- Сенатская Светлана Константиновна
педагог-психолог, ГАОУ ВО МГПУ, (Москва)
- Федотова Элина Леонидовна
психолог, (Москва)
Организация: Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы
Психологическая социальная игра «Обычные семьи - необычные дети» - авторская модификация «Психологической игры для всей семьи» Г. Хорна - рабочий инструмент в практической психокоррекционной работе с семьями, имеющими детей с особенностями развития.
Актуальность данной работы несомненна при инклюзивной направленности современного российского общества. Эффективная помощь ребенку с ОВЗ предполагает включение в коррекционный процесс всей семьи ребенка и его близкого окружения. Социальная адаптация семьи, находящейся в ситуации хронического стресса, зачастую затруднена, и ей требуется помощь и поддержка специалистов. Однако в практике психолога на данный момент недостаточно инструментария именно коррекционной работы с близкими особого ребенка, в отличие от имеющейся уже широкой батареи диагностических методик.
Именно с целью повышения уровня качества жизни и улучшения социальной адаптации всей семьи: родителей и детей (с 5 лет) особых и типично развивающихся, в результате осознания своих чувств и мыслей и возможности ими поделиться в безопасной обстановке, была создана психологами-практиками данная игра. Это модификация социальной игры Г.Хорна «Зогенция» (адаптированная в РФ как «Психологическая игра для всей семьи» Е.Хеллингер). Данный вариант игры предназначен для консультирования семей, при ведении родительских, детско-родительских и сиблинговых групп, для индивидуальных диагностических и коррекционных занятий. Также игра используется на семинарах со специалистами - педагогами для лучшего понимания ими внутрисемейных и социальных процессов, в которых находится семья особого ребенка.
Игра «Обычные семьи-необычные дети» представляет собой колоду из 150 карточек с утверждениями, характеризующими различные аспекты социальной и эмоциональной компетентности, свойственной данной категории семей. Участники подбирают подходящие себе карточки, обсуждают и аргументируют разные позиции. Карточки можно предлагать другим или отправлять в «корзину для мусора». Ведущий – психолог, не являясь игроком, управляет игровым процессом, контейнируя сильные эмоциональные реакции, и создает безопасное игровое пространство. Игра помогает осознать и отреагировать свои чувства и переживания, уменьшить эмоциональное напряжение; поделиться непростыми мыслями и обнаружить, что ты в них не одинок; получить обратную связь от других и адекватно воспринять сложившуюся ситуацию; гармонизировать внутрисемейное общение, оказать и принять поддержку; осознать и проанализировать табуированные обществом темы, открыть новые возможности и ресурсы во взаимодействии с родными и социумом, поверить в свои силы и развить уверенность.
Отпечатанная в серии «Социальные игры Гюнтера Хорна», игра успешно апробирована и используется психологами в практике с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья; представлена на конференциях и обучающих семинарах.