Актуальность, новизна, значимость проекта
Всплеск суицидальной активности в большинстве экономически развитых стран мира ставит вопрос о факторах суицидального поведения и выработке системы превентивных средств. В 1999 году ВОЗ приступила к осуществлению программы SUPRE — всемирной инициативы по превенции самоубийств, в связи с чем было рекомендовано странам с высоким и средним уровнем суицидальной активности разрабатывать и внедрять национальные превентивные программы, с учетом специфических проявлений данной проблемы, а также, культурных традиций, системы ценностей и особенностей социальной структуризации в каждой отдельной стране. Россия продолжает оставаться в числе стран с высоким и очень высоким уровнем суицидов, а по числу подростковых суицидов занимает первое место в мире.
В связи с этим остро стоит вопрос о разработке системы превентивных средств. В свете вышеизложенного был проведен Всероссийский конкурс программ родительского всеобуча, который проводился в целях повышения эффективности профилактики детского суицида; обновления научно-методического обеспечения профилактической работы с родителями в системе образования, внедрения современных форм и методов просвещения родителей. На конкурс поступило 188 программ из 47 регионов России, ориентированных на повышение компетентности родителей в области превенции суицидального риска среди подростков.
Основное содержание работы
В настоящем методическом пособии представлены лучшие программы участников конкурса программ родительского всеобуча; их отличает целостность и логическая последовательность в обосновании различных направлений работы с родителями в сфере профилактики суицидального риска. Большинство поступивших работ отличаются высоким научно-методическим и технологическим уровнем. Несомненным плюсом этих программ является их многоаспектность, они доступны как начинающим, так и весьма опытным психологам, которые могут обращаться к представленному материалу как к источнику нового профессионального опыта, комбинируя его с другими наработками в соответствии с собственными целями и задачами.
Все разделы методического пособия сопровождаются комментариями редактора (Заметки на полях), которые позволяют читателю понять логику и системность представления материала.
Результаты, выводы
Вниманию читателя предлагаются такие разделы программ как учебно-методический план, содержание занятий и описание практических занятий (тренинга). Описание методического инструментария, прямо или косвенно ориентированного на диагностику суицидального риска у подростков, вынесен в отдельный раздел пособия. Так как в век Интернета найти теоретический материал по проблеме суицидальной активности подростков не составит труда, данный блок информации максимально был сокращен.
Представленное методическое пособие может стать подспорьем педагогам и психологам в профилактике детского суицида — в работе, призванной помочь ребенку «устоять» в трудной жизненной ситуации.