- Соколовский Максим Леонидович
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра психологического сопровождения личностно-профессионального развития психолого-педагогического факультета, Северо-Кавказский федеральный университет, (Ставрополь)
- Польченко Ольга Викторовна
(Ставрополь)
- Руднева Елена Николаевна
психолог, Северо-Кавказский федеральный университет , (Ставрополь)
Организация: ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Научно-образовательный центр психологического сопровождения ЛПР
Актуальность
В настоящее время в России число иностранных студентов увеличивается примерно на 25 000 каждый год, в результате, как иностранные студенты, так и вузы сталкиваются с рядом проблем: адаптация иностранных студентов, аккультурация, взаимодействие с другими студентами и преподавателями. Несмотря на имеющиеся многочисленные наработки в мировой практике по адаптации и аккультурации иностранных студентов, в России имеется своя специфика, обусловленная нарушением типичной структуры прохождения аккультурационного стресса, в силу незнания иностранными студентами русского языка, отягощенности проблемами рассовых предрассудков, не готовностью преподавателей к специфике взаимодействия с такими студентами. Это побуждает искать новые формы и методы работы с преподавателями и со студентами.
Поскольку, наиболее эффективными методами работы с иностранными студентами являются практико-ориентированные мероприятия, в качестве основной формы работы психолога по адаптации и аккультурации иностранных студентов стала работа клуба «Только по-русски».
Новизна
Новизна проекта заключается: в использовании инновационных форм взаимодействия и технологий психологического сопровождения, направленного на снятие аккультурационного стресса, формирования иных этнических установок; в использовании комплекса различных подходов, приемов в работе с данной категорией студентов. Широкое внедрение такого опыта позволит повысить эффективность адаптации иностранных студентов и, в долгосрочной перспективе, нивелировать имеющиеся рассовые установки, повысить привлекательность России.
Цель
Цель программы: психологическое сопровождение процесса адаптации иностранных студентов к обучению в условиях российского вуза.
Основное содержание программы:
- Социальная адаптация иностранных обучающихся.
- Психологическая адаптация.
- Организация межкультурного взаимодействия иностранных обучающихся, выездные мероприятия (outbound games).
- Социально-психологическая поддержка (психодиагностика, индивидуальные консультации).
Результаты
Результаты работы клуба «Только по-русски»:
- преодоление страхов иностранных обучающихся в общении на русском языке, выработка навыков оптимального прохождения этапов аккультурационного стресса, формирование совладающего поведения;
- формирование траектории профессионального становления, поддержание мотивации академической успеваемости;
- гибкое реагирование в ситуации неопределенности;
- студенты узнают об особенностях современной России, ее культурном наследии, специфике общения представителей разных культур с учетом вербальных и невербальных элементов формального и межличностного общения;
- учатся выстраивать позитивные взаимоотношения с представителями разных культур, лучше понимать себя и другого, гибко реагировать на ситуации неопределенности;
- приобретут навыки делового и межличностного общения в межкультурной среде и проявления совместной творческой активности.
Тренинг с иностранными студентами Северо-Кавказского федерального университета