- Духновский Сергей Витальевич
доктор психологических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Курганский филиал) (Санкт-Петербург)
Организация: Курганский государственный университет
В методике "Диагностика переживания кризиса личностью" заложены представление об интегральной индивидуальности человека (В.С. Мерлин), о его глубинно-психологических свойствах (Л. Зонди, А.В. Смирнов), представления о реакциях личности в ситуациях психологического кризиса, проходящих на непатологическом уровне (АГ. Амбрумова) и психологической устойчивости личности (Л.В. Куликов).
При рассмотрении переживания кризиса мы придерживались позиции А.Г. Амбрумовой, согласно которой его переживание проявляется в ситуационных реакциях субъекта, проходящих на непатологическом уровне: реакции эмоционального дисбаланса, демобилизации, пессимизма, отрицательного баланса, дезорганизации и оппозиции.
Рассматривая психологическую устойчивость как наличие личных превентивных ресурсов (адаптационно-компенсаторных способностей) для конструктивного преодоления кризиса, использовали представление Л.В. Куликова о психологической устойчивости как качестве личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость; оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях
На основании проведенных исследований и полученных эмпирических данных нами была разработана психодиагностическая методика «Переживание кризиса личностью» (ППК). Основное назначение методики – выявление профиля интегральной индивидуальности субъекта, переживающего (не переживающего) кризис, а также прогноза его возможного развития. Ниже приведено краткое её описание.
Форма проведения: компьютерная, «карандаш–бумага»; методика может выполняться в индивидуальном и групповом вариантах.
Структура: методика содержит 7 основных шкал и 1 вспомогательную шкалу.
- Шкала «Реакция эмоционального дисбаланса».
- Шкала «Пессимистическая реакция».
- Шкала «Реакция отрицательного баланса».
- Шкала «Реакция демобилизации».
- Шкала «Реакция оппозиции».
- Шкала «Реакция дезорганизации».
- Шкала «Психологическая устойчивость».
- Шкала «Положительный – отрицательный образ себя» (вспомогательная), позволяющая определить критичность самооценивания обследованного.
Время выполнения: 20-25 минут.
«Кризисный профиль» определяется соотношением показателя «Индекс ситуационного реагирования», определяющего величину кризисной нагрузки субъекта и показателя «Психологическая устойчивость», определяющего наличие (отсутствие) личных превентивных ресурсов – адаптационно-компенсаторных способностей для конструктивного (деструктивного) преодоления кризиса.
В рамках методики «ППК» по результатам тестирования выдается две формы диагностического отчета:
а) разъяснительно-поддерживающий отчет (для тестируемого), включающий в себя краткую характеристику кризисного профиля обследуемого и возможные рекомендации по профилактике деструктивного переживания кризиса посредством актуализации и реализации антропологического идеала (потенциалов здоровья) субъекта;
б) профессионально-психологический отчет (для психолога), включающий развернутую (содержательную) характеристику кризисного профиля обследуемого с указанием возможного прогноза его дальнейшего развития.
Разработанную психодиагностическую методику «Переживание кризиса личностью» (ППК) правомерно использовать в психологической, психолого-педагогической, психотерапевтической практике, а также в рамках оценки (в том числе и экспертной) персонала. В частности, цели использования методики «ППК» могут быть следующими:
- осуществление профилактики деструктивного переживания кризиса субъектами образовательного процесса;
- в целях профилактики коррупционных преступлений преподавателями ВУЗов и иных организационных структур, имеющих риск совершениях противоправных деяний, данной направленности;
- в целях развития и поддержание здоровья (соматического и психологического) субъектов образовательного процесса;
- в целях проведения и оценки индивидуально-психологических и личностно-профессиональных особенностей преподавателя ВУЗа, как субъекта образовательного процесса, а также субъектов иных организаций (например, муниципальных и государственных служащих).
Методика прошла государственную регистрацию электронного ресурса «Тест–ППК» (свидетельство № 21313). Документ «Свидетельство о регистрации электронного ресурса» – документ, выдаваемый государственной организацией на территории Российской Федерации, подтверждающий авторское право в аспекте новизны и приоритетности электронной разработки. Регистрация осуществляется объединенным фондом электронных ресурсов «Наука и образование» при ФГБНУ «Институт управления образованием» Российской Академии Образования.