- Панькова (Скотникова) Анна Михайловна
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Института психологии УрГПУ, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» (Екатеринбург)
- Соловьева Елизавета Михайловна
старший преподаватель кафедры общей психологии, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» (Екатеринбург)
Организация: ФГБОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет", Институт психологии
Актуальность, новизна, значимость проекта
В настоящее время профессия психолога, педагога-психолога по-прежнему является привлекательной для выпускников школ и востребованной на рынке труда.
Вместе с тем, вопрос о способах формирования профессиональной компетентности студентов остается значимым и дискуссионным. В этой связи становится актуальным поиск и разработка таких образовательных технологий, которые позволили бы решить задачу личностного и профессионального развития студентов в условиях обучения в вузе с учетом современных требований к уровню профессиональной, личностной, общекультурной подготовки будущих специалистов. Одной из образовательных технологий, позволяющих студентам вовлекаться в решение социально важных проблем, вести диалог и осуществлять обмен опытом, применять имеющиеся знания и развивать профессионально важные компетенции, формировать профессиональную позицию, может выступать Всероссийская студенческая олимпиада по психологии и педагогике (в дальнейшем ВСО). Олимпиадное движение является перспективным направлением в области решения задач, задаваемых современным обществом, рынком труда и образовательными стандартами третьего поколения.
Кроме того, существует потребность в осмыслении опыта, психолого-педагогических эффектов систематического проведения ВСО, а также необходимость научно-методического обеспечения этого образовательного процесса. В учебно-методическом пособии представлен результат обобщения и осмысления десятилетнего опыта проведения Всероссийской студенческой олимпиады по психолого-педагогическому образованию, впервые описана технология проведения ВСО.
Результаты, выводы
За 10 лет проведения олимпиад, организаторы убедились в том, что она позволяет:
- создать социокультурную среду для личностно-профессионального развития обучающихся, формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов благодаря использованию активных и интерактивных методов обучения;
- обеспечивать постепенное вхождение будущих специалистов в профессиональное сообщество посредством организации встреч с профессионалами, экспертами психолого-педагогической деятельности;
- актуализирует творческий потенциал студентов, повышает интерес к профессиональной деятельности, обретению профессиональной идентичности;
- повышает академическую мобильность, стимулирует научное творчество, профессиональное сотрудничество между студентами, преподавателями вузов РФ и профессиональным психолого-педагогическим сообществом.
Авторы пособия стали победителями в конкурсе учебных изданий «Учебник для психолого-педагогического образования» в номинации «Учебное издание по профилю "Психология образования"». Пособие рекомендовано УМО вузов РФ по психолого-педагогическому образованию для обучающихся по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (решение Совета УМО от 13.10.2014, протокол №6).
Пособие рекомендовано студентам, аспирантам, преподавателям, слушателям курсов повышения квалификации, специалистам системы образования, а также всем тем, кто интересуется проблемами в области психологической науки и практики.