Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2016 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Лекарство для души» (психолого-педагогическая программа повышения квалификации педагогов-психологов ДОО в области использования метода библиотерапии в работе с детьми, родителями, педагогами)

Автор:

Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Здоровый ребенок"

Данная программа была разработана для семинара-практикума к методическому объединению педагогов-психологов ДОО и концептуально построена на принципах и технологиях использования библиотерапии в семейной групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой, Н.Л. Карповой с привлечением авторского опыта.

Актуальность

В современных условиях жизни взрослые и дети испытывают значительные психологические и информационные перегрузки, вызывающие стрессы, дискомфорт, снижение психоэмоционального самочувствия. На этом фоне актуализируется потребность в душевном равновесии, гармоничном мироощущении, психологической поддержке и возникает необходимость в профессиональной деятельности психолога с использованием библиотерапии как метода, обращенного к внутреннему миру человека.

Новизна проекта

Новизна проекта заключается в использовании активных форм обучения посредством собственной читательской и библиотерапевтической деятельности.

Значимость проекта

Значимость проекта состоит в модульной организации программы, сочетающей теоретические основы библиотерапии и практическое овладение технологиями работы с использованием художественных и читательских текстов и в организации диалогического взаимодействия всех участников библиотерапевтического процесса.

Цель программы: повышение профессиональной компетентности педагогов-психологов ДОО в области использования метода библиотерапии с детьми, родителями и педагогами, в том числе с педагогами инклюзивного образования.

Задачи:

  1. Познакомить с историей библиотерапии, ключевыми понятиями, терапевтическими эффектами чтения.
  2. Дать представление о техниках использования библиотерапии с разными возрастными и социальными группами.
  3. Сформировать компетентность психолога в реализации диагностической, коммуникативной, психокоррекционной и психотерапевтической функций библиотерапии.
  4. Способствовать пробуждению профессионального интереса и мотивации к использованию библиотерапии в своей образовательной организации.

Основное содержание работы

Программа включает теоретический и технологический модули и реализуется в следующих формах: мини-лекции с использованием презентаций, чтение художественных текстов и написание текста-отзыва, групповая дискуссия, работа в микрогруппах, упражнения по овладению техниками: отбора библиотерапевтических произведений под потребности группы, психологического анализа текстов-отзывов, составления по ним психологического портрета, построения группового обсуждения.

Реализация данной программы рассчитана на 6 занятий, в том числе практических, и предполагает домашнюю работу психологов: чтение художественных текстов и последующее написание эмоционального отклика, что в дальнейшем является предметом индивидуального или группового психологического анализа.

Результаты

  • повышение психолого-педагогической и коммуникативной компетентности педагогов-психологов в области теории и практики библиотерапии;
  • овладение техниками работы с художественными текстами и с текстами-отзывами читателей;
  • получение опыта организации библиотерапевтического процесса;
  • актуализация профессиональной мотивации к использованию метода библиотерапии.

Выводы

Погружение в библиотерапевтический процесс позитивно влияет на профессиональную позицию и компетентность психолога, создает ситуации для рефлексии чувств, состояний, вызванных художественным словом, актуализирует творческую переработку полученных знаний и умений и порождает мотивацию к использованию метода библиотерапии.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе