Номинация «Книга года по психологии»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Психология отношения человека к деятельности: теория и практика» (монография)

Автор:

  • Зобков Валерий Александрович

    доктор психологических наук, профессор кафедры «Психология личности и специальная педагогика» Гуманитарного института, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, (Владимир)

Организация: Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ)

Актуальность и значимость проекта

Актуальность обусловлена тем, что он относится к широкой проблематике психологии деятельности человека и её внутренней регуляции. В современной отечественной психологии эта проблема постепенно и незаслуженно стала отходить как бы на второй план, уступая по популярности тематике различных психотерапевтических, ролевых, игровых и иных научно-практических направлений. В действительности аналитические и объяснительные возможности деятельностного (субъектно-деятельностного) подхода в психологии далеко не исчерпаны, о чём свидетельствует данный проект.

Актуальной является также субъектная направленность данного проекта, т. е. планомерное исследование человека как субъекта, как реального носителя деятельности и личностного к ней отношения.

Чрезвычайно важно, наконец, что проект относится к наиболее сложному и наименее исследуемому разделу психологии – к раскрытию реальных психологических закономерностей и механизмов воспитания человека.

Новизна

Новизна авторского подхода к решению обозначенных проблем, решаемых в проекте, концентрируется вокруг категории отношения. Разрабатывая положение В.Н. Мясищева об отношении как целостной характеристике личности, в проекте выделены компоненты отношения к деятельности (мотивационный, самооценочный, качеств/черт личности), характеризующие собой внутреннее содержание Я-отношения к отношению (деятельности).  Показано, что сензитивным периодом по формированию содержания Я-отношения к отношению  выступает переходный период от младшего школьного к младшему подростковому возрасту.

В проекте показана возрастная динамика отношения учащихся к деятельности (младший школьник, подросток, старший школьник, студент), выделено общее и специфическое в механизмах психической регуляции деятельности на каждом возрастном этапе, приведено разграничение двух качественно различных типов отношения учащихся к деятельности: социально-адекватный и социально-неадекватный. Первый характеризуется ориентацией на объективно-предметные параметры деятельности и неразрывно связан с мотивами просоциального содержания. Второй тип отличается индивидуалистической ориентацией и базируется на доминирующих мотивах лично-престижной направленности и неадекватности самооценки.

Практическая значимость

Практическая значимость проекта состоит в том, что в результате реализации проекта разработана широкая программа формирования социально-адекватного типа отношения к деятельности, включающая в себя отработку мотивационного, целевого, эмоционального, психомоторного компонентов. Эта программа включает систему упражнений, направленных на продуктивное выполнение любой деятельности, на основе формирования адекватного к ней отношения.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе