Номинация «Психологический инструмент года»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Креативная экспедиция в Италию: рождение творческих проектов» (методическая программа развития творческих способностей взрослых с использованием психологической песочницы в концепции К. Г. Юнга)

Авторы:

 
Креативная экспедиция в Италию проводилась с 22 по 30 августа 2016 года. Тема «Рождение творческих проектов» была выбрана как самая востребованная у клиентов на консультациях и у участников на тренингах. Программа креативной экспедиции преследовала две цели: с одной стороны, это был полноценный выездной тренинг по управлению проектами, а с другой стороны, участники обучались методике проведения креативных экспедиций. Рассмотрим обе составляющие программы.

Как тренинг по проектам, креативная экспедиция была направлена на следующие цели:

  1. Активизация творческого состояния и развитие мотивации, связанной с планированием и воплощением творческого проекта.

  2. Обучение планированию проекта, выбору темы и постановке стратегических и тактических задач.

  3. Обучение моделированию проекта в песочнице (песочное моделирование).

  4. Развитие навыков работы над проектом в команде.

Основными методами обучения являлись креативные экскурсии, направленные на стимуляцию мотивации и отбор творческого материала для проектов. Так же использовались такие методы, как ведение креативного дневника экспедиции, выполнение творческих заданий, песочное моделирование, дискуссии и работа в парах.

В процессе обучения ведению креативной экспедиции ставились цели:

  1. Обучение выбору темы и определению страны и маршрута для воплощения темы обучения.

  2. Знакомство со спецификой проведения креативных экскурсий.

  3. Развитие навыков и умений, связанных с использований новейших авторских технологий песочной терапии.

  4. Развитие личностных качеств, навыков и умений, необходимых для организации креативной экспедиции.

Методологической и методической основой экспедиции являлась глубинная психология Юнга. Юнг утверждал, что развитие личности связано в активацией Архетипов в бессознательном человека (коллективное бессознательное). Поэтому материалом для креативных экскурсий являлись специально отобраные архетипические объекты. Инструментарий экспедиции включал всё богатство арт-терапевтических методик. 

В процессе проведения креативной экспедиции активно использовались авторские технологии песочной терапии Евгении Мищенко: сценарное моделирование, форстайминг, отсадка и порталы.

Специально для креативной экспедиции были созданы и апробированы новейшие технологии:

  • креативная экскурсия (знакомство в арт-объектом, раскрытие его архетипической сущности в юнгианском понимании и извлечение послания из его содержания),

  • креативные задания (заданная тематика песочных картин, связывающая запросы участников с содержанием креативной экскурсии).

От тренера, ведущего программу, требовалось владение технологиями, позволяющими раскрыть архетипическое содержание каждого объекта и связать их с содержанием песочных картин, создаваемых участников. 

В конце экспедиции необходимо было выработать систему связи между всеми креативными экскурсиями экспедиции и песочными картинами, созданными участниками в процессе обучения. Создавая систему, мы опирались на структуру связи бессознательного с сознанием, созданную самим Юнгом.

Решение задачи развития личностных качеств и компетенций, необходимых для организации креативной экспедиции, проходило на основе авторских технологий Юлии Кулыгиной, интегрирующих юнгианскую метододологию с методологией деятельностного подхода С.Л Рубинштейна, Л.С Выготского, А.НЛеонтьева.

Креативная экспедиция проводилась в Милане, Венеции, Флоренции и Риме. Арт-объекты для креативных экскурсий отбирались заранее с учётом их архетипического содержания и связи с тематикой экспедиции. Занятия проводились ежедневно по плану: с утра креативная экскурсия, выполнение креативных заданий и обратная связь в дневниках участников (3-4 часа), вечером сеанс групповой песочной терапии, трансформирующий новый опыт и запросы участников в процессе перехода на новые стадии развития проектов. Так же проводились занятия на «большом песке» на берегу моря.

Результаты креативной экспедиции:

  1. Участники определились с выбором темы проекта, обрели уверенность и активную разнообразную мотивацию в проектной деятельности.

  2. Проекты были смоделированы в песочницах и в деталях исследованы участниками.

  3. Технологии ведения креативной экспедиции были освоены на практике.

  4. Участники получили методологию организации креативной экспедиции.

  5. Произошли позитивные личностные изменения у участников экспедиции.

Основная идея креативной экспедиции заключалась в возможности выхода в большую песочницу (вся Италия) и взаимодействия с реальными огромными фигурами (креативные арт-объекты – соборы, каналы, картины, скульптуры, площади, артефакты), воплощающими опыт коллективного бессознательного по решению задач, связанных с рождением творческих проектов. Креативная экспедиция является новой формой обучения и развития.

Методическая программа «Креативная экспедиция в Италию: Рождение творческих проектов» может быть рекомендована, прежде всего, для психологов (тренеры, консультанты, психотерапевты и коучи), а также для бизнес-аудитории, для представителей творческих профессий и для всех заинтересованных.

Авторами проекта создано Методическое пособие «Креативная экспедиция-технология прорыва: Рождение идей и проектов», фрагменты которого прилагаются.

 
Мищенко Е.Я. О креативной экспедиции: выбор темы, выбор страны.

 

Мищенко Е.Я. Третий трансцендентный архетип по К.Г. Юнгу. Проблемная песочница - 1 часть.

 

Мищенко Е.Я. Третий трансцендентный архетип по К.Г. Юнгу. Проблемная песочница - 2 часть. 

 

Мищенко Е.Я. Схемы песочниц на примере участницы креативной экспедиции.

 

Мищенко Е.Я. Изменение проблемной песочницы в результате креативной экспедиции - 1 часть. 

 

Мищенко Е.Я. Изменение проблемной песочницы в результате креативной экспедиции - 2 часть. Выводы.

 

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе