- Абакумова Ирина Владимировна
доктор психологических наук, декан факультета «Психология, педагогика и дефектология», Донской государственный технический университет (Ростов-на-Дону)
- Ермаков Павел Николаевич
доктор биологических наук, заведующий кафедрой психофизиологии и клинической психологии Академии психологии и педагогики, Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону)
- Кара Жанна Юрьевна
(Ростов-на-Дону)
- Москаленко Анна Евгеньевна
кандидат психологических наук, (Таганрог)
Организация: Академия психологии и педагогики Южного федерального университета
Актуальность
Актуальность обозначена в необходимости иного подхода к восприятию социальной рекламы, а именно, с позиции ценностного аспекта, так как только с привнесения адекватных ценностей через социальную рекламу происходит положительное формирование человека, его сознания, поведения, смысложизненных ориентаций.
Новизна
Впервые установлены ориентиры направленного воздействия социальной рекламы на смысложизненные ориентации подрастающего поколения с целью формирования личностных установок, ориентированных на ценности, позиционированные обществом и государством как позитивные и социально поощряемые.
Значимость
Обоснован новый аспект возможности использовать новый смысловой подход в психотехнологии для работы по созданию социальной рекламы для детей; работа вносит вклад в развитие идеи психологического воздействия социальной рекламы на детей.
Основное содержание работы
В первой главе учебника рассматривается значимость ценностного аспекта в жизни человека в контексте восприятия социальной рекламы. Социальная реклама ориентирована на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и к его нравственным ценностям. Наиболее эффективный подход в восприятии социальной рекламы, когда создается образ мира, более глубокое проникновение моральных, нравственных, поведенческих норм. На анализе плакатного искусства, как социальной рекламы, показано смысловое воздействие на воспринимающего.
Во второй главе рассматриваются психологические особенности подростков при восприятии социальной рекламы. Выделены критерии позволившие выявить уровни ценностно-смыслового принятия социальной рекламы подростками.
В третьей главе рассматривается информационное воздействие на картину мира посредством разных модальностей искусства (изобразительное искусство, литература, живопись, кино, телевидение) при восприятии социальной рекламы. Безусловное влияние имеет трехуровневое воздействие искусства на человека - психологическое, психофизиологическое, психолого-эстетическое.
Выводы
- Выявлены стратегии восприятия социальной рекламы подростками: стратегия аналитическая; стратегия синтетическая; стратегия аналитико-синтетическая; стратегия эмоциональная.
- Психотехнологии как смыслотехническое воздействие в социальной рекламе осуществляется с помощью двух основных методов: на основе идентификации; используя аксиологические приемы, направленные на ценностную сферу личности.
- Наиболее перспективной технологией направленной трансляции смыслов при восприятии социальной рекламы является диалог как средство инициирования смыслообразования подростков, поскольку именно диалог и выступает катализатором смыслообразования, запускающим «поток сознания», переход от потенциального к актуализированному, определяя уровень смысловой насыщенности визуального контекста социальной рекламы и приоритеты его ценностно-смысловых центраций.