«Практикум по общей психологии» (учебно-методическое пособие)
Актуальность
Современные целевые установки высшего образования по подготовке мобильного, инициативного, способного к самосовершенствованию и профессиональному росту специалиста актуализировали перед профессорско-преподавательским составом вузов задачу перехода от обучения с позиций воспроизведений книжных знаний к организации самостоятельной учебной деятельности студента.
Овладение психологической специальностью начинается с первого курса в рамках изучения базовой дисциплины «Общая психология», играющей значимую роль в приобщении будущих специалистов к психологической науке как в методологическом плане (основа для анализа частных вопросов), так и в практическом плане (основа формирования умений применять психологические знания для научного объяснения фактов и явлений в жизни человека). В силу этого методика преподавания данной дисциплины должна отличаться особой организацией учебной деятельности студента, ориентированной не на механическое усвоение учебного материала, а на его самостоятельное активное осмысление и творческую переработку.
Новизна
Новизна данного учебно-методического пособия состоит в разработке комплекса традиционных и инновационных форм организации самостоятельной работы студентов. Наряду с традиционными, практикум включает в себя элементы активных технологий (решение учебных задач (на основе классификации Д. Толлингеровой-В.Я. Ляудис), кроссвордов и ребусов), технологии развития критического мышления («толстые» и «тонкие» вопросы, «INSERT», синквейн).
Значимость проекта
Практикум представляет интерес для преподавателей и студентов психологических факультетов, так как способствует формированию:
- умений работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в области психологии, отличать существенную информацию от несущественной;
- способности учитывать многообразие точек зрения на проблему, принимать во внимание контекст любой информации;
- умения самостоятельно формулировать гипотезы и задавать вопросы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умений и навыков самоорганизации и самоконтроля собственной учебной деятельности;
- практических навыков и умений по применению общепсихологических знаний для научного подхода в своей будущей профессиональной деятельности.
Основное содержание работы
Практикум включает в себя пояснительную записку; технологические карты практических аудиторных занятий; задания для обязательной самостоятельной работы; задания рубежного контроля; тестовые задания для само-контроля; задания для необязательной самостоятельной работы.
Результаты, выводы
Методический опыт организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Общая психология» подтверждает положение о том, что данный процесс – это не личное дело студента, а управленческая функция педагога учебного заведения. Умение преподавателя организовать самостоятельную работу обучающихся и привить им необходимые умения и навыки успешного её выполнения – предпосылка формирования профессиональной компетентности и будущих специалистов. Практикум по общей психологии важнейшее методическое средство, способствующее переводу студентов из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего формулировать проблему, анализировать методы её решения, выбирать из них оптимальные и достигать искомого результата.