- Глибина Елизавета Леонидовна
педагог-психолог, МБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №9», Городской Центр развития семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Наши дети», (Череповец)
Организация: Благотворительный фонд "Дорога к дому"
Когда в семье появляется «больной» ребенок, как правило, основные заботы ложатся на плечи женщины. Мама полностью посвящает себя ребенку, забывая о себе. Наш опыт показывает, что участие такой мамы в группах поддержки позволяет ей вырваться из замкнутого круга проблем, начать творить и находить дополнительные внутренние ресурсы, улучшая тем самым качество своей жизни и жизни ребенка.
«Пусть всегда буду Я!» - именно такой лозунг мне хотелось провозгласить для мам, да и для всех женщин, которым выпала судьба преодолевать разные трудности.
Предлагаемый мастер-класс адресован психологам и другим специалистам, призванным оказывать поддержку. В ходе мастер-класса участники-психологи могли:
- познакомиться с опытом проведения групп поддержки для женщин, воспитывающих детей с ранним детским аутизмом и создавших общественную организацию «Я могу» в г. Череповце Вологодской области;
- узнать о специфике создания программы группы поддержки и выборе приоритетных тем для работы;
- принять участие в творческом практикуме «Где Я? Кто здесь?» с использованием стилизованных фотооткрыток;
- получить в подарок ресурсную фотооткрытку.
Неожиданно для себя перед проведением мастер-класса я волновалась, хотя все равно причины были:
- потому что тема связана с переживаниями и сильными эмоциями тех женщин, о которых я рассказывала и которые рассказали о себе в фильме (фильм монтировался специально для мастер-класса, получился «живым», искренним и вызвал очень эмоциональный отклик у всех участников);
- потому что мастер-класс снимали для он-лайн трансляции, а это ответственно для ведущего (но, надо признаться, через несколько минут после начала я уже забыла о съемках, «захватили» участники – заинтересованные, взволнованные и очень желающие практики!!!)
О практике. Для мастер-класса были подготовлены стилизованные открытки, они и явились моими помощниками, посредниками и вдохновителями. Удивительно, что работая с людьми, каждый раз поражаюсь – какие все разные, утонченные, необыкновенные. Наверно, специалисты, которые попали на мастер-класс, были не случайными. Неожиданно, но даже совпровождавшие мастер-класс администратор и оператор оказались вовлеченными в процесс – благодаря активности других участников. Надеюсь, они не пожалели об этом.
За короткий промежуток времени мы выбирали открытки, искали в них отклик, обсуждали, делились, переживали, рисовали, презентовали и … наконец – дарили подарки (эти же открытки) себе и другим. Часто ли в жизни мы имеем возможность дарить что-то себе и малознакомому человеку? Так случилось, что к окончанию мастер-класса в нашей группе по нашему же ощущению - не было малознакомых. Были единомышленники, были «близкие» по разным причинам и основаниям.
По замыслу автора (то есть меня))) все открытки к окончанию занятия должны были «разойтись» по участникам, чтобы остаться им как ресурс, как память. Так и произошло. Самое интересное, что произошло незапланированное. Мне тоже подарили «мою» же открытку. Одна из участниц подарила «мне меня». До сих пор разглядываю этот подарок. Так странно и так приятно. Есть такой анекдот – «учитель объяснял, объяснял и … сам понял..». Перекладываю на себя, с улыбкой думаю – «тренер терапировал, терапировал и … сам вдруг ощутил такую чудесную благодать…». Спасибо Вам, мои участники.
Мамы детей с ограниченными возможностями здоровья (фильм для психологов-участников мастер-класса)
«Пусть всегда буду Я!»
Особенности проведения групп поддержки для женщин, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
(мастер-класс для психологов)
Особенности проведения групп поддержки для женщин, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
(мастер-класс для психологов)