Номинация «"Психология – людям!", или Просветительский психологический проект года»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Научно-популярное издание "Психология вандального поведения"» (книга)

Авторы:

  • Воробьева Ирина Владимировна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления, ФГБОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет", (Екатеринбург)

  • Кружкова Ольга Владимировна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления, ФГБОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет", (Екатеринбург)

Организация: ФГБОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет"

Актуальность, новизна, значимость проекта

Вандализм – распространенный феномен, существовавший во все времена и во всех типах социальных культур. В современной науке его принято относить к одному из видов девиантного поведения без глубокого рассмотрения его специфических детерминант. Однако выбор человеком вандализма как способа отреагирования внутренней напряженности является следствием существенных изменений в системе норм, социальных установок и ценностей, затрагивающих ядро личности. Таким образом, обобщение существующих теоретических подходов и результатов эмпирических исследований психологической основы вандального поведения позволит сформировать более полное представление о данном явлении, о его распространения в современном обществе и эффективных средствах противодействия ему. 

Основное содержание работы

В книге рассмотрены различные дефиниции понятия вандализма с позиций мульти дисциплинарного подхода. Помимо этого, представлен обзор немногочисленных на сегодняшний день теорий, объясняющих подобные формы деструктивного взаимодействия человека с окружающей его материально-предметной средой. Рассмотрены возможные мотивы вандального поведения и предложен авторский вариант причин, побуждающих человека к подобному поведению. Особую ценность работе придает попытка описания генезиса вандализма, начиная с ранних детских возрастов, заканчивая периодом зрелости. Кроме того, осуществлен поиск потенциальных причин вандальной активности ребенка, подростка и юноши.
 
Отдельным блоком в работе заявлены возможности диагностики данной формы девиантного поведения личности, которые подробно описаны с учетом возрастной специфики респондентов. Также книга содержит авторский инструментарий, позволяющий измерить склонность человека к совершению вандальных действий: опросник мотивов вандального поведения и карту наблюдения за поведением ребенка в процессе его взаимодействия с предметно-материальным миром вещей. Наибольшую ценность и практическую значимость, несомненно, имеет та часть работы, которая посвящена вопросам предупреждения и профилактике вандального поведения. Анализ существующих на сегодняшний день мер по решению этой актуальной проблемы, показал, что все они носят санкционный характер и не затрагивают проблему личностной готовности человека к вандальным актам, что существенно снижает их превентивность. Представленная в работе программа, основанная на многочисленных эмпирических данных, имеет несколько модулей, позволяющих более точечно воздействовать на мотивацию потенциального вандала, и как следствие обнаруживает большую эффективность по коррекции данной модели девиации.

Вывод

Книга будет интересна педагогам, руководителям образовательных учреждений, социальным работникам, студентам и магистрам педагогических и психологических направлений подготовки, родителям и всем тем, кто намерен разобраться в проблеме повсеместного распространения вандального поведения в современном обществе.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Книга года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе