- Слабинский Владимир Юрьевич
кандидат медицинских наук, ректор, заведующий кафедрой психотерапии и клинической психологии, АНО ДПО Петербургская школа психотерапии и психологии отношений (Санкт-Петербург)
- Воищева Надежда Михайловна
кандидат психологических наук, заместитель директора по научной работе, ООО «Научно-технический центр инновационных технологий» (Санкт-Петербург)
Организация: Петербургская школа психотерапии и психологии отношений
Мастер-класс был представлен на Всероссийском психологическом фестивале «Куклы и маски» в Санкт-Петербурге, 31 января - 2 февраля 2016.
Авторская фольклорно-психологическая методика В.Ю. Слабинского и Н.М. Воищевой «Позитивная куклотерапия» была разработана в русле метода Позитивной Динамической Психотерапии, и впервые опубликована в 2010 году. Методика прошла апробацию и с успехом применяется в психотерапевтических центрах и образовательных учреждениях России, Германии, Казахстана, Латвии, США, Швеции, Украины, Эстонии.
В основе методики – базовые идеи Петербургской школы психотерапии Бехтерева–Лазурского–Мясищева–Карвасарского.
Актуальность
В методе Позитивной Динамической Психотерапии большое значение придается осознанному и ответственному отношению к жизни. К сожалению, современная культура не способствует взрослению, а под «развитием личности» часто понимается фиксация индивида на детском опыте и детских формах поведения. Поэтому не случайно «инфантильный невроз» является одной из основных проблем современного общества – общества «вечных мальчиков» и «борющихся со старостью девочек». Между тем, за многие века своего существования традиционная культура накопила достаточный арсенал психотехнических приемов, способствующих формированию зрелой личности. Методика «Позитивная куклотерапия» - это практический инструмент глубинной коррекции с целью восстановления целостности личности на архетипическом уровне.
Отличительной особенностью методики является использование народной куклы и русского фольклора в психотерапевтической практике. Методику можно эффективно применять для коррекции взрослой личности и гармонизации детско-родительских отношений, а также в образовательных и развивающих целях. Методика не имеет возрастных ограничений и может использоваться в работе как со взрослыми, так и с детьми, начиная с 3-х лет.
Цель мастер-класса
формирование навыков использования народной куклы и русского фольклора в практической работе психотерапевта, психолога, педагога.
В программе:
- Теоретический базис методики: теория отношений В.Н. Мясищева, теория личностного развития Юнга - Нойманна, теория структурных архетипов.
- Использование системы традиционных культуральных кодов: игрового, вербального, пищевого, цветового, телесного в психотерапевтической и педагогической практике.
- Сокрытый смысл русских сказок и народного фольклора. Практика использования в психотерапии, психологическом консультировании и педагогической деятельности.
- Возрастные инициации как психотехнологии перехода на новые этапы развития личности в традиционной культуре.
- Презентация базового комплекта кукол.
- Практическая демонстрация техник работы с готовыми куклами из базового комплекта.
- Особенности применения методики: в индивидуальной, семейной и групповой психотерапии; в работе школьного психолога и педагога ДОУ.
Слабинский В.Ю., Воищева Н.М. фрагмент мастер-класса "Позитивная куклотерапия"