«Технология индивидуально-помогающего взаимодействия социального педагога и подростка с девиантным поведением в образовательном процессе школы»
В настоящее время именно внимание к подростку должно быть резко усилено, особенно в плане предупреждения правонарушений, неуспешности, конфликтов, которые принимают острые, а то и пугающие формы. Так как обострение общественных противоречий сразу же сказывается на поведении несовершеннолетнего, на свет выходят конфликты во взаимопониманиях между самими подростками и семьей, школой, общественными институтами. В нашей школе ежегодно увеличивается численность учащихся, состоящих на ВШУ и ПДН. Реализация данной технологии актуальна именно в общеобразовательной школе, т.к. подростки проводят более ¼ суток выполняя интенсивную интеллектуальную работу, испытывая при этом физические, эмоциональные перегрузки.
Такой ребёнок нуждается в помощи, направленной с одной стороны на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения. Необходимость определения реальных причин девиантного поведения подростков, раскрытие условий, факторов, механизмов, средств его предотвращения и коррекции, поиск новых подходов к использованию социально-педагогических технологий обуславливает актуальность данной работы.
Технология позволяет педагогу выбирать оптимальные условия, контролирует социально-педагогическую деятельность, ориентируя эту деятельность на прогнозируемый и гарантированный результат. Однако, несмотря на бурное развитие различных технологий в практической деятельности социального педагога – технология индивидуально-помогающего взаимодействия разработана недостаточно. Поэтому я сформулировала проблему настоящего исследования следующим образом:
При каких условиях процесс организации индивидуально-помогающего взаимодействия социального педагога и подростка с девиантным поведением может быть эффективным и результативным и гарантировать положительный результат.
Цель исследования: решение проблемы
Объектом исследования выступает социальная адаптация подростка с девиантным поведением.
В качестве предмета – технология индивидуально-помогающего взаимодействия социального педагога и подростка с девиантным поведением в процессе его социальной адаптации.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1.Конкретизировать сущность понятия технология по предупреждению и коррекции девиации у подростков.
2.Обобщить представленный в литературе опыт внедрения социально-педагогических технологий в практику работы с детьми и подростками.
3.Разработать программу работы социального педагога с подростками на основе индивидуально-помогающего взаимодействия социального педагога с детьми.
4.Проверить эффективность разработанной программы в процессе ее практической апробации.
Этапы реализации и анализ результатов внедрения технологии
На базе МОУ Маслянинской средней общеобразовательной школы №1 с 10.09.2007г. по 10.05.2008г. была апробирована экспериментальная технология индивидуально-помогающего взаимодействия социального педагога с детьми группы риска. Технология проводилась с помощью методов: анкетирования, тестов, бесед, тренинга, игр, консультирования.
Цель данной технологии: создание условий для позитивной адаптации подростка с девиантным поведением
Первый этап: организационно-подготовительная работа
Цель: формирование банка данных
Для формирование банка данных подгруппы риска был составлен социальный паспорт школы, классов. Осуществляя сбор данных, дифференцируется проблематика детей, ситуации, в которых они оказались.
- Организуется встреча с классными руководителями, психологом, педагогами, работающими с данными подростками, уточняются психолого-педагогические особенности каждого подростка, сведения о котором поступили в банк данных;
- Осуществляется встреча с родителями подростка для ознакомления с целями работы и получения их согласия на диагностическую и коррекционную работу;
- Организуется встреча социального педагога с подростками для формирования мотивации на совместную работу и презентация программы «Школьный спецкурс»;
- На всех детей группы риска заводится социально-педагогическая карта ученика, требующего особого внимания.
Второй этап: диагностические процедуры.
Цель: Выявление индивидуальных проблем в социальном развитии ребенка.
С подростками была проведена диагностическая программа изучения отклонения поведения подростка в школе: 1)Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению; 2) Выявление типа темперамента по опроснику Айзенка; 3) Диагностика состояния агрессии у подростка (по опроснику Басса-Дарки)
Третий этап: организация процесса индивидуально-помогающего взаимодействия.
Цель: оказание своевременно социально-педагогической помощи и поддержки подростку, находящемуся в социально опасном положении.
Процесс индивидуально-помогающего взаимодействия осуществляется через:
1.Индивидуально-ориентированный групповой тренинг “Школьный спецкурс”.
Цель: Помочь подростку разрешить его внутренние противоречия и противоречия с социальной средой.
№ |
Содержание деятельности |
Сроки |
1 |
Вводное занятие |
сентябрь |
2 |
Индивидуальность |
октябрь |
3 |
Личная ответственность |
октябрь |
4 |
Мораль как регулятор поведения в конфликтной ситуации |
ноябрь |
5 |
Наркотик. Стоит ли ему доверять? |
декабрь |
6 |
Моя семья |
декабрь |
7 |
Игра |
январь |
8 |
Способы выражения чувств |
февраль |
9 |
Что такое уверенность в себе? |
февраль |
10 |
Отношения с противоположным полом |
март |
11 |
Оптимизм или пессимизм? |
март |
12 |
Заключительное занятие |
апрель |
2. Индивидуальное сопровождение.
Цель: Устранение десоциализирующих влияний, работа с возникшими отклонениями.
I. «Стратегия жизни»
II. «Мой идеал».
III. «Ваше слово господин график».
IV. Личностно-диалогическая игра «Я».
V. Игры и упражнения для снятия тревожности и агрессии.
1. «ГОВОРИ!»
2. «ДРАКА»
3. «ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ»
а.Что я чувствую? Что я делаю?
б.Какие чувства я испытываю?
в. О чем говорят мне мои эмоции?
г. Чего я хочу?
VI. Индивидуальное первенство
4.Четвертый этап: Повторная диагностика.
Цель: Уточнение социальных и психолого-педагогических проблем подростка и корректировка дальнейшего сопровождения подростка.
Повторно проведенное обследование по вопроснику «Басса-Дарки» показало, что у подростков наметились позитивные изменения в понижении индекса агрессии и враждебности.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||||||||
н.с. |
и.с. |
н.с. |
и.с. |
н.с. |
и.с. |
н.с. |
и.с. |
н.с. |
и.с. |
н.с. |
и.с. |
н.с. |
и.с. |
н.с. |
и.с. |
|
Т.Е. |
5 |
4 |
7 |
5 |
6 |
3 |
3 |
2 |
5 |
3 |
11 |
6 |
11 |
8 |
7 |
3 |
У.В. |
14 |
9 |
5 |
4 |
6 |
3 |
6 |
4 |
7 |
5 |
11 |
9 |
8 |
6 |
11 |
8 |
Я.В. |
7 |
4 |
4 |
3 |
6 |
4 |
5 |
2 |
5 |
3 |
12 |
6 |
5 |
3 |
6 |
4 |
В.Е. |
6 |
3 |
4 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
7 |
4 |
5 |
4 |
8 |
4 |
Т.А. |
5 |
4 |
4 |
4 |
6 |
4 |
1 |
1 |
4 |
3 |
3 |
2 |
8 |
5 |
10 |
7 |
1 – физическая агрессия
2 – косвенная агрессия
3 – раздражение
4 – негативизм
5 – обида
6 – подозрительность
7 – вербальная агрессия
8 – чувство вины
н.с. – начальный срез
и.с. – итоговый срез
Диаграмма изменения агрессии и враждебности по Басса-Дарки
Пятый этап: Консультативно-методическая работа.
Цель: Содействие в определении шагов по выходу из проблемной ситуации и привлечением родителей и учителей.
Шестой этап: Результат
Цель: Оптимизация ситуации социального развития подростка.
В результате практического исследования было выяснено, что экспериментальная технология показала положительные результаты, а именно помогла несколько изменить и скорректировать в позитивном плане поведение девиантных детей.
В целом учащиеся, прошедшие данный курс общения, становятся более подготовленными к встрече со стандартными и нестандартными жизненными ситуациями. Они способны искать и находить возможности изменения неудовлетворительных отношений с окружающими в себе, используя свой интеллектуальный и личностный потенциал.
Прекратились пропуски уроков, повысился уровень знаний (нет отрицательных оценок за четверть). Все учащиеся посещают секции и кружки, то есть до минимума снижено бесцельное времяпровождение на улице. Нормализовались отношения с одноклассниками, учителями, родителями.
По мере корректировки самооценки у детей данной категории возрастает способность к принятию самостоятельных решений. Все это помогает им адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сохраняя целостность личности и здоровье.
Сама повторяемость процесса технологии позволяет нам выявить 4 условия гарантирующих эффективность позитивных результатов. Это:
- организационно-подготовительная работа;
- диагностика подростков;
- осуществление коррекционной программы;
- включение в работу учителей и родителей.