- Петропавловская Светлана Валентиновна
(Санкт-петербург)
- Ростомашвили Ия Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и специальной психологии, Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, (Санкт-Петербург)
Организация: СПб ГБУК "ГМП "Исаакиевский собор", ЧОУВО "Институт специальной психологии и педагогики"
Каждый человек по своей сути уникален, своеобразен, индивидуален в восприятии и познании окружающего мира, в своих переживаниях, в испытываемых потребностях.
В современных условиях трансформирующегося общества возрастает значимость социальных регуляторов, позволяющих поддерживать определённый экономический, этический, правовой, социокультурный и образовательный статус и создавать оптимальные условия для дальнейшего полноценного развития такой категории граждан России, как лиц с ограниченными возможностями здоровья, тем самым повышая качество их жизни.
В последнее время формируется новое понимание мира как сообщества, включающего различные микро-социумы, от равноправного взаимодействия которых зависит прогресс человечества. Центральным понятием нового подхода к общественному устройству становится социальная интеграция, цель которой - создание «общества для всех», где каждый индивидуум, со своими правами и обязанностями, независимо от наличия или отсутствия ОВЗ, играет активную роль. На сегодняшний день в России лица, имеющие различные ОВЗ, по-прежнему занимают определённый социальный статус - остаются дискриминируемой и сегрегированной группой, подвергаются эксклюзии, чувствуют себя обособленными, зачастую в реалии не являются полноправными гражданами своего государства. В России превалирует модель, при которой инвалидность до сих пор воспринимается исключительно как следствие индивидуальных нарушений здоровья.
Цель разработанной программы подготовки: повышение социально-психологической компетентности сотрудников музеев через осознание и преодоление внутренних барьеров (стереотипов сознания, шаблонов, искажённых представлений о жизни с ОВЗ) и овладение навыками конструктивного взаимодействия с людьми с ОВЗ.
Программа подготовки специалистов, перед которыми стоит не простая задача – создания социально доступного музейного пространства, реализуется на основе актуализации, обсуждения, теоретического анализа таких проблем, как:
- своеобразие восприятия окружающей действительности лицами с ОВЗ,
- психологические особенности взаимодействия экскурсовода с группой посетителей, имеющих различные ОВЗ,
- методические рекомендации по созданию увлекательных и понятных для восприятия людьми с ОВЗ экскурсионных программ в музейном пространстве,
- правила этикета с людьми с ОВЗ,
- оценка эффективности и доступности излагаемого материала для лиц с ОВЗ. Освоив теоретический блок, слушатели получают практический опыт в процессе тренингов.
В ходе освоения программы и самостоятельной работы слушатель разрабатывает и готовит экскурсию по тематике своего музея, учитывая психофизиологические особенности лиц с ОВЗ, и аналитическую записку теоретико-практического характера.
Современное сознание находится на пороге перехода от культуры полезности, где человек оценивается с точки зрения полезности, того, что он может дать государству, к культуре достоинства - «другой взгляд» - ведущей ценностью является непосредственно личность человека, независимо от того можно ли от неё что-либо получить.