Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Комплексная программа по психолого-педагогической подготовке детей к обучению в школе»


Актуальность
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы
  отмечена необходимость введения «Предшкольного образования» - образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных возможностей  для последующего обучения в начальной школе. В комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ  входит разработка и апробация примерных программ образования детей старшего дошкольного возраста. Поэтому создание данной «Комплексной программы» отвечает требованиям сегодняшнего дня, является актуальным и перспективным в рамках решения государственной задачи по повышению доступности общего образования, выравниванию стартовых возможностей детей при подготовке их к обучению в школе.

В Концепции содержания непрерывного образования, утвержденной ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003, указано, что «…ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности,  инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.» Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и  осуществлять самоконтроль. Важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важным являются навыки речевого общения, развитие мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.

Социальная, научная и практическая значимость
Анализ результатов ежегодного мониторинга на предмет  школьной зрелости выявил, что дети имеют недостаточный (низкий) уровень психологической готовности по следующим показателям: зрительно-моторная координация – 48,3 %, произвольное внимание - 47,8 %, развитие мелкой моторики руки - 42,2 %, формирование учебной мотивации - 36,6%, умение ориентироваться на листе бумаги - 26,6 %, развитие общей осведомленности - 29,7 %, развитие логического  мышления - 19,6 %. Исходя из полученных диагностических данных, следует сделать вывод, что дети, с которыми родители обращаются на консультации по вопросам готовности к школе, нуждаются в коррекционно-развивающих занятиях. Родителям будущих первоклассников необходима консультативно-просветительская помощь, т.к. большинство из них не имеют педагогического образования и не знакомы с возрастными особенностями детей 5-6 лет.

Проблема обучения и развития шестилетних детей многоаспектна. Одной из важнейших ее составляющих является психологическая концепция этого возраста. Разработкой этой концепции в конце семидесятых – начале восьмидесятых годов занимался коллектив под руководством выдающегося отечественного психолога Д.Б.Эльконина.  В соответствии с периодизацией развития ребенка, предложенной Д.Б.Элькониным, любой детский возраст характеризуется определенным типом ведущей деятельности. В дошкольном детстве  ведущей деятельностью ребенка является игровая. Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и памяти, мышления, восприятия, речи. Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста оказывает продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование.  

Значение для развития психологии
Популяризация и повышение значимости профессии психолога среди педагогов и родителей. Пополнение практического опыта (арсенала) совместной работы психолога с родителями, детьми и другими специалистами.

Цели
Целью комплексной программы является психолого-педагогическая подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста, позволяющая им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы. Аудитория: родители и дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Основное содержание работы
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. Для индивидуального обследования каждого ребенка до и после занятий используется набор диагностических методик, разработанных специалистами РГПУ им. А.И.Герцена. Результаты диагностики заносятся в «сводную ведомость». В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а так же те, которые нуждаются в дополнительных занятиях.   Для таких детей составляются индивидуальные программы развития, даются необходимые рекомендации. Для лучшего ознакомления родителей с методами и приемами работы, содержанием развивающих игр и упражнение с детьми, одним из условий проведения занятий является желательное присутствие на них одного из родителей. Еженедельно родители получают групповые и/или индивидуальные консультации специалиста в соответствии с темой проведенных занятий (модуль «Просветительско-консультативная работа с родителями»). Индивидуальные консультации с родителями по результатам обследования каждого ребенка до и после занятий на предмет психологической готовности  к школе проводит педагог-психолог.  С целью повышения эффективности проведения занятий по подготовке к школе и удовлетворения потребностей детей и родителей по окончании программы проводится анонимное анкетирование родителей.  Занятия по комплексной программе отличаются от школьных уроков. Они строятся на интегрированной основе с использованием игры и практической деятельности. Во время занятий дети учатся общению, правилам поведения в школе. Занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения со взрослыми (боязнь допустить ошибку, ярко выраженная тревожность, невротические расстройства и т.д.).

Программа включает в себя 60 занятий с детьми и 12 занятий с родителями, разбита на 7 учебных модулей:
-  Математика и основы грамоты -30 занятий
по 6 занятий:
- Развитие произвольного внимания и памяти                                           
- Развитие мышления 
- Развитие связной речи 
- Развитие мелкой моторики руки
- Развитие осведомленности, восприятия, воображения, ориентировки в пространстве
- Просветительско-консультативная работа с родителями -12 занятий.

Результаты
Программа  апробирована в I полугодии 2008 года и имеет положительные результаты. Высокую эффективность показывают занятия    по развитию сенсомоторной координации (74 %), по формированию учебной мотивации  (73 %),  по развитию произвольного внимания  и памяти (73 %), по развитию мелкой моторики руки (73 %) по развитию мышления (68 %).  В анкетах обратной связи по окончании занятий родители отмечают высокий уровень преподавания и внимательное отношение специалистов к детям,  доступность и занимательность материала, значительные успехи детей.

Вывод
Данная программа закладывает прочную основу в дальнейшем образовании дошкольников. Она универсальна и готовит будущих первоклассников к занятиям по любой учебной  программе начальной школы.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su