«Функциональное состояние мозга в процессе ответов на типичные вопросы в детекции лжи» (исследование психофизиологических реакций человека в ходе проведения психофизиологической экспертизы с применением полиграфа)
Актуальность проекта
Вопрос является важнейшим инструментом в работе психолога. Как элемент беседы, это средство получения необходимой информации от респондента. Как элемент терапевтической практики, точно и уместно заданный специалистом вопрос позволяет клиенту иначе взглянуть на свою картину мира. Умение психолога адекватно и корректно формулировать вопросы во многом определяет результативность его работы и поэтому справедливо относится к профессиональному искусству.
Но особое значение подбор вопроса имеет для проведения любого вида диагностики. В настоящее время методика проведения психофизиологической экспертизы и детекции лжи с применением полиграфа предполагает подбор стимульного материала в виде тестовых вопросов. Интерпретация полученных данных требует серьезного научного понимания, поскольку заключение эксперта часто оказывается единственным основанием для обвинений человека во лжи или, наоборот, снятия этих обвинений. Поэтому валидность и надежность полиграфного исследования – одна из самых актуальных проблем в области прикладной детекции лжи.
Обычно эксперт-полиграфолог формулирует тестовые вопросы, исключительно исходя из собственного опыта. Однако одним из факторов, которые могут повлиять на реакции испытуемого, может быть сложность предъявленного вопроса, как с точки зрения субъективного понимания его испытуемым, так и связанная со структурно-семантическими особенностями текста вопроса.
Таким образом, в своем исследовании мы придерживались позиции, что если на сложности протекания физиологических процессов в мозге сказывается влияние каких-либо лингвистических особенностей тестового вопроса, необходимо изучение и учет этих особенностей при формулировке вопросов полиграфных тестов. Отсутствие подобных исследований поднимает актуальность темы нашей работы.
Объектом исследования являются психофизиологические реакции испытуемых в процессе ответа на стандартные вопросы полиграфных тестов.
Предметом исследования является когнитивная сложность, вызываемая такими вопросами и отражающаяся в регистрируемых психофизиологических показателях.
В качестве гипотезы исследования мы предположили, что сложность работы мозга, выраженной в показателях ЭЭГ, при восприятии испытуемыми заданных им вслух вопросов будет закономерно коррелировать с лингвистическими особенностями текста вопроса. Вторая гипотеза, более очевидная, касалась наличия корреляций между той же сложностью работы мозга и психологическими особенностями испытуемых.
Цель
- выявить динамику ЭЭГ - показателей когнитивной деятельности испытуемых в процессе восприятия и понимания смысла зачитываемых им вопросов;
- описать статистически достоверные связи лингвистических характеристик предъявляемых вопросов и регистрируемых психофизиологических параметров активности нервной системы человека.
Исследовательская база проекта
Исследование проводилось в 2015-2016 гг. на базе лаборатории психофизиологии Психологического факультета СПбГУ. В группу испытуемых вошли 9 мужчин и 8 женщин в возрасте от 19 до 59 лет. На момент исследования все они являлись студентами либо служащими в учебных заведениях Санкт-Петербурга и имели разный уровень образования.
Результаты исследования
Результаты исследования подтвердили выдвинутые нами гипотезы. С помощью статистического анализа, были выделены два фактора сложности ЭЭГ-показателей активности мозга в процессе восприятия и осмысления испытуемыми предъявляемых им вопросов. Первый фактор объединял, главным образом, ЭЭГ-отведения затылочных отделов, второй – ЭЭГ-отведения лобных отделов головного мозга, что сопоставляется с работой второго и третьего функциональных блоков мозга, по А. Р. Лурии.
По результатам проведенного анализа полученных данных нами предложена линейная модель ожидаемой когнитивной сложности для испытуемого задаваемого ему вопроса с определенным набором лингвистических характеристик. Величина этой сложности зависит как от индивидуальных особенностей испытуемого, так и от лингвистических характеристик вопросов.