Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольников от 2 до 7 лет» (учебно-методическое пособие в соответствии с ФГОС, 2-е издание, 2016 год)


Автор:
Название программы включает в себя два понятия - цвет и творчество - которые непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве определяющей цели. Уникальность и значимость изобразительной деятельности в том, что она развивает эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребенка, пробуждает способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве. Цвет – одно из наиболее ярких, выразительных средств в дошкольном возрасте. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают.  Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он и использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею.
 
Программа «Цвет Творчества» адресована воспитателям дошкольных учреждений, психологам, руководителям кружков и изостудий, студентам  педагогических колледжей, вузов, гувернерам,  родителям  на практике осваивающих новые виды изобразительной деятельности в  работе с детьми дошкольного возраста.
 
Программа может рассматриваться как самостоятельная модель по изобразительной деятельности от младшего до подготовительного к школе возраста. Принципиальное отличие программы состоит в том, что уже в младшем дошкольном возрасте ребенок погружается в атмосферу творчества, который содействует развитию духовного потенциала ребенка.

Цель программы:

Через развитие максимально возможной индивидуализации изобразительной деятельности дошкольника, используя интегрированное построения творческого процесс, помочь ребенку стать творческой личностью, проявить свои художественные способности в разных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи:

  • Развитие чувственно-эмоционального отношения к действительности, художественной культуре;
  • Формирование художественно-образного мышления средствами разных видов искусств и их взаимопроникновения на основе принципа ассоциативности;
  • Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности дошкольника;
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства (живопись, графика, коллаж, аппликация, витраж, мозаика); игры-занятия, развивающие абстрактное мышление; использование методических пособий, дидактических игр по развитию цветовосприятия; художественных произведений детей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.

Основные принципы программы:

  1. Принцип поэтапности «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
  2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
  3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
  4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.

Универсальность программы

Универсальность программы заключается в разработке новой структуры занятия по изобразительной деятельности, в основе которого лежит «творческий замысел». Универсальность определяется переходом от регламентированной работы к вариативности и творчеству в каждой возрастной группе. Основная идея — развитие творческого потенциала личности дошкольника, ассоциативно-образного восприятия цвета через систему интегрированных заданий. 
 
Программа может рассматриваться как самостоятельная модель дошкольного образования по изобразительной деятельности. 

Совместная деятельность взрослого и ребенка

Роль взрослого — сам педагог выступает в роли организатора, участника и художника творческого процесса. 
«Организатор» - ставит перед детьми определенные задачи, предлагает определенные способы или средства их разрешения, оценивает правильность действий. 
«Участник» - включенный в общую деятельность с детьми, он изнутри этой деятельности вводит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрирует разные способы действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы.
«Художник» - создает развивающую среду, предметный мир ребенка, демонстрирует свои изобразительные навыки.

Творческий замысел

Творческий замысел - метод, выходящий за рамки узкой задачи, - метод художественно-творческой работы. Можно выделить существенные стороны творческого замысла:
  • наблюдательность, накопление материала, который может быть использован в будущей творческой работе. Это частичные образы, накапливающиеся пока еще без определенной связи с замыслом, просто как характерные или чем-то примечательные черты окружающей действительности;
  • замысел вначале выступает просто как идея будущей работы, как некая задача, которую ребенок поставил перед собой. Эта задача пока еще не получила выражения в определенном образе, для этого необходима дальнейшая деятельность воображения:
  • поиски решения задачи и нахождения образного выражения идеи делаются в процессе творческой работы.
Книга «Цвет Творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольников от 2 до 7 лет» - основное методическое пособие, которое включает в себя:
  • пояснительную записку (цели, задачи, принципы, универсальность);
  • практическое содержание программы (организация совместной деятельности, творческий замысел, ощущение цвета, роль взрослого);
  • характеристику ступеней программы (младший, средний, старший, подготовительный возраст, задачи творческого развития, взаимодействия с родителями);
  • совместную деятельность по художественному творчеству в детском саду;
  • материалы, применяемые в изобразительной деятельности;
  • технологии работы (конспекты, цветные иллюстрации);
  • особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста;
  • основы дизайна для дошкольников.
Творческие задания для совместной деятельности представлены отдельными книгами:
  • «Цвет Творчества. Младшая группа»
  • «Цвет Творчества. Средняя группа»
  • «Цвет Творчества. Старшая группа»
  • «Цвет Творчества. Подготовительная группа»
Приложения:
  • «Новый Год. Рождество»
  • «День Защитника Отечества»

Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su