«Развитие навыков общения одиноких людей пожилого возраста» (экспериментальная программа)
Актуальность и значимость проекта
В Российской Федерации сложилась трудная ситуация. Со всей остротой встали социальные проблемы, свидетельствующие о тенденции наступления кризисных явлений.
В условиях реформирования страны, миллионы людей нуждаются в социально-психологической помощи. Удельный вес пенсионеров в структуре населения России составляет 23%.
Проблемы адаптации этой, наиболее социально незащищённой категории общества, становятся особенно актуальными в современных условиях.
Социальная политика по отношению к этой возрастной категории населения отражает сущность любого государства.
На фоне социальных проблем, психологическая помощь стала особенно актуальной. У лиц старше 70 лет среди множества проблем первое место занимает проблема одиночества.
Гармоничное развитие и функционирование современного общества, активизировало вопрос о развитии навыков общения одиноких пожилых людей, как общественного явления. Общение людей пожилого возраста является важным фактором формирования межличностных отношений, существенно влияет на процесс их социальной адаптации.
Особенности мотивации общения одиноких людей пожилого возраста изучены недостаточно.
Практическая значимость. Программа может быть использована при работе с пожилыми людьми в центрах социальной защиты.
Одинокие люди пожилого возраста страдают от недостатка внимания, одиночества, пассивного образа жизни, ограничения круга общения.
Цели и задачи
Цель — развитие навыков общения одиноких людей пожилого возраста.
Задачи:
- Расширение социального опыта общения одиноких пожилых людей.
- Систематизирование взглядов пожилых людей на проблему одиночества, формирование позитивного восприятия.
- Совершенствование умения по развитию коммуникативных навыков.
- Формирование умения открыто проявлять эмоции социально приемлемыми способами.
Краткое содержание работы
Программа рассчитана на 12 занятий. Продолжительность каждого занятия 45 минут. Занятия проводились два раза в неделю в течение 1,5 месяцев.
Аудитория: Люди пожилого и старческого возраста.
Использовались групповые формы занятий.
№ П/п | Тема занятия | Цели и задачи |
1 | Знакомство |
Создание благоприятных условий для работы группы; принятие правил занятий; начать ознакомление со способами самораскрытия; познакомить участников друг с другом. |
2 | Мои увлечения |
Создание в группе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, доверительных отношений. |
3 |
Мой стиль общения |
Начать работу над освоением активного стиля общения; обучение способам передачи и приема обратной связи. |
4 |
Раздели мою радость |
Изучение самого себя; настроить участников на самоанализ; развивать умение объективно размышлять над своими индивидуальными особенностями. |
5 | Оценим наши радости |
Создание предпосылок для понимания участниками важности развития умения эффективно общаться; создание положительного эмоционального настроя. |
6 | Главное событие моей жизни |
Формирование навыков рефлексии; совершенствование коммуникативных навыков. |
7 | Я стесняюсь? |
Расширение социального опыта общения, снятие барьера стеснительности; продолжение освоения активного стиля общения; продолжение работы над формированием навыков передачи обратной связи. |
8 | Что меня волнует? | Совершенствование навыка активного общения и умения вести продуктивную беседу. |
9 | Конфликты и конфликтные ситуации |
Рассмотрение различных способов достойного выхода из конфликтных ситуаций; толерантности; повышение культуры общения. |
10 | Я хочу тебе подарить… |
Совершенствование коммуникативных навыков; обучение умению свободно и раскованно вести беседу; снижение неблагоприятного уровня тревожности. |
11 | Мой круг общения |
Продолжение работы над расширением представления участников о способах самоанализа и коррекции в сфере общения; учить видеть свои поступки со стороны. |
12 | Серьезный настрой на будущее |
Закрепление коммуникативных навыков; оказание необходимой психологической поддержки и настроить на будущее в мажорном тоне; уверенности в своих силах. |
Выводы
Фундаментальными проблемами пожилых людей являются: материальные трудности, ухудшение здоровья, одиночество.
Особую актуальность и значимость приобретает проблема недостатка общения одиноких людей пожилого возраста. Отклонения в формировании мотивации общения одиноких людей пожилого возраста могут обнаружиться в стремлении к уединению, отсутствию длительных контактов со сверстниками, апатии, эмоциональным нарушениям, замкнутости, озлобленности.
1. Полная незанятость в обществе, отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии пожилых людей.
2. Свои отношения одинокие пожилые люди строят на основе личных симпатий, доверительном взаимодействии, участии и поддержке. Из-за неумения общаться у них возникают серьёзные проблемы в эмоциональном состоянии. Из-за низкого уровня самооценки усиливается чувство одиночества, появляется озлобленность и попустительское отношение к самому себе.
Одиноким пожилым людям характерны следующие претензии: равнодушие (называется чаще всего), холодность, безразличие, нежелание выслушать, невнимательность.3. Потребность в общении у женщин выражена сильнее, чем у мужчин. Потребность в одобрении мужчинам необходима несколько сильнее, чем женщинам. Одиночество в этом возрасте женщинами переносится менее болезненно, чем мужчинами.
4. Основными элементами экспериментальной программы являются: формирование навыков общения, формирование позитивного восприятия возраста, развитие чувства сопереживания, адекватной самооценки.
5. Разработанная экспериментальная программа показала свою эффективность. Благоприятные изменения — 75 %.
У одиноких пожилых людей понизился уровень склонности к одиночеству повысился уровень эмпатии и потребности в общении.
Таким образом, задачи экспериментальной программы решены. В дальнейшем можно продолжить изучение затронутой проблемы.