- Батаршев Анатолий Васильевич
доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, главный научный сотрудник, Филиал ФГБНУ «Институт управления образова-нием РАО» в Санкт-Петербурге (Филиал СПб ИУО РАО), г. Санкт-Петер-бург, ул. Черняховско-го, д. 2., (Санкт-Петербург)
- Касаткин Сергей Фёдорович
(Санкт-Петербург)
- Макарьев Игорь Сергеевич
кандидат педагогических наук, Руководитель Центра профориентации, профессионального сопровождения и консультирования инвалидов (детей-инвалидов), СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж», (Санкт-Петербург)
Актуальность
Актуальность исследования профессионально-личностного становления педагога определяется необходимостью повышения качества про-фессионального образования в быстро меняющихся социально-экономических условиях страны. Эффективное профессионально-личностное становление педагога возможно на основе выявления и последующего разрешения противоречий в учебном познании.
Основным противоречием в научном и учебном познании является противоречие между необходимостью достижения эффективного профес-сионально-личностного становления педагогов профессиональной школы, с одной стороны, и недостаточной разработанностью психолого-педагогических, аксиологических и акмеологических оснований в развитии субъектов педагогической деятельности в аспекте их профессионализации, - с другой.
Не менее важными являются противоречия между:
- стремлением педагогов профессиональной школы к достижению высокого уровня профессионализма деятельности, как одного из показате-лей их эффективного профессионально-личностного становления, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методов и форм психолого-педагогического, аксиологического и акмеологического сопровождения педагогов в процессе их развития и профессиональной самореализации, - с другой;
- необходимостью преодоления барьеров на пути профессионализации, самосовершенствования и самореализации педагогов, с одной сто-роны, и отсутствием научно обоснованных концептуальных положений о психолого-педагогических, аксиологических и акмеологических основаниях профессионально-личностного становления, - с другой.
Возникла настоятельная необходимость обоснования в 2015 году научных подходов и выявление закономерностей психолого-педагогического (в том числе аксиологического и акмеологического) сопровождения профессионально-личностного становления и развития педагога, а также необходимость разработки структуры и содержания учебно-методического обеспечения непрерывного профессионально-личностного становления субъектов педагогического труда.
Настоящий проект представлен по результатам выполнения фундаментальной темы НИР Филиала ФГБНУ «ИУО РАО» в Санкт-Петербурге «Психолого-педагогические, аксиологические и акмеологические основания профессионально-личностного становления педагога» (2013−2017 гг.) в соответствии с Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013−2020 гг. (утв. распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2012 г. № 2237-р) и Государственным заданием на НИР и ОЭР ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» Санкт-Петербурге на 2015 год и Планом фундаментальных исследований Российской академии образования на 2015 год.
Концепция поддержки развития педагогического образования, предложенная Министерством образования и науки Российской Федерации ещё в декабре 2013 года, обращает внимание на необходимость решения кардинальных проблем в педагогическом образовании:
- проблемы входа в профессию (низкий балл ЕГЭ абитуриентов пе-дагогических программ; отсутствие возможности отбора абитуриентов, мотивированных к педагогической деятельности на специальности и направления подготовки педагогов; низкий процент трудоустройства выпускников педагогических программ по специальности в систему образования);
- проблемы подготовки (неудовлетворительное качество подготовки выпускников; устаревшие методы и технологии подготовки; слабое вовлечение студентов в исследовательскую деятельность; плохое ресурсное оснащение учебного процесса в педагогических программах);
- проблемы удержания в профессии (отсутствие прогнозирования потребностей в педагогических кадрах по регионам; безответственность регионов в деле осуществления целевых программ и трудоустройства выпускников; низкая эффективность привлечения на должность учителя самых способных выпускников; отсутствие системы профессиональной поддержки и сопровождения молодых учителей (выделено нами), а также отсутствие карьерных перспектив учителя; задержка в школах учителей, не соответствующих современным требованиям к педагогу).
Основная цель данной концепции состоит в повышении качества подготовки педагогических кадров, приведение системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагога и ФГОГС общего образования и преодоление «двойного негативного отбора». Одной из задач выполнения такой программы модернизации профессионального образования является сопровождение начинающих педагогов, обеспечение их профессионального сопровождения и профессионального развития.
Социальная и научная значимость
Социальная и научная значимость заключается в:
- разработке теоретико-методических оснований аксиологического и акмеологического сопровождения профессионально-личностного становления и развития педагога;
- теоретическом обосновании интегративно-компетентностного подхода (как совокупности системного, личностно-ориентированного и процессуального), отвечающего социальному заказу, требованиям общества и личности в подготовке высококвалифицированного педагога-профессионала.
Практическая значимость
Практическая значимость заключается в научно-методическом обеспечении аксиологического и акмеологического сопровождения профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной образовательной организации.
Значение для развития психологии
Значение для развития психологии заключается в:
- моделировании психолого-педагогической системы аксиологического и акмеологического сопровождения профессионально-личностного становления и развития педагога;
- разработке показателей эффективности технологий сопровождения профессионально-личностного становления педагога-профессионала.
Цели проекта
- Раскрыть теоретико-методические предпосылки аксиологического и акмеологического сопровождения профессионально-личностного становления и развития педагога.
- Обосновать научные подходы и выявить закономерности аксиологического и акмеологического сопровождения профессионально-личностного становления педагога.
- Определить структуру и содержание учебно-методического непрерывного профессионально-личностного становления и развития педагога.
Аудитория, на которую рассчитан проект
Для руководителей, педагогических работников профессиональных образовательных организаций, педагогов и студентов педвузов, слушателей кусов повышения квалификации.