«"Дорога к успеху" - формирование мотивационной готовности дошкольников, профилактика дезадаптации учащихся начальной школы через организацию совместной деятельности воспитанников детского сада и учащихся гимназии» (учебная программа)
Актуальность
В настоящее время проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года является одной из самых актуальных. Первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование» - ориентация на инновационный путь развития, стимулирующий систему образования к движению вперед. Для общества в целом вопрос значимости преемственности является механизмом расширения его профессионального и культурного потенциала, важным условием в сфере образования и решения задач современности, способом сохранения общечеловеческих ценностей.
Социальная, научная и практическая значимость
Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир. Выдающийся детский психолог Д.Б. Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства дошкольного и младшего возраста. Ученый считал, что «…дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь, воспитываясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве».
Социальная значимость данного проекта выражается, прежде всего, в том, что затрагивает всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов. Возникает необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия специалистов образовательных учреждений и согласованности, проводимых ими мероприятий по преемственности в работе с детьми дошкольного и школьного возраста.
Научная значимость проекта основывается на мнение многих ведущих отечественных психологов : Л.С. Выготский , А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова. Л.С. Выготский не отрывал школьного обучения от предыдущего этапа развития. Именно в дошкольный период формируются предпосылки для обучения в школе. Д.Б. Эльконин указывал, что дошкольники и младшие школьники «мало, чем отличаются между собой». «Самое интересное» заключается в том, что ученики начальных классов не могут окончательно отойти от игровой деятельности, поэтому считается, что дети дошкольного и младшего школьного возраста принадлежат к единому периоду – детство. Именно эти идеи мы реализуем в нашем проекте.
Практическая значимость проекта
Данный проект в области практической детской психологии и практике развития мотивационной сферы ребенка имеет большое прикладное значение. Чтобы подготовить ребенка к школе, требуется серьезная работа специалистов детского сада, родителей и педагогов школы. Причем эта работа не может ограничиваться только обучением читать, писать, считать. От того, как ребенок подготовлен к школьной жизни всем предшествующим периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, учебные успехи, психологическое самочувствие. В результате реализации нашего проекта, переход ребёнка из дошкольного учреждения в школу происходит успешно.
Значение для развития психологии
• Просветительская работа, пропаганда важности развития мотивационной сферы и профилактики дезадаптации первоклассников.
• Повышение статуса педагога-психолога среди родителей, детей и педагогов образовательных учреждений.
• Для расширения возможностей практической психологии данный опыт работы рекомендовано внедрять во всех дошкольных учреждениях.
Цель
Цель данного проекта заключается в формировании мотивационной готовности дошкольников, профилактики дезадаптации учащихся начальной школы через организацию совместной деятельности воспитанников детского сада и учащихся гимназии.
Аудитория
Данный проект рассчитан на воспитанников подготовительной группы детского сада, учащихся школы, родителей, педагогов образовательных учреждений и практических психологов.
Основное содержание работы
Данный проект начал реализовываться с 2005 года. Была составлена учебная программа по формированию у старших дошкольников познавательных интересов и повышения уровня учебной мотивации, которая была согласована зав. кафедрой психологии СПб.ГУПМ, доктором психологических наук Колеченко А.К. и одобрена доцентом кафедры психологии СПб.ГУПМ Агафоновой И.Н.
Программа состоит из двух блоков:
1. Познавательный – повышение познавательной активности ребенка.
2. Мотивационный – повышение уровня учебной мотивации детей и профилактики дезадаптации.
С 2006 года началось плодотворное сотрудничество детского сада № 95 с гимназией № 363, в результате чего мотивационный блок программы был расширен за счет составления плана совместных мероприятий.
Этапы работы:
2006 год
1. Спортивное занятие для подготовительных групп ГДОУ и учащихся 1-го класса ГОУ «Веселые старты»
2. Выставка рисунков учеников 1-х классов «Я уже ученик!».
3. Выставка творческих работ (сочинений) учащихся 3-х классов «Что я помню о детском саде».
4. Проведение сюжетно-ролевой игры «Школа» для воспитанников детского сада.
5. Экскурсия дошкольников в школу.
2007 год
1. Праздник «Веселый урок» для подготовительных групп ГДОУ и учащихся 1-го класса.
2. Выставка работ учеников 1-х классов «Я уже ученик!» (рисунки, поделки).
3. Выставка творческих работ (сочинений) учащихся 3-х классов «Что я помню о детском саде».
5. Выставка работ детей ГДОУ «Что такое школа?».
4. Организация сюжетно-ролевой игры «Школа» для воспитанников детского сада.
5. Экскурсия дошкольников в школу.
6. Совместный праздник «Скоро станем мы, как вы, учениками» для подготовительных групп ГДОУ и учащихся 1-го класса.
2008 год
1. Спортивное занятие для подготовительных групп ГДОУ и учащихся 1-го класса ГОУ «Веселые старты»
2. Праздник «Веселый урок» для подготовительных групп ГДОУ и учащихся 1-го класса.
3. Выставка работ учеников 1-х классов «Я уже ученик!» (рисунки, поделки).
4. Практический семинар для родителей будущих первоклассников: «Готов ли ваш ребенок к школе?».
5. Выставка творческих работ (сочинений) учащихся 3-х классов «Что я помню о детском саде».
6.Организация шефства учеников среднего звена гимназии над дошколятами: проведение игр на свежем воздухе, субботник по уборке территории вокруг ГДОУ «Вместе мы сильнее», «Фабрика Деда Мороза».
7. Выставка работ детей ГДОУ «Что такое школа?».
8. Организация сюжетно-ролевой игры «Школа» для воспитанников детского сада.
9. Выступление в ГДОУ учеников 2-го класса: спектакль «Репка», «Золотая рыбка».
10. Экскурсия дошкольников в школу.
11. Совместный праздник «Скоро станем мы, как вы, учениками» для подготовительных групп ГДОУ и учащихся 1-го класса.
12. Семинар для педагов-психологов Фрунзенского района «Взаимосвязь ГДОУ и школы».
Таким образом, год от года наша работа расширялась. С данным проектом мы участвовали в конкурсе педагогических достижений в номинации «Эффективные технологии службы сопровождения» и получили диплом первой степени за высокий профессионализм, творчество и мастерство.
Результаты
Данный проект имеет высокую позитивную результативность. Динамика ее изменения отслеживается при помощи методики Т.Д. Марцинковской «Определение уровня сформированности мотивационной готовности к школе». На начало учебного года уровень сформированности мотивационной готовности у дошкольников составлял – 44%, а на конец года – 89%. По отзывам педагогов школы, адаптация первоклассников, участвовавших в проекте, проходила более успешно. К положительным результатом можно отнести и то, что благодаря участию в проекте у учеников среднего звена (5-6 классы) повышается личностная зрелость. А так же после реализации проекта мы получаем многочисленные положительные отзывы родителей и педагогов.
Выводы
Мы считаем, что внедрение данного проекта в работу образовательных учреждений города целесообразно, как для общества в целом, так и для конкретного ребенка.