- Степанова Ирина Федоровна
(Сыктывкар)
Организация: МАОУ сош 1 им.И. А.Куратова с углубленным изучением отдельных предметов
Актуальность программы
Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой учебной деятельности во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.
Одним из методов коррекции обнаруженных нарушений является интегративная модифицированная терапия на основе кинетического песка. Главное преимущество данного метода - полифункциональность: игры с кинетическим песком могут решать как коррекционные и развивающие задачи, так и использоваться для нормализации актуального эмоционального состояния. А также песочная терапия имеет огромный потенциал как один из диагностических проективных методов и может использоваться в комплексе мероприятий в работе как с детьми, так и со взрослыми.
Кроме этого, игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия, как одно из направлений психолого-педагогической арт-технологии, приобретает все большую актуальность при работе с детьми.
Новизна
В программе используется инноваионный материал– (kinetic sand) кинетический песок, состоящий из чистого кварцевого песка и полимерных материалов в разных пропорциях. Состав кинетического песка дает возможность удерживать песчинки и они рассыпаются иначе, чем обычный песок, добавляя свойства пластичности, рассыпчатости и полувлажности одновременно. Кинетический песок гипоаллергенен, нетоксичен, не требует дополнительной обработки в использовании и обладает антибактериальными свойствами.
Преимуществами песочной терапии с использованием кинетического песка являются:
- Доступность материала.
- Отсутствие необходимости специального оборудования и помещения.
- Экономия профессиональных ресурсов педагога-психолога за счет переноса вербальных форм взаимодействия в мануальные.
Цель программы
Предупреждение и устранение отклонений в поведении, развитие эмоционально-волевой сферы, произвольности психических процессов; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.
Задачи программы
- развитие памяти, внимания, мышления, речи ребенка;
- снижение уровня тревожности, релаксация;
- формирование социальных и коммуникативных навыков;
- развитие зрительно-пространственной ориентировки;
- развитие творческих (креативных) способностей;
- развитие рефлексии;
- коррекция отклоняющегося поведения.
Основные этапы реализации программы
- Диагностический этап – проведение диагностического исследования с целью определения дефицитарных особенностей учащихся.
- Консультативный этап – индивидуальные консультации по результатам диагностического исследования.
- Коррекционно-развивающий этап – проведение коррекционно-развивающих занятий.
- Аналитический этап – оценка результатов с помощью психологических диагностических инструментов, результаты наблюдений родителей и взрослых.
Темы занятий коррекционно-развивающего блока программы:
- Снятие напряжения, развитие восприятия. Развитие тактильных ощущений, увеличение словарного запаса в ходе обобщения чувственного опыта.
- Развитие самосознания, снижение уровня тревожности, агрессивности.
- Развитие умения пользоваться ресурсными состояниями; снятие напряжения.
- Умение распознавать эмоциональное состояние (свое и других), повышение самооценки.
- Развитие навыков саморегуляции.
- Развитие внимания, зрительной памяти.
- Формирование понимания пространственных отношений.
- Формирование сенсорных эталонов.
- Развитие счетных навыков.
- Развитие навыков чтения.
Ожидаемые результаты:
- снятие эмоционального напряжения;
- повышение уровня развития коммуникативных навыков;
- повышение уровня развития рефлексии;
- снижение уровня агрессии;
- формирование навыков взаимодействия в группе;
- положительная динамика в развитии качественных характеристик познавательной сферы.
Вывод
Опыт реализации программы показывает, что у ее участников стабилизируется актуальное эмоциональное состояние, улучшается их самочувствие, активизируется и формируется произвольность психических процессов, расширяется активный словарный запас, снижается тревожность, обновляется поведенческий репертуар. Таким образом, участие в программе создает условия для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения.