные и экономические проблемы, необходимость адаптации к новой социокультурной ситуации в поликультурном пространстве бытия. В то же время психологическая культура в обществе остается на низком уровне, а потребители довольствуются житейской мудростью или примитивными психологическими знаниями из глянцевых журналов и книг. Доступность информации в массовой культуре потребительского общества нередко порождает у подрастающего поколения низменные потребности, увлечение низкопробными продуктами СМИ, которые апеллируют к пробуждению у читателей нездоровых влечений, связанных с «эросом» и «танатосом». Этим нередко объясняется повышенный интерес к порно-сюжетам и суицидальному контенту. Подобная информация только усугубляет наметившиеся психологические трудности. 

Такие проблемы, как асоциальное поведение, разного рода зависимости, незрелые психологические защиты, психическая травматизация, острое «горевание» по поводу утраты и другие аффективные переживания побуждают людей искать выход для преодоления трудностей. В подобном состоянии человек во всемирной информационной сети находит «поддержку» так называемых «специалистов» - парапсихологов, эзотериков, наживающихся на «наивных потребителях», но неспособных оказывать научно обоснованную действенную психологическую помощь. В связи с этим потребность в дипломированных специалистах психологического профиля, обладающих психоаналитическими знаниями и опытом работы с клиентами, значительно возрастает, так как только они способны поддерживать психическое здоровье россиян. Дефицит специалистов этого профиля в нашей стране (по международным стандартам) составляет около 70% (при постоянном росте доклинической психопатологии).

Именно ВЕИП взял на себя ответственность по подготовке высококвалифицированных специалистов, непрерывно повышающих свое психологическое образование. Институт проводит психоаналитическую подготовку специалистов-психоаналитиков в рамках направления «Психология», а также переподготовку специалистов в области психотерапии и психологического консультирования. 

Новизна

С момента чествования своего 25-летия в 2016 году Восточно-Европейский Институт психоанализа – первый в России институт, готовящий психологов-психоаналитиков, претерпел качественное обновление. Институт поставил перед собой новые стратегические и тактические задачи, реализация которых позволила превратиться в открытое образовательное учреждение, названное Психологическим Институтом нового типа. Институт нового типа – институт, в котором обеспечен европейский уровень преподавания всех современных психологических концепций, усвоение навыков их применения в психологической практике. В институте создана креативная образовательная среда, интегрирующая за счет инновационной структуры процесс образования и формирования личности профессионального психолога, проходящего собственный анализ на «Фрейдовской кушетке» и  посещающего супервизии опытных психоаналитиков.

В 2016 году создана и функционирует научная школа «Санкт-Петербургская Психоаналитическая школа» под руководством ректора М.М. Решетникова, доктора психологических наук, кандидата медицинских наук, Заслуженного деятеля науки РФ, паст-президента ЕКПП, паст-председателя Общероссийского совета по психотерапии и консультированию.

Впервые организована и проведена международная научно-практическая конференция с новым для научного сообщества названием «Фрейдовские чтения – 2017».

В течение года подготовлены к печати и вышли в свет в издательстве ВЕИП пять сборников научных статей из серии «Эпоха психоанализа».

Значимость проекта

ВЕИП как психологический институт нового типа, как научно-образовательный комплекс образует научное ядро, вокруг которого аккумулируются научные силы психологического сообщества, позволяющие накапливать психологический потенциал прошлого, транслировать его будущим психоаналитикам и психоаналитически ориентированным психологам-консультантам, создавать условия для непрерывного образования выпускников ВЕИП и других психологических вузов. Этот процесс происходит за счет функционирования Малого института (будущих студентов, ныне школьников, заинтересованных в получении психологических знаний), педагогического коллектива вуза, включающего четыре кафедры, на которых работают 13 докторов наук (психологических, философских, медицинских), 42 кандидата наук, 35% которых являются выпускниками Института); а также научно-исследовательский отдела, отдела инновационных технологий в образовании, отдела автоматизации и компьютерного обеспечения, Музея Сновидений им. З.Фрейда, библиотеки имени  первого декана института С.М. Черкасова, Центра Психоанализа, Прогресс-школы, курсов переподготовки и дополнительного образования.

В институте изучаются первоисточники на языке оригинала. В 2016 году институтом выпущен первый отечественный учебник по психоанализу для бакалавров и магистрантов, переведенный на иностранные языки.

ВЕИП инициирует проведение целого комплекса мероприятий, объединяющих представителей психоаналитических сообществ, позволяя выпускникам повышать квалификацию на факультете переподготовки работников образования, дает возможности профессионально и личностно расти на курсах переподготовки и дополнительного образования, организованных ведущими преподавателями ВЕИП (Психоаналитические сезоны совместно с Открытым Философским Факультетом (ОФФ) (Савченкова Н.М. «Психоанализ как авантюра мысли: Фрейд и Ференци»), циклы лекций Прогресс-школы по психоанализу (Куликов А.И «Профессия психоаналитик: модели подготовки и профессиональные стандарты» и др.), открытые супервизии (Рождественский, Д.С., Куликов А.И., Аксиненко О.В.), книжный клуб и кино-клуб СНО, психоаналитические встречи и семинары (чтение работ Фрейда, Лакана).

Содержательны и интересны мероприятия, проводимые в стенах ВЕИП  зарубежными коллегами (лекции и супервизии Харольда Стерна, Рана Лахава, Вальдимиро Пелликано и др).

В течение года сотни психологов, психоаналитиков, студентов из различных городов России и зарубежные коллеги посетили организованные в ВЕИП конференции:

  • «Фрейдовские чтения-2017» (24.04.2017);
  • «Актуальные проблемы семейных взаимоотношений в психологии и психоанализе» (16.11.2017);
  • «Между реальным и виртуальным» (09.12.2017).

Каждую неделю все желающие могут повысить свою квалификацию на проводимых совместно с ЕКПП супервизиях. В этом году запущены 3 новых программы дополнительного профессионального образования в дополнение к программе "Психоанализ": «Теория и практика психологической работы с детьми и подростками», «Семейное консультирование и психотерапия», «Психологическое консультирование». Активно развиваются дистанционные авторские курсы повышения квалификации «Психоанализ Фрейда-Лакана», «Сновидения в психоанализе и психотерапии», «Транзактный анализ в психологическом консультировании», «Практическая перинатальная психология», «Развитие интуиции и прогностических способностей».

События, которыми полнится деятельность ВЕИП, позволяют уяснить тенденции, существующие в психоанализе, для последующего решения актуальных проблем в области философского, клинического и прикладного психоанализа.

Результаты, выводы

ВЕИП как открытое образовательное учреждение позволяет не только повышать уровень квалификации субъектов образовательного процесса, но и диссеминировать опыт в международное психоаналитическое сообщество. Мы также высоко ценим сотрудничество с Венским Университетом Зигмунда Фрейда и его ректором профессором Альфредом Притцем.

Нашими выпускниками было открыто более ста психоаналитических консультативных центров, и не только во всех мегаполисах России, но и по всему миру — от Австралии до США и от ЮАР до Скандинавских стран. В российских центрах ежегодно оказывается психологическая и психотерапевтическая помощь около 12 тысячам взрослых и детей. Психоаналитический центр ВЕИП ежедневно посещают от 50 до 100 пациентов.  Многие из бывших студентов действуют в академической психологии в качестве преподавателей вузов и психологов-исследователей. 

Открытые мероприятия позволят мировому психоаналитическому сообществу по-новому взглянуть не только на исторические и современные тенденции в психоанализе, но и освободить психоанализ от излишней мифологизации и упрощенчества, которые нередко встречаются даже в научных кругах. 

В настоящее время Институт является одним из признанных лидеров психологического образования в России. Безусловно, это заслуга всего коллектива Института. При этом психоанализ рассматривается нами как один из разделов психологического знания и одно из направлений современной психотерапии. Нам многое удалось, но еще больше предстоит сделать!

 
 
 
 
 
 

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологической науке» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе