«Исследование нравственно-психологического аспекта в структуре личности студентов вузов»
Актуальность
Закон ориентирует вузовскую науку на исследование духовно-нравственных традиций отечественного образования и изучение традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Принятые Законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» позволяют говорить об особом служении государственной системы образования, которое заключается в защите национальной духовности и культуры.
Образование рассматривается как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества, что наглядно представлено в комплексной программе Центрального регионального отделения Российской академии образования «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества», утвержденной президентом РАО А. В. Петровским по решению президиума РАО от 15. 06. 94. Научным руководителем программы является действительный член РАО профессор В. В. Рубцов, координатором - А. Ю. Соловьев.
Ю. Соловьев считает, что необходимо придать духовно-нравственному образованию статус, аналогичный, например, экономическому, экологическому и правовому образованию, и поддерживать те образовательные учреждения, на базе которых разрабатываются эффективные формы интеграции культурного образовательного пространства».
Среди сформулированных в программе тем исследования названы: концепция русской национальной школы в Центральном регионе России; анализ основ педагогического образования, ориентированного на христианскую педагогику и психологию; воспроизводство российских исторических государственных традиций форм жизни; родиноведческие общеобразовательные программы.
При формировании национально-регионального содержания образования А.Д. Червяков рекомендует в первую очередь учитывать: духовно-нравственные и историко-культурные традиции региона как обеспечивающие его дальнейшее развитие (следует особо отметить, что речь идет о традициях, сформировавшихся в условиях исторического развития российской государственности, способствовавших и способствующих этому развитию); историко-национальные особенности уклада жизни населения региона как формы проявления его гражданского самосознания; реалии сегодняшнего состояния нравственной, хозяйственной и культурной жизни региона, задачи ее дальнейшего развития; федеральное (геополитическое) содержание жизни региона как части России.
Социальная, научная и практическая значимость
Значительно расширены представления о состоянии психологического и психического здоровья студентов, имеющих определенную структуру личностного психотипа.
Материалы научно-исследовательской работы могут быть использованы в практической работе психологами, клиническими психологами, социологами и педагогами при организации и проведении экспериментально-психологических обследований, а также построении учебно-воспитательного процесса.
Значение для развития психологии
Осуществлена психологическая дифференциация морально-нравственных характеристик субъектов высшего образования в зависимости от конституционально-психотипологических личностных особенностей. Представлено вероятностное развитие социально-психологической дезадаптации и личностной декомпенсации в условиях «растворения» категории индивидуальной духовности – образования как идеального, когда морально-нравственные критерии оценки взаимоотношений относятся к категориям менее значимым в структуре ценностных ориентаций.
Цель
Цель работы: исследование и анализ динамики нравственности в современном образовательном пространстве, так как негативная тенденция существующего сегодня социального хаоса позволяет все больше и больше судить о том, что ни в коем случае нельзя забывать о формировании личности, способной жить в условиях социальной неопределенности, принимать решения и нести ответственность за них, уметь самореализовываться в духовно – культурной, познавательной, - общественно – политической, семейной и профессиональной сферах жизнедеятельности.
Аудитория, на которую рассчитан проект – психологи, клинические психологи, психотерапевты, школьные психологи, социальные работники, студенты вузов.
Основное содержание работы
Во введении обоснован выбор проблематики, имеющей социальную и государственную значимость для будущего нашей страны, определена актуальность темы, сформулирована научная новизна, теоретическая и практическая ценность настоящего исследования, поставлены цели и задачи исследования, выдвинуты гипотезы исследования.
В первой главе «Современные теоретические представления о проблеме нравственности в структуре личности студенческой молодежи» представлен анализ теоретических и методологических проблем, стоящих перед современной психологией личности, находящейся в условиях современного образовательного пространства.
Во второй главе «Организация и проведение экспериментально-психологического исследования» подробно изложены психологические методы исследования, материал исследования. В процессе работы использовался «малый» и «большой» набор, «батарея» методик исследования. Все результаты были отобраны с помощью непараметрической математической статистики.
В третьей главе «Анализ и интерпретация результатов проведенного экспериментально-психологического исследования» отражены результаты экспериментально-психологических исследований студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. Результаты исследования указывают на то, что динамика нравственности в современном образовательном пространстве происходит, и направление движения идет в сторону противоположную от существовавших позиций. Молодое поколение большое внимание стремиться уделить интеллектуализации образования, но тем не менее, формирование нравственных качеств у обучаемых не отнесено на последнее место по предпочтениям.
Результаты, выводы
Подробный анализ литературных источников и результаты проведенного нами исследования позволили сделать следующие выводы:
- внешние воздействия преломляются через внутреннее, чем и является личность человека.
- К.К.Платонов понимает личность как отражающую систему, лежащую между отражаемым им миром и содержательным в психике как отраженным.
- А.Н. Леонтьев рассматривает триединство деятельности, сознания и личности и считает их взаимосвязанными, взаимодополняемыми структурами.
- Л.И. Божович выделяет социальную ситуацию в качестве движущей силы развития ребенка.
- Также нами была использована теория акцентуаций характера А.Е. Личко, который понимает их как промежуточное звено между нормой и патологией (психопатией).
Использование в исследовании методик, направленных на выявление ценностных ориентации личности, позволяет нам сделать сравнительный анализ относительно соотношения индивидуально - типологических особенностей и уровня духовно нравственного развития. Так например, проведенное обследование на факультете психологии Ставропольского государственного университета показывает:
По методике «Ценностные ориентации личности» однозначно преобладает второй фактор, суть которого заключается в следующем:
- индивид избегает самостоятельного решения поставленной задачи;
- уступает давлению группы;
- не проявляет личной инициативы;
- не высказывает оригинальных идей;
- работает пассивно, равнодушно, не всегда помогает группе;
- не берет на себя функций руководителя;
- не всегда помогает своим товарищам и мало содействует достижению общей цели.
Доминирование второго фактора наблюдается как среди циклоидов, так и среди эпилептоидов, шизоидов и истероидов. Если брать в сравнении 1 и 4 курс, то картина не меняется, преобладание данного фактора составляет более 75%.
В отношении сравнения 1 и 4 курсов положение остается стабильным, предпочтения респондентов не изменяются.
Использование методики исследования ценностных ориентации М. Рокича, который различает два класса ценностей, позволяет проанализировать предпочтения респондентов относительно терминальных (цели) и инструментальных (средства) ценностей.
Студенты факультета психологии следующим образом ранжировали их:
А) как бы они желали расположить перечисленные характеристики, которым должно соответствовать образование:
Первое место занимает интеллектуальное развитие – 75,5%;
Шестое место принадлежит физическому воспитанию – 57,5 %;
Пятое место отдано развитию творческих способностей и обучению хорошим взаимоотношениям – 27,3%;
Формирование нравственных и личностных качеств колеблется между третьим и четвертым местами по предпочтению – 30,3%;
Б) реальное состояние образования.
Первое место – интеллектуальное развитие – 42,4%;
Формирование нравственных качеств, по мнению студентов первокурсников, находится на самой низкой ступени развития – 27,3 % респондентов;
Формирование личностных качеств определено по значимости на третье место – 24,2%;
Четвертое место между собой поделили такие характеристики, как физическое воспитание и обучение хорошим взаимоотношениям – 30,3%;
Развитию творческих способностей также не было уделено в ответах должного внимания и по степени важности оно было отнесено студентами на пятое место и составило 30,3% голосов.
Результаты обследования студентов старших курсов педагогических отделений факультета психологии некоторым образом отличаются от представлений первокурсников.
Итак, относительно группы А мы получили следующие данные:
Первое место также принадлежит интеллектуальному развитию – 72% испытуемых;
Физическое воспитание отнесено на шестую ступень, иногда на опросных листах встречались пометки «исключить» - 55%;
Формирование нравственных качеств является более значимой характеристикой образования и находится на втором месте – 27,7%;
Третье место поделили между собой обучение хорошим взаимоотношениям, развитие творческих способностей и формирование личностных качеств – 44,4%.
С точки зрения реального состояния образовательного процесса (Б) в вузе старшекурсники определились следующим образом:
1. Интеллектуальное развитие – 77,7%;
2. Физическое воспитание – 33,3%;
3. Формирование нравственных качеств – 27,8%;
4. Развитие творческих способностей – 44,4%;
5. Обучение хорошим взаимоотношениям – 33,3%
6. Физическое воспитание – 33,3%
Результаты проведенного нами исследования показали, что действительно тип высшего учебного заведения влияет на такие личностные характеристики, как акцентуация характера, реакция эмансипации, склонность к конформности, склонность к алкоголизации и делинквентности. Также в зависимости от типа учебного заведения меняется уровень психопатизации, экстравертированная – интровертированная направленность личности, уровень тревоги и развитие нравственно-психологического аспекта в структуре личности студентов.
Таким образом, гипотеза, поставленная нами в начале нашего исследования о влиянии типа высшего учебного заведения на личность обучающихся подтверждается.