Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2015 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Методика "Диагностика переживания кризиса личностью" (Тест-ППК)» (психодиагностическая методика)

Автор:

  • Духновский Сергей Витальевич

    доктор психологических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Курганский филиал) (Санкт-Петербург)

Организация: Курганский государственный университет

В методике  "Диагностика переживания кризиса личностью" заложены представление об интегральной индивидуальности человека (В.С. Мерлин), о его глубинно-психологических свойствах (Л. Зонди, А.В. Смирнов), представления о реакциях личности в ситуациях психологического кризиса, проходящих на непатологическом уровне (АГ. Амбрумова) и психологической устойчивости личности (Л.В. Куликов).

При рассмотрении переживания кризиса мы придерживались позиции А.Г. Амбрумовой, согласно которой его переживание проявляется в ситуационных реакциях субъекта, проходящих на непатологическом уровне: реакции эмоционального дисбаланса, демобилизации, пессимизма, отрицательного баланса, дезорганизации и оппозиции.

Рассматривая психологическую устойчивость как наличие личных превентивных ресурсов (адаптационно-компенсаторных способностей) для конструктивного преодоления кризиса, использовали представление Л.В. Куликова о психологической устойчивости как качестве личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравнове­шенность, сопротивляемость; оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях

На основании проведенных исследований и полученных эмпирических данных нами была разработана психодиагностическая методика «Переживание кризиса личностью» (ППК). Основное назначение методики – выявление профиля интегральной индивидуальности субъекта, переживающего (не переживающего) кризис, а также прогноза его возможного развития. Ниже приведено краткое её описание.

Форма проведения: компьютерная, «карандаш–бумага»; методика может выполняться в индивидуальном и групповом вариантах.

Структура: методика содержит 7 основных шкал и 1 вспомогательную шкалу.

  1. Шкала «Реакция эмоционального дисбаланса».
  2. Шкала «Пессимистическая реакция».
  3. Шкала «Реакция отрицательного баланса».
  4. Шкала «Реакция демобилизации».
  5. Шкала «Реакция оппозиции».
  6. Шкала «Реакция дезорганизации».
  7. Шкала «Психологическая устойчивость».
  8. Шкала «Положительный – отрицательный образ себя» (вспомогательная), позволяющая определить критичность самооценивания обследованного.

Время выполнения: 20-25 минут.

«Кризисный профиль» определяется соотношением показателя «Индекс ситуационного реагирования», определяющего величину кризисной нагрузки субъекта и показателя «Психологическая устойчивость», определяющего наличие (отсутствие) личных превентивных ресурсов – адаптационно-компенсаторных способностей для конструктивного (деструктивного) преодоления кризиса.  

В рамках методики «ППК» по результатам тестирования выдается две формы диагностического отчета:

а) разъяснительно-поддерживающий отчет (для тестируемого), включающий в себя краткую характеристику кризисного профиля обследуемого и возможные рекомендации по профилактике деструктивного переживания кризиса посредством актуализации и реализации антропологического идеала (потенциалов здоровья) субъекта;

б) профессионально-психологический отчет (для психолога), включающий развернутую (содержательную) характеристику кризисного профиля обследуемого с указанием возможного прогноза его дальнейшего развития.  

Разработанную психодиагностическую методику «Переживание кризиса личностью» (ППК) правомерно использовать в психологической, психолого-педагогической, психотерапевтической практике, а также в рамках оценки (в том числе и экспертной) персонала. В частности, цели использования методики «ППК» могут быть следующими:

  • осуществление профилактики деструктивного переживания кризиса субъектами образовательного процесса;
  • в целях профилактики коррупционных преступлений преподавателями ВУЗов и иных организационных структур, имеющих риск совершениях противоправных деяний, данной направленности;
  • в целях развития и поддержание здоровья (соматического и психологического) субъектов образовательного процесса;
  • в целях проведения и оценки индивидуально-психологических и личностно-профессиональных особенностей преподавателя ВУЗа, как субъекта образовательного процесса, а также субъектов иных организаций (например, муниципальных и государственных служащих).

Методика прошла государственную регистрацию электронного ресурса «Тест–ППК» (свидетельство № 21313). Документ «Свидетельство о регистрации электронного ресурса» – документ, выдаваемый государственной организацией на территории Российской Федерации, подтверждающий авторское право в аспекте новизны и приоритетности электронной разработки. Регистрация осуществляется объединенным фондом электронных ресурсов «Наука и образование» при ФГБНУ «Институт управления образованием» Российской Академии Образования.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе