- Антипова Надежда Евгеньевна
кандидат психологических наук, директор, Центр ресурсных изменений "Исток", (Москва)
Организация: независимый психолог
Актуальность
Трудная жизненная ситуация (смерть, насилие, инцест, отвержение, изгнание и др.) – это ситуация изменений, в первую очередь, привычного взаимодействия между членами семьи и рода, ситуация, обрывающая связи между матерью и ребенком, между человеком и жизнью. Одной из жизненно важных потребностей является потребность в связи матери и ребенка. Оборванные, утраченные связи приводят к депривации личности, одиночеству, девиантному и делинквентному поведению, ранней смертности.
Книга, предлагаемая в качестве психологического инструментария, представляет собой полотно судеб, которое сплетено из писем матери к ребенку или ребенка к матери и метафорических зарисовок. Два образа архетипа Матери: Матери-Природы и Богородицы проходят через письма, отражая неразрывную связь земного и духовного, живого и мертвого и служат жизнеутверждающим началом.
Представленные в книге письма являются ресурсными нарративами для читателя: человек получает слова, которые не были сказаны, которые мог, но по каким-то причинам не сказал ему адресант, слова, которые он сам не сказал другому. Через мать или ребенка читатель получает также слова от других членов семьи, что позволяет принять их и ситуацию, а, возможно, и выстроить новое позитивное отношение или взаимодействие.
Прочтение письма (специалистом, клиентом, третьим лицом) может оказаться достаточным для проживания тех или иных эмоциональных состояний. Также человек может текст письма полностью или частично (с учетом своей жизненной истории) написать или проговорить тому, к кому возникнет потребность обратиться.
Цель
Побуждение действий человека, направленных на интеграцию субличностей, обретение целостности, уверенности в себе, на принятие эмоциональных переживаний, уникальности своего жизненного опыта.
Содержание работы
Целевая аудитория: лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации (смерть, насилие, инцест, убийство, аборт, сиротство, наркотическая и алкогольная зависимость, изгнание, отвержение, одиночество и др.)
1 Этап. Написание книги в форме писем и метафорических зарисовок происходило в процессе работы с клиентом. Письма зачитывались или проговаривались вслух. Каждое письмо, представленное в книге, отразило какую-то одну жизненную ситуацию.
2 Этап. Презентация книги. Чтение писем вслух. Обнаружение своего письма. Обсуждение проблемы и возможность посмотреть на свои имеющиеся ситуации, прожить с группой вытесненные чувства, проговорить их, обнаружить связь с миром.
3 Этап. Использование книги в работе психологов и психотерапевтов. Обратная связь по процедуре и по результатам работы. Психолог выбирал письмо или несколько писем и зачитывал их клиенту. Клиент при необходимости составлял текст своего письма. Психолог предлагал клиенту найти письмо, которое тот мог бы написать адресату. Клиент читал книгу и говорил о посланиях, которые он нашел для себя, об инструментарии для выхода из сложившейся ситуации.
4 Этап. Использование книги «Где полотна связующая нить. Ресурсные нарративы» широким читателем в качестве самопомощи. Письма и отзывы от читателей, в которых говорится о принятии обстоятельств, ситуации, события, своей жизни и жизни другого человека, о возвращении к активной жизнедеятельности.
Результаты
- Более 100 клиентов приняли непосредственное участие в психологическом консультировании и в той или иной форме получили письма. Некоторые их письма вошли в книгу «Где полотна связующая нить. Ресурсные нарративы».
- Проведены три презентации книги (Тюмень, Минск, Санкт-Петербург).
- Участие с темой «Ресурсные нарративы в работе психолога с кризисными ситуациями» на 2-ой Международной научно-практической конференции АППК «Интеграция психологической практики и коучинга: новые грани развития» 10-11 ноября 2016 г., г. Москва.
- Публичные и личные отзывы и письма коллег и читателей (Москва, Санкт-Петербург, Минск, Тюмень, Салехард, Пермь, Мурманск, Сыктывкар, Омск, Каменск-Уральский, Тарко-Сале, Муравленко, Гомель, Стокгольм и др.).