«Психологическая безопасность в образовательной среде» (мастер-класс)
Цель исследования: определение психолого-педагогических технологий профилактики и коррекции эмоциональной напряженности школьников в образовательном учреждении на основе создания и поддержки безопасной образовательной среды.
Разработка заявленной проблемы позволила понять механизмы формирования безопасной образовательной среды, механизмы формирования межличностных взаимоотношений в образовательной среде, уточнить роль представлений (метакогниций) в процессе формирования этих отношений, выяснить роль отдельных участников образовательного процесса в обеспечении его безопасности и развивающего характера. При исследовании школьников обнаружено общее пессимистическое настроение, страхи будущей жизни, боязнь, что она будет плохой, школьники не представляют, как они могут заботиться о собственной безопасности, недовольны принуждением со стороны учителей, считают отклоняющимися лишь экстремальные проявления поведения, не замечая их тенденций.
В целом обнаружилась поляризация учащихся на две примерно равные группы – одна находится в безопасной образовательной среде и адаптирована, а другая – оценивает среду образовательного учреждения как напряженную и испытывает большие трудности, пребывая в ней. При исследовании учителей обнаружилась такая же поляризация. Возможным риском образовательной среды является очень малое количество учителей, позитивно относящихся к изменениям в образовании, они испытывают большое нервно-психическое напряжение, находясь в образовательном учреждении, сами чувствуют давление возникших обстоятельств и оказывают давление, отмеченное учащимися. При исследовании родителей обнаружились полярные представления о деятельности педагогического коллектива школы, различаются и содержания целей, определяемых для детей со стороны учителей и родителей. Таким образом, возникли основания для технологии работы по сопровождению безопасности образовательной среды в учреждениях различных типов. Для коррекции рисков психологической безопасности образовательной среды был предложен практический мастер-класс на основании метода энкаунтер-групп К.Роджерса для желающих педагогов, психологов, социальных педагогов, завучей по воспитательной работе (от 20 до 40 человек).
«Индивидуальная концепция безопасности личности» - 1 часть (4 ак. часа).
- Понятие безопасности, основные аспекты безопасности, понятие риска. Возможности равновесия опасности и безопасности в саморегуляции личности. Безопасность и развитие.
- Построение модели собственного понимания своей безопасности, анализ того, как она помогает в обучении и развитии и чем ограничивает.
- Модель границ безопасности в здоровых человеческих отношениях. Отклоняющееся поведение и нарушения в переживании безопасности. Возможности регулирования безопасности в обучении и воспитании.
«Доверие и безопасность в образовательной среде школы» - 2 часть (4 ак. часа).
- Понятие безопасности, основные аспекты безопасности, понятие риска. Возможности равновесия опасности и безопасности в саморегуляции личности. Безопасность и развитие.
- Доверие – определение понятия, основные стороны доверия. Возможности регуляции отношений через переживание доверия. Доверие и недоверие – как регулируются два полюса? Основные источники и барьеры доверия в отношениях людей.
- Модель соотношения доверия и безопасности в здоровых человеческих отношениях. Отклоняющееся поведение и нарушения в переживании доверия и безопасности. Возможности регулирования доверия и безопасности в обучении и воспитании.
«Психологическое давление и насилие в образовательной среде: какова альтернатива?» - 3 часть (4 ак. часа).
- Понятие психологического давления, отношения «насильник-жертва». Основные признаки «насильника», «спасателя», «жертвы». Поведение «жертвы» и «насильника», «спасателя» в школе. Полезное педагогическое насилие и его последствия.
- Сотрудничество как альтернатива отношениям давления, как организовать сотрудничество в образовательной среде в процессе обучения, воспитания и развития.
Это краткосрочные теоретические и практические занятия, в результате которых углубляются знания в сферах психологии и педагогики, напрямую связанные с профессиональной компетентностью любого педагогического работника. На мастер-классах используются современные технологии преподавания – ролевые и деловые игры, дискуссионные группы, работа с презентациями, арт-терапевтические техники – рисование, лепка из фольги, работа с цитатами, методы активного воображения, телесные техники. Активная форма обучения через опыт. В программе нет лекций, все занятия в группах (макро - и микрогруппах). На мастер-классах обеспечивается возможность проработки собственного профессионального опыта, предъявление и прояснение собственных методов и стиля работы. Мы видим нашу цель не в том, чтобы сформировать определенный стиль работы, а дать возможность выбрать, понять тот стиль профессиональной деятельности, который наиболее соответствует личностным особенностям участников.
Для пропаганды внедрения психологической технологии сопровождения безопасности образовательной среды и ее субъектов в различных образовательных системах нами проведена практическая конференция «Психологическая помощь: содержание, формы, опыт» с использованием мастер-классов, семинарских и дискуссионных групп, с целью создания пространства для обсуждения и решения заявленных проблем. Подготовлена и опубликована монография и сборник научно-методических статей.
Итак, в процессе исследования обнаружились различия в системе социальных представлений (метакогниций) участников образовательного процесса о психологической безопасности образовательной среды, мы считаем, что именно данные различия являются предикторами ее рисков. Для проверки данного предположения нами было проведено дополнительное исследование метакогниций членов организации, находящихся на разных ее уровнях, там так же обнаружены различия. Мы предположили, что формирование у участников образования метакогниций (знаний о знании об организации), является продуктивным для их эффективного обучения и воспитания – для учащихся, деятельности – для родителей и учителей. Метакогниции учащихся должны включать знания о школе как образовательной организации, знания о антисоциальном и просоциальном поведении и системе психологической поддержки и помощи. Метакогниции учителей должны включать знания об адекватных школьных отношениях, с точки зрения соотношения доверия и безопасности, о психологическом давлении и насилии, о внедрении педагогических инноваций, о целях и задачах образовательных программ. Метакогниции родителей должны включать знания об организации социального партнерства с педагогическим коллективом школы, о целях и задачах образовательных программ. В рамках нашего исследования мы рассматриваем процесс формирования метакогниций как комплексную деятельность участников образовательного процесса, включающую когнитивную, аффективную и конативную составляющую. Этот принцип положен в основу предлагаемой нами программы мастер-классов. В перспективе продуктивно теоретическое обоснование и практическое исследование процесса формирования метакогниций в образовательных учреждениях различных типов. Постановка экспериментального исследования по реализации системы таких мероприятий с парциальной и комплексной оценкой результатов с точки зрения рисков психологической безопасности образовательной среды.
Якиманская И.С. Мастер-класс «Индивидуальная концепция безопасности личности»
- Готовность учителей к инновациям и психологическая безопасность образовательной среды pdf, 10.9 Мб
- Психологическая безопасность образовательной среды и представления о рисках в дополнительном образовании pdf, 377.5 Кб
- Родители и педагоги как субъекты целеполагания и психологическая безопасность образовательной среды pdf, 12.2 Мб
- Родители как субъекты образовательного пространства и психологическая безопасность образовательной среды pdf, 18.9 Мб
- Школьники как субъекты обеспечения психологической безопасности образовательной среды pdf, 32.6 Мб