Актуальность исследования определяется необходимостью осмысления процесса психолого-педагогического сопровождения подростков с высоким уровнем агрессии в образовательной школе. Проблема агрессивного поведения подростков вызывает научно-практический интерес исследователей. В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для проявления агрессивного поведения. Нарушения поведения подростков является актуальной проблемой, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту. Психолого-педагогический эксперимент, направленный на исследование психолого-педагогического сопровождения подростков с высоким уровнем агрессии в общеобразовательной школе был проведен на базе МБОУ СОШ №42 г. Ставрополя в период с сентября 2014 г. по апрель 2015 г. В качестве контингента испытуемых выступили учащиеся 7«А» и 7«Б» классов, которые были разделены на 2 группы: контрольную (23 человека) и экспериментальную (18 человек). Психолого-педагогический эксперимент имел свою цель, задачи, принципы эксперимента и этапы проведения.
Цель эксперимента состояла в выявлении начального уровня агрессии, эффективности разработки и проведения программы по снижению уровня агрессии у подростков.
Задачи эксперимента:
-
Выявить сущность и педагогические условия психолого-педагогического сопровождения подростков с высоким уровнем агрессии на основе психолого-педагогического подхода.
-
Разработать программу по снижению уровня агрессии у подростков в общеобразовательной школе.
-
Проверить эффективность программы и разработать методические рекомендации педагогам-психологам по работе с агрессивными подростками.
-
Провести сравнительный анализ данных, полученных в эксперименте между контрольной и экспериментальной группами.
Для упорядочения хода психолого-педагогического эксперимента были определены следующие его этапы: констатирующий, формирующий и контрольный.
Методики для обследования подбирались с учетом возрастных показателей применения, информативности, возможности группового проведения, простоты и быстроты обработки. На констатирующем этапе исследования было проведено диагностическое обследование в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах. Для этого были использованы следующие методики: методика Г.Ю. Айзенка «Диагностика самооценки, психических состояний»; методика Л.Г. Почебут «Диагностика агрессивного поведения»; методика К. Томаса «Описания поведения»; методика Л. Михельсона «Тест коммуникативных умений»; методика А. Басса и А. Дарки «Диагностика уровня агрессии».
Диагностика характера и причин агрессивного поведения у подростков осуществлялась методом сравнительного анализа показателей. В результате было выявлено, что у участников экспериментальной группы наиболее высокий уровень агрессивного поведения по сравнению с контрольной. Контрольной группе соответствуют низкие и средние показатели агрессивного поведения. Участники экспериментальной группы наиболее склонны к соперничеству в конфликтных ситуациях, реже к компромиссу, стремление сотрудничать на низком уровне по сравнению с контрольной.
Результаты методики А. Басса и А. Дарки «Диагностика уровня агрессии» показали, что высокие показатели агрессии соответствуют в основном экспериментальной группе. У контрольной группы преобладают средние и низкие показатели агрессии по всем шкалам методики.
В результате проведенного диагностического исследования можно сделать вывод, что подростки нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении по снижению уровня агрессии. Для профилактики агрессивного поведения нами была составлена и реализована программа по психолого-педагогическому сопровождению подростков с высоким уровнем агрессии. Реализовывалась программа в экспериментальной группе.
Психолого-педагогическое сопровождение подростков с высоким уровнем агрессии должно сопровождаться параллельно работе со взрослыми, его окружающими - родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин агрессии в работе с учащимися необходимо делать несколько акцентов:
-
изменение негативной установки по отношению к подростку на позитивную;
-
изменение стиля взаимодействия с детьми;
-
расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.
Для проверки эффективности программы по психолого-педагогическому сопровождению подростков с высоким уровнем агрессии нами было проведено контрольное диагностическое обследование в экспериментальной группе. Диагностика включала в себя методики, используемые на констатирующем этапе.
У участников экспериментальной группы значительно снизились высокие показатели агрессии и тревожности. Средние и низкие показатели увеличились, что говорит об эффективности проведенных занятий. Из полученных результатов следует, что у участников экспериментальной группы снизились высокие показатели вербальной, физической, предметной агрессии. На контрольном этапе исследования высокие показатели агрессии снизились почти вдвое. Участники экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента выбирают позицию компромисса или приспособления, учащиеся, которые ранее выбирали позицию соперничества теперь наиболее склонны к компромиссу; были склонны к агрессивному поведению теперь предпочитают компетентный тип реагирования, но при это несколько человек стали придерживаться зависимому типу реагирования, высокие показатели общей агрессивности и враждебности снизились на 20%. Такие показатели как вербальная агрессии и физическая агрессия также снизились на 15%. Чувство вины и обиды у учащихся снизились на 5%.
Обобщая все вышесказанное можно утверждать, что программа по психолого-педагогическому сопровождению показала значительное снижение уровня агрессии и негативных психических состояний подростков в экспериментальной группе, а также нормализацию психологического состояния подростков. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с высоким уровнем агрессии становится не только педагогически значимой, но и психологически необходимой. Сопровождение рассматривается как совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин и условий, вызывающих социальные отклонения в поведении подростков.