«Креативная экспедиция в Италию: рождение творческих проектов» (методическая программа развития творческих способностей взрослых с использованием психологической песочницы в концепции К. Г. Юнга)
Как тренинг по проектам, креативная экспедиция была направлена на следующие цели:
-
Активизация творческого состояния и развитие мотивации, связанной с планированием и воплощением творческого проекта.
-
Обучение планированию проекта, выбору темы и постановке стратегических и тактических задач.
-
Обучение моделированию проекта в песочнице (песочное моделирование).
-
Развитие навыков работы над проектом в команде.
Основными методами обучения являлись креативные экскурсии, направленные на стимуляцию мотивации и отбор творческого материала для проектов. Так же использовались такие методы, как ведение креативного дневника экспедиции, выполнение творческих заданий, песочное моделирование, дискуссии и работа в парах.
В процессе обучения ведению креативной экспедиции ставились цели:
-
Обучение выбору темы и определению страны и маршрута для воплощения темы обучения.
-
Знакомство со спецификой проведения креативных экскурсий.
-
Развитие навыков и умений, связанных с использований новейших авторских технологий песочной терапии.
-
Развитие личностных качеств, навыков и умений, необходимых для организации креативной экспедиции.
Методологической и методической основой экспедиции являлась глубинная психология Юнга. Юнг утверждал, что развитие личности связано в активацией Архетипов в бессознательном человека (коллективное бессознательное). Поэтому материалом для креативных экскурсий являлись специально отобраные архетипические объекты. Инструментарий экспедиции включал всё богатство арт-терапевтических методик.
В процессе проведения креативной экспедиции активно использовались авторские технологии песочной терапии Евгении Мищенко: сценарное моделирование, форстайминг, отсадка и порталы.
Специально для креативной экспедиции были созданы и апробированы новейшие технологии:
-
креативная экскурсия (знакомство в арт-объектом, раскрытие его архетипической сущности в юнгианском понимании и извлечение послания из его содержания),
-
креативные задания (заданная тематика песочных картин, связывающая запросы участников с содержанием креативной экскурсии).
От тренера, ведущего программу, требовалось владение технологиями, позволяющими раскрыть архетипическое содержание каждого объекта и связать их с содержанием песочных картин, создаваемых участников.
В конце экспедиции необходимо было выработать систему связи между всеми креативными экскурсиями экспедиции и песочными картинами, созданными участниками в процессе обучения. Создавая систему, мы опирались на структуру связи бессознательного с сознанием, созданную самим Юнгом.
Решение задачи развития личностных качеств и компетенций, необходимых для организации креативной экспедиции, проходило на основе авторских технологий Юлии Кулыгиной, интегрирующих юнгианскую метододологию с методологией деятельностного подхода С.Л Рубинштейна, Л.С Выготского, А.НЛеонтьева.
Креативная экспедиция проводилась в Милане, Венеции, Флоренции и Риме. Арт-объекты для креативных экскурсий отбирались заранее с учётом их архетипического содержания и связи с тематикой экспедиции. Занятия проводились ежедневно по плану: с утра креативная экскурсия, выполнение креативных заданий и обратная связь в дневниках участников (3-4 часа), вечером сеанс групповой песочной терапии, трансформирующий новый опыт и запросы участников в процессе перехода на новые стадии развития проектов. Так же проводились занятия на «большом песке» на берегу моря.
Результаты креативной экспедиции:
-
Участники определились с выбором темы проекта, обрели уверенность и активную разнообразную мотивацию в проектной деятельности.
-
Проекты были смоделированы в песочницах и в деталях исследованы участниками.
-
Технологии ведения креативной экспедиции были освоены на практике.
-
Участники получили методологию организации креативной экспедиции.
-
Произошли позитивные личностные изменения у участников экспедиции.
Основная идея креативной экспедиции заключалась в возможности выхода в большую песочницу (вся Италия) и взаимодействия с реальными огромными фигурами (креативные арт-объекты – соборы, каналы, картины, скульптуры, площади, артефакты), воплощающими опыт коллективного бессознательного по решению задач, связанных с рождением творческих проектов. Креативная экспедиция является новой формой обучения и развития.
Методическая программа «Креативная экспедиция в Италию: Рождение творческих проектов» может быть рекомендована, прежде всего, для психологов (тренеры, консультанты, психотерапевты и коучи), а также для бизнес-аудитории, для представителей творческих профессий и для всех заинтересованных.
Авторами проекта создано Методическое пособие «Креативная экспедиция-технология прорыва: Рождение идей и проектов», фрагменты которого прилагаются.
Мищенко Е.Я. Третий трансцендентный архетип по К.Г. Юнгу. Проблемная песочница - 1 часть.
Мищенко Е.Я. Третий трансцендентный архетип по К.Г. Юнгу. Проблемная песочница - 2 часть.
Мищенко Е.Я. Схемы песочниц на примере участницы креативной экспедиции.
Мищенко Е.Я. Изменение проблемной песочницы в результате креативной экспедиции - 1 часть.
Мищенко Е.Я. Изменение проблемной песочницы в результате креативной экспедиции - 2 часть. Выводы.