Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Исследование нравственно-психологического аспекта в структуре личности студентов вузов»


Автор:

Актуальность
Закон ориентирует вузовскую науку на исследование духовно-нравственных традиций отечественного образования и изучение традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Принятые Законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» позволяют говорить об особом служении государственной системы  образования, которое заключается в защите национальной духовности и культуры.

Образование рассматривается как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества, что наглядно представлено в комплексной программе Центрального регионального отделения Российской академии образования «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества», утвержденной президентом РАО А. В. Петровским по решению президиума РАО от 15. 06. 94. Научным руководителем программы является действительный член РАО профессор В. В. Рубцов, координатором - А. Ю. Соловьев.

Ю. Соловьев считает, что необходимо придать духовно-нравственному образованию статус, аналогичный, например, экономическому, экологическому  и правовому образованию, и поддерживать те образовательные учреждения, на  базе  которых разрабатываются эффективные формы интеграции культурного образовательного пространства».

Среди сформулированных в программе тем исследования названы: концепция русской национальной школы в Центральном регионе России; анализ основ педагогического образования, ориентированного на христианскую педагогику и психологию; воспроизводство российских исторических государственных традиций форм жизни; родиноведческие общеобразовательные программы.

При формировании национально-регионального содержания образования А.Д. Червяков рекомендует в первую очередь учитывать: духовно-нравственные и историко-культурные традиции региона как обеспечивающие его дальнейшее развитие (следует особо отметить, что речь идет о традициях, сформировавшихся в условиях исторического развития российской государственности, способствовавших и способствующих этому развитию); историко-национальные особенности уклада жизни населения региона как  формы проявления его гражданского самосознания; реалии сегодняшнего состояния нравственной, хозяйственной и культурной жизни региона, задачи ее дальнейшего развития; федеральное (геополитическое) содержание  жизни региона как части России.

Социальная, научная и практическая значимость
Значительно расширены представления о состоянии психологического и психического здоровья студентов, имеющих определенную структуру личностного психотипа.

Материалы научно-исследовательской работы могут быть использованы в практической работе психологами, клиническими психологами, социологами и педагогами при организации и проведении экспериментально-психологических обследований, а также построении учебно-воспитательного процесса.

Значение для развития психологии
Осуществлена психологическая дифференциация морально-нравственных характеристик субъектов высшего образования в зависимости от конституционально-психотипологических личностных особенностей. Представлено вероятностное развитие социально-психологической дезадаптации и личностной декомпенсации в условиях «растворения» категории индивидуальной духовности – образования как идеального, когда морально-нравственные критерии оценки взаимоотношений относятся к категориям менее значимым в структуре ценностных ориентаций.

Цель
Цель работы: исследование и анализ динамики нравственности в современном образовательном пространстве, так как негативная тенденция существующего сегодня социального хаоса позволяет все больше и больше судить о том, что ни в коем случае нельзя забывать о формировании личности, способной жить в условиях социальной неопределенности, принимать решения и нести ответственность за них, уметь самореализовываться в духовно – культурной, познавательной, - общественно – политической, семейной и профессиональной сферах жизнедеятельности.

Аудитория, на которую рассчитан проект – психологи, клинические психологи, психотерапевты, школьные психологи, социальные работники, студенты вузов.

Основное содержание работы
Во введении обоснован выбор проблематики, имеющей социальную и государственную значимость для будущего нашей страны, определена актуальность темы, сформулирована научная новизна, теоретическая и практическая ценность настоящего исследования, поставлены цели и задачи исследования, выдвинуты гипотезы исследования.

В первой главе «Современные теоретические представления о проблеме нравственности в структуре личности студенческой молодежи» представлен анализ теоретических и методологических проблем, стоящих перед современной психологией личности, находящейся в условиях современного образовательного пространства.

Во второй главе «Организация и проведение экспериментально-психологического исследования» подробно изложены психологические методы исследования, материал исследования. В процессе работы использовался «малый» и «большой» набор, «батарея» методик исследования. Все результаты были отобраны с помощью непараметрической математической статистики.

В третьей главе «Анализ и интерпретация результатов проведенного экспериментально-психологического исследования» отражены результаты экспериментально-психологических исследований студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. Результаты исследования указывают на то, что динамика нравственности в современном образовательном пространстве происходит, и направление движения идет в сторону противоположную от существовавших позиций. Молодое поколение большое внимание стремиться уделить интеллектуализации образования, но тем не менее,  формирование нравственных качеств у обучаемых  не отнесено на последнее место по предпочтениям.

Результаты, выводы
Подробный анализ литературных источников и результаты проведенного нами исследования позволили сделать следующие выводы:
- внешние воздействия преломляются через внутреннее, чем и является личность человека.
- К.К.Платонов понимает личность как отражающую систему, лежащую между отражаемым им миром и содержательным в психике как отраженным.
- А.Н. Леонтьев рассматривает триединство деятельности, сознания и личности и считает их взаимосвязанными, взаимодополняемыми структурами.
- Л.И. Божович выделяет социальную ситуацию в качестве движущей силы развития ребенка.
- Также нами была использована теория акцентуаций характера А.Е. Личко, который понимает их как промежуточное звено между нормой и патологией (психопатией).

Использование в исследовании методик, направленных на выявление ценностных ориентации личности, позволяет нам сделать сравнительный анализ относительно соотношения индивидуально - типологических особенностей и уровня духовно нравственного развития. Так например, проведенное обследование на факультете психологии Ставропольского государственного университета показывает:
По методике «Ценностные ориентации личности» однозначно преобладает второй фактор, суть которого заключается в следующем:
- индивид избегает самостоятельного решения поставленной задачи;
- уступает давлению группы;
- не проявляет личной инициативы;
- не высказывает оригинальных идей;
- работает пассивно, равнодушно, не всегда помогает группе;
- не берет на себя функций руководителя;
 - не всегда помогает своим товарищам и мало содействует достижению общей цели.

Доминирование второго фактора наблюдается как среди циклоидов, так и среди эпилептоидов, шизоидов и истероидов. Если брать в сравнении 1 и 4 курс, то картина не меняется, преобладание данного фактора составляет более 75%.

В отношении сравнения 1 и 4 курсов положение остается стабильным, предпочтения респондентов не изменяются.

Использование методики исследования ценностных ориентации М. Рокича,  который различает два класса ценностей, позволяет проанализировать предпочтения респондентов относительно терминальных (цели) и инструментальных (средства) ценностей.
Студенты факультета психологии следующим образом ранжировали их:
А) как бы они желали расположить перечисленные характеристики, которым должно соответствовать образование:
Первое место занимает интеллектуальное развитие – 75,5%;
Шестое место принадлежит физическому воспитанию – 57,5 %;
Пятое место отдано развитию творческих способностей и обучению хорошим взаимоотношениям – 27,3%;
Формирование нравственных  и личностных качеств колеблется между третьим и четвертым местами по предпочтению – 30,3%;
Б) реальное состояние образования.
Первое место – интеллектуальное развитие – 42,4%;
Формирование нравственных качеств, по мнению студентов первокурсников, находится на самой низкой ступени развития – 27,3 % респондентов;
Формирование личностных качеств определено по значимости на третье место – 24,2%;
Четвертое место между собой поделили такие характеристики, как физическое воспитание и обучение хорошим взаимоотношениям – 30,3%;
Развитию творческих способностей также не было уделено в ответах должного внимания и по степени важности оно было отнесено студентами на пятое место и составило 30,3% голосов.
Результаты обследования студентов старших курсов педагогических отделений факультета психологии некоторым образом отличаются от представлений первокурсников.
Итак, относительно группы А мы получили следующие данные:
Первое место также принадлежит интеллектуальному развитию – 72% испытуемых;
Физическое воспитание отнесено на шестую ступень, иногда на опросных листах встречались пометки «исключить» - 55%;
Формирование нравственных качеств является более значимой характеристикой образования и находится на втором месте – 27,7%;
Третье место поделили между собой обучение хорошим взаимоотношениям, развитие творческих способностей и формирование личностных качеств – 44,4%.

С точки зрения реального состояния образовательного процесса (Б) в вузе старшекурсники определились следующим образом:
1. Интеллектуальное развитие – 77,7%;
2. Физическое воспитание – 33,3%;
3. Формирование нравственных качеств – 27,8%;
4. Развитие творческих способностей – 44,4%;
5. Обучение хорошим взаимоотношениям – 33,3%
6. Физическое воспитание – 33,3%
Результаты проведенного нами исследования показали, что действительно тип высшего учебного заведения влияет на такие личностные характеристики, как акцентуация характера, реакция эмансипации, склонность к конформности, склонность к алкоголизации и делинквентности. Также  в зависимости от типа учебного заведения меняется уровень психопатизации, экстравертированная – интровертированная направленность личности, уровень тревоги и развитие нравственно-психологического аспекта в структуре личности студентов.

Таким образом, гипотеза, поставленная нами в начале нашего исследования о влиянии типа высшего учебного заведения на личность обучающихся подтверждается.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su