Актуальность
Длительный запрет психоанализа в России и многочисленные искажения его сути помешали адекватному восприятию научных открытий психоаналитиков. В то же время в обществе переосмысливалась общекультурная роль психоанализа. Понятие бессознательного, теория психической травмы и влечений, концепция психической реальности и психосексуального развития постепенно входили в научный дискурс и обыденную речь, но понимание их глубокого содержания и смысла все еще отсутствовало. До недавнего времени преподавания психоанализа рассматривалось как нечто невозможное и противоречащее традиции. Утверждение первого российского института психоанализа позволило преодолеть «кастовую» систему подготовки психоаналитиков и ввести преподавание основ психоанализа практически во все университетские курсы по подготовке психологов, врачей, философов, педагогов, культурологов, что значительно повысило необходимость написания учебника по психоанализу.
Интерес общественности и потребности образования инициировали авторов на создание книги, в которой преподавателями института изложен курс лекций по классическому и современному психоанализу, отвечающий запросам широкого круга читателей.
Новизна
Попытки создания учебника психоанализа предпринимались и ранее (Ч.Бреннер, К.Меннингер, Р. Гринсон), но в них были представлены всего несколько тем, что не позволяло получить системного видения психоанализа. Новизна данной книги состоит в том, что в ней авторы стремились охватить все основные психоаналитические концепции и изложить их в той последовательности, которая позволяет любому образованному человеку составить общее представление о психоанализе.
Следуя традиции Фрейда описывать сложные психологические феномены доступным и высокохудожественным языком, без чрезмерного «онаучивания» психоаналитического понятийного аппарата, авторы книги последовательно изложили все разделы психоанализа, описали десятки психологических законов и феноменов, проявляющихся, как в норме, так и в патологии
Значимость проекта
Структура и содержание книги позволяют читателю рассмотреть учение З.Фрейда и его последователей как влиятельное направление психологии и значимый факт науки и культуры. Доступность психоаналитических текстов, галерея портретов, богатый иллюстративный материал оживляют «лицо психоанализа», обогащают научную картину мира, заставляют пересмотреть взгляды на природу психического. Особое внимание уделяется психоанализу культуры и психоанализу художественного творчества, современным тенденциям развития психоанализа на примере Петербургской школы.
Основное содержание работы
В книге представлены фундаментальные концепции и основные понятия классического и современного психоанализа, последовательно изложены теория бессознательного, психоаналитическая теория сновидений, переноса, сопротивления и психологических защит, неврозов, пограничных расстройств и психозов, а также теория психосексуального развития ребенка, концепция Эдипова комплекса, теория влечений и психических травм.
Результаты, выводы
Знакомство с книгой вдохновило студентов на углубленное изучение психоанализа как раздела современной психологии.
Широкий резонанс изданная книга получила не только в образовательном сообществе, но и у медицинских работников, деятелей культуры, политических лидеров. В адрес научного редактора, ректора Восточно-европейского института психоанализа пришло немало благодарностей за представление психоанализа в философском, клиническом и прикладном аспектах, что позволяет адекватно переосмыслить происходящие в современном мире события.
Востребованность научным сообществом и широкой общественностью учебника по психоанализу побудило авторский коллектив дополнить и расширить представленный в книге материала и подготовить его переиздание.