Номинация «Психологический инструмент года»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Использование кинетического песка в коррекционных, развивающих и диагностических мероприятиях с младшими школьниками» (коррекционно-развивающая программа)

Автор:

Организация: МАОУ сош 1 им.И. А.Куратова с углубленным изучением отдельных предметов

Актуальность программы

Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой учебной деятельности во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.
Одним из методов коррекции обнаруженных нарушений является интегративная модифицированная терапия на основе кинетического песка. Главное преимущество данного метода - полифункциональность: игры с кинетическим песком могут решать как коррекционные и развивающие задачи, так и использоваться для нормализации актуального эмоционального состояния. А также песочная терапия имеет огромный потенциал как один из диагностических проективных методов и может использоваться в комплексе мероприятий в работе как с детьми, так и со взрослыми.
Кроме этого, игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия, как одно из направлений психолого-педагогической арт-технологии, приобретает все большую актуальность при работе с детьми. 

Новизна

В программе используется инноваионный материал– (kinetic sand) кинетический песок, состоящий из чистого кварцевого песка и полимерных материалов в разных пропорциях. Состав кинетического песка дает возможность удерживать песчинки и они рассыпаются иначе, чем обычный песок, добавляя свойства пластичности, рассыпчатости и полувлажности одновременно. Кинетический песок гипоаллергенен, нетоксичен, не требует дополнительной обработки в использовании и обладает антибактериальными свойствами. 
Преимуществами песочной терапии с использованием кинетического песка являются:
  1. Доступность материала.
  2. Отсутствие необходимости специального оборудования и помещения.
  3. Экономия профессиональных ресурсов педагога-психолога за счет переноса вербальных форм взаимодействия в мануальные.

Цель программы

Предупреждение и устранение отклонений в поведении, развитие эмоционально-волевой сферы, произвольности психических процессов; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи программы

  • развитие памяти, внимания, мышления, речи ребенка;
  • снижение уровня тревожности, релаксация;
  • формирование социальных и коммуникативных навыков;
  • развитие зрительно-пространственной   ориентировки;
  • развитие творческих (креативных) способностей;
  • развитие рефлексии;
  • коррекция отклоняющегося поведения.

Основные этапы реализации программы

  1. Диагностический этап – проведение диагностического исследования с целью определения дефицитарных особенностей учащихся.
  2. Консультативный этап – индивидуальные консультации по результатам диагностического исследования.
  3. Коррекционно-развивающий этап – проведение коррекционно-развивающих занятий. 
  4. Аналитический этап – оценка результатов с помощью психологических диагностических инструментов, результаты наблюдений родителей и взрослых.
Темы занятий коррекционно-развивающего блока программы:
  1. Снятие напряжения, развитие восприятия. Развитие тактильных ощущений, увеличение словарного запаса в ходе обобщения чувственного опыта.
  2. Развитие самосознания, снижение уровня тревожности, агрессивности.
  3. Развитие умения пользоваться ресурсными состояниями; снятие напряжения.
  4. Умение распознавать эмоциональное состояние (свое и других), повышение самооценки.
  5. Развитие навыков саморегуляции.
  6. Развитие внимания, зрительной  памяти.
  7. Формирование понимания пространственных отношений.
  8. Формирование сенсорных эталонов.
  9. Развитие счетных навыков.
  10. Развитие навыков чтения.
Ожидаемые результаты:
  • снятие эмоционального напряжения;
  • повышение уровня развития коммуникативных навыков;
  • повышение уровня развития рефлексии;
  • снижение уровня агрессии;
  • формирование навыков взаимодействия в группе;
  • положительная динамика в развитии качественных характеристик познавательной сферы.

Вывод 

Опыт реализации программы показывает, что у ее участников стабилизируется актуальное эмоциональное состояние, улучшается их самочувствие, активизируется и формируется произвольность психических процессов, расширяется активный словарный запас, снижается тревожность, обновляется поведенческий репертуар. Таким образом, участие в программе создает условия для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения.
 

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе